Модельный эксперимент

Когда прямой эксперимент невозможен или затруднен (например, экономически невыгоден), то прибегают к Модельному эксперименту. В модельном эксперименте исследуется не сам объект, а его модель. Это обычно материальная модель. С введением модели структура эксперимента усложняется. Усиливается теоретическая сторона исследования (т. к. необходимо обосновать отношения подобия между моделью и объектом, а затем экстраполировать на этот объект полученные данные.

Метод экстраполяции = перенос знаний с одной предметной области на другую (ненаблюдаемую, неизученную). Его функция – оптимизация процесса познания (НАПРИМЕР, МЫ МОЖЕМ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ОДНОМ ВИДЕ И ПЕРЕНОСИТЬ ИХ НА ДРУГИЕ ВИДЫ). Процедура переноса знаний (лишь частично самостоятельна) входит в такие методы, как индукция, аналогия, моделирование, математическая гипотеза, статистические методы и т. д.

Факты

НАБЛЮДЕНИЕ, ИЗМЕРЕНИЕ, ЭКСПЕРИМЕНТ, МОДЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ дают ФАКТУАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ О МИРЕ.

Но! Термин «факт» (от лат. «сделанное, свершившееся») неоднозначен. Это может быть:

· совокупность фактов – эмпирическая основа для выдвижения гипотез

· факты имеют решающее значение в опровержении или подтверждении теории

СОС: идея позитивизма: факт как нечто, абсолютно независимое от теории. Это фактуализм.

СДС: наука никогда не имеет дело с «чистыми фактами» (Бор, Эйнштейн). Информация, собранная эмпирическими методами, не может быть прямо введена в корпус научного знания. Она нуждается в интерпретации, которая исходит из определенных теоретических предпосылок. Перед нами зависимость фактов от теории =). При смене теорий происходит изменение всего фактуального базиса науки. Это уже идея неокантианцев, постпозитивистов. Это теоретизм.

Это две крайние тенденции: верное решение в том, что научный факт, обладая теоретической нагрузкой, относительно независим от теории, поскольку в своей основе он детерминирован материальной действительность.

А. Уайтхед отмечал, что научное познание представляет собой соединение двух слоев. Один слой складывается из непосредственных данных, полученных конкретным наблюдением. Другой – наш общий способ постижения мира. Это слой наблюдения или Концептуальный слой Причем первый всегда интерпретируется вторым.

Факт науки имеет свою структуру:

  1. Объективная оставляющая (реальные процессы, события, структуры).
Это исходная основа
2. Информационная составляющая (фиксирует конкретную информацию)
3. Практическая детерминация факта (обусловленность факта существующими в данную эпоху возможностями наблюдения)
4. Когнитивная детерминация факта (зависимость от исходной теории)

*Факты должны быть эмпирически истинными, т. е. их истинность устанавливается опытным путем. Должно быть обобщение = обработка некоторого множества данных.

Как знание научные факты отличаются:

СОС (с одной стороны): высокой степенью истинности, вероятности, поскольку в них фиксируется «непосредственное данное». *Факт дискретен, т. е. он состоит из нескольких частей, принадлежит определенному времени и пространству. Он очищен от случайностей.

СДС (с другой стороны): факт еще и относителен, релятивен, т. е. он способен к дальнейшему уточнению

Чтобы получить факты, важны научные предпосылки, особенно в естествознании (там факты, как правило, уже сразу предстают в «теоретических одеждах». Там используются приборы, где уже заложены теоретические схемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: