Индукция = (переход к общему). У этого метода есть слабая сторона: недостаточная обоснованность. Перечисление фактов никогда не может быть завершено (здесь мне пришли на ум мысли о статистических сведениях: информация всегда собрана у определенного числа людей, но за скобками остается еще неопределенное число мнений. Потому-то люди с недоверием относятся к опросам общественного мнения. Да простят меня социологи). Свойства, полученные через индукцию, необязательно существенные. Получается, что сведения, полученные через метод индукции, носят вероятностный характер. Это «вероятное сведение». В широком смысле, индукцией могут быть названы:
Ø метод аналогий
Ø статистические методы
Ø модельная экстраполяция
Они лишь различаются степенью обоснованности перехода от фактов к обобщению.
Дедукция: = это не только метод перехода от общих суждений к частным, но и всякое необходимое следование из одних высказываний (посылок) к другим (заключениям) через правила логики. Это уже не «вероятное», а достоверное сведение. Существует два аспекта логического следования:
Содержательный (или семантический): Логическое следование зависит от смысла (содержания), и от смысла логических констант (и / или /если.., то..) | Формальный (или синтаксический): Логическое следование определяется запасом средств (аксиомы, теоремы, дедуктивные правила) = формальная выводимость |
Индуктивное и дедуктивное тесно переплетены. Индуктивное больше важно в науках, непосредственно опирающихся на опыт, а дедуктивное – в теоретических науках.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ: приведение в единую систему.
КЛАССИФИКАЦИЯ: разбиение на классы.
Классификация – разбиение любого множества на подмножества; систематика - упорядочивание объектов; таксономия – учение о любых классификациях с точки зрения структуры таксонов (соподчиненных групп объектов) и признаков.
При составлении определенной классификации есть некоторые правила:
- должно применяться одно и то же основание
- объем членов классификации должен равняться объему классифицируемого класса (соразмерность деления)
- члены должны взаимно исключать друг друга
Но есть и методологические проблемы при составлении классификации: например, трудность сочетания в одной классификации двух разных целей.
ЭМПИРИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА: вероятностное знание, которое носит описательный характер, В ней есть предположение, как ведет себя объект, но нет объяснения «Почему?». Например, «чем сильнее трение, тем большее кол-во тепла выделяется».
ЭМПИРИЧЕСКИЙ ЗАКОН: НАИБОЛЕЕ РАЗВИТАЯ ФОРМА ВЕРОЯТНОСТНОГО ЭМПИРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. Отличается от теорет. закона тем, что в теор. законе все делается через матем. абстракции.
4. Итак! Эмпирический уровень исследования достигает своего потолка, завершившись не созданием теории (как иногда ожидают), но лишь первоначальными обобщениями типа эмпирических законов и гипотез. * Исследования последних десятилетий пришли к выводу, что теорию нельзя строить только на основе индукции, она (теория) – не логическое следование из фактов, это во многом результат творчества ученого.
Литература:
- Микешина Л. А. Философия науки
- Лебедев С. А. Основы философии науки
- Кохановский В. П. Философия науки