В неё включаются:
1) субъект, проводящего экспериментальное исследование, или экспериментатор;
2) исследуемый объект;
3) условия и обстоятельства экспериментирования, к которым относят: конкретные условия времени и места, технические средства экспериментирования (прежде всего экспериментальную установку, а также сопутствующие инструменты и приборы) и теоретический контекст, поддерживающий данную исследовательскую ситуацию. Логическая схема эксперимента
Терминология экспериментального подхода включает следующие понятия. Все явления, факторы, воздействия, состояния, которые могут изменяться в данной исследовательской ситуации и принимать различные значения, называются переменными. Это могут быть как количественные величины, подлежащие измерению, так и неизмеряемые качественные состояния. Каждой переменной соответствует какое-либо число (но не менее двух) её возможных значений, т.е. область значений переменной. Среди переменных, включённых в экспериментальную ситуацию, есть
|
|
непустое множество переменных, которыми исследователь может управлять, меняя их значение. Эти переменные (как правило, это определённые виды воздействий, которые использует исследователь в данной ситуации) называются независимой переменной. Те переменные, которые, наоборот, изменяются при изменениях независимых переменных, называются зависимыми переменными. И наконец, существует ещё некоторая совокупность факторов, которые не являются предметом прямого исследовательского интереса, но оказывают дополнительное воздействие на зависимую переменную, затрудняя изучение связи зависимой и независимой переменных и внося неопределённость в результаты эксперимента. Они называются побочными факторами. Очень простой иллюстрацией данной схемы может служить физиологический эксперимент по определению зависимости частоты дыхания испытуемого от выполняемой им физической нагрузки. Здесь дозируемая физическая нагрузка будет независимой переменной, изучаемая частота дыхания — зависимой переменной, а побочным фактором может выступать, скажем, содержание углекислоты в физиологической лаборатории: когда в помещении с недостаточной вентиляцией становится душно, у испытуемого соответственно возрастает частота дыхания, что создаёт помехи в достижении цели эксперимента.
Простейшая схема экспериментальной ситуации, которая на самом деле представляет собой структуру классического однофакторного эксперимента, состоит только из двух переменных — независимой и зависимой (плюс побочные факторы) (см. рис. 1). В общем случае задачами экспериментатора являются устранение (или стабилизация) побочных факторов и выделение в чистом виде структуры «независимая переменная → зависимая переменная».
|
|
Легко видеть,- что структура «независимая переменная → зависимая переменная» обнаруживает значительное родство с математическим по-
Рис. 1. Логическая схема эксперимента
нятием функции: оно отражает идею зависимости одной переменной от другой, «аргумент функции → значение функции» (где аргумент пробегает область определения данной функции, а значение — соответственно, область значений). Действительно, с началом Нового времени происходит не только становление нового экспериментального метода в естествознании, но и практически синхронно этому разработка понятия функции в математике (хотя общие формулировки понятия функции были даны лишь в XVIII в.).
Итак, экспериментатор в ходе исследования пытается вмешаться в сам механизм протекания изучаемого процесса, в структуру того или иного явления. Цель эксперимента как исследовательской стратегии —1 выделить в изучаемом объекте существенные взаимосвязи, или, как мы говорили выше, интенсифицировать, углубить содержание эмпирического материала. Для прояснения общей логической схемы этой стратегии полезно ввести понятие идеального эксперимента1. Это абстракция, которая представляет в явном виде и стратегию экспериментатора, и логическую структуру, извлекаемую экспериментатором из исследуемой области.
В идеальном эксперименте учёный действует в абсолютно благоприятной для него ситуации; в реальности же мы работаем, как правило, лишь в условиях достаточно грубого приближения к ней. Ситуация идеального эксперимента обладает следующими свойствами:
1) условия экспериментирования являются абсолютно стабильными, т.е.| результирующая всех действующих побочных факторов есть величина неизменная;
2) эксперимент идеально, без искажений, воспроизводим и поддерживаем в этом состоянии, т.е. он может быть проведён сколь угодно много раз и продолжаться сколь угодно долго, так что в ходе эксперимента продуцируется бесконечная совокупность однородных данных;
3) экспериментальная ситуация полностью отражает те естественные ситуации, абстракцией которых она является, т.е. результаты, полученные в идеальном эксперименте, являются адекватно экстраполируемыми на определённый класс реальных ситуаций.
Чем больше соответствует реально проводимый эксперимент по своим условиям идеальному эксперименту, т.е. чем он больше похож на идеальную схему, тем он лучше с точки зрения его научной значимости. Для оценки этого качества эксперимента используют термин валидностъ (лат. validus — «сильный, действенный, годный»). Валидность — это в некотором смысле степень совершенства эксперимента.
1 Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982. С. 51-60.
Для более детальной оценки предлагают (Р. Готтсданкер, Д. Кэмпбелл И др.) различать валидность внутреннюю и внешнюю. Внутренняя валидность оценивает само планирование эксперимента, его организацию, его внутреннюю логику. Если мы достаточно надёжно устранили побочные влияния, почти как в идеальном эксперименте, то эксперимент обладает внутренней валидностью. В противном случае его можно назвать неудачным. Если результаты, полученные в эксперименте, идеально экстраполируемы на изучаемую предметную область, т.е. на класс реальных ситуаций, то эксперимент обладает внешней валидностью. В противном случае его можно назвать неадекватным. Таким образом, эксперимент должен быть и удачно спланирован, и экстраполируем по получаемым в нем результатам. Примером эксперимента с недостаточной внутренней валидностью может служить приведённый выше пример физиологического эксперимента, где не были учтены побочные факторы (возрастание углекислоты в воздухе лаборатории). Иллюстрацией темы внешней валидности эксперимента является типичная проблема экспериментальной биологии — расхождение между результатами, полученными в искусственных условиях (in vitro), и ожидаемыми результатами в естественных условиях (in vivo), когда встаёт задача экстраполируемости лабораторных данных на естественные ситуации.
|
|
Существенная и весьма трудоёмкая часть работы экспериментатора как раз и состоит в создании условий, приближающих данную исследовательскую ситуацию к схеме идеального эксперимента. Для этого он проводит нейтрализацию побочных факторов, добивается стабильного воспроизведения данного эффекта и поддержания его, обеспечивает условия достоверности фиксируемого эффекта (т.н. контроль эксперимента — использование отдельной совокупности объектов как контрольной системы, служащей для сравнения с непосредственно изучаемой системой), решает вопросы применимости полученных результатов к классу естественных ситуаций.
Кроме того, выделив искомую зависимость, убедившись в её постоянстве и воспроизводимости, экспериментатор исследует также её характер (выражается ли она какой-либо математической функцией, представляет ли она собой какую-то степень корреляции, объясняется ли она какими-либо причинно-следственными связями и т.п.).