Интеллектуальная деятельность и интеллектуальная собственность

(учебник Степина+самодеятельность)

В XVII веке Ф.Бэкон, предугадав роль науки в преобразовании всех сфер социальной жизни, утверждал, что знание - это сила. Английский философ имел в виду, прежде всего, то влияние, которое оказывает наука на развитие производительных сил общества. В условиях стремительного развития научно-технического прогресса в современном мире результаты интеллектуальной деятельности человека представляют не только силу, способную преобразовать мир, но и богатство, которое при наличии определенных условий приобретает статус собственности. По мнению западных философов, высказанному в конце XX века, будущая эпоха станет эпохой «ниспровержения материи» (the overthrow of matter) с пьедестала собственности и воцарения на нем знания и информации.

Сегодня производство – это материальное копирование, многократное повторение объекта промышленной собственности, который является итогом, результатом интеллектуальной деятельности. Такой итог для многократного материального воплощения имеет большую ценность, чем любая из его копий.

Актуализация проблемы интеллектуальной собственности и ее защиты обусловлена тем, что удельный вес прав на интеллектуальные продукты во внутреннем и международном социально-экономическом и культурном взаимодействии имеет явную тенденцию к увеличению. Практически любой товар и любая услуга, пользующиеся хотя бы минимальной популярностью на рынке, так или иначе, в качестве одной из своих составляющих включают интеллектуальный компонент. собственности, наносит обществу существенный материальный ущерб.

Таким образом, социальная потребность в изучении особенностей функционирования результатов духовной деятельности (знаний и информации) как интеллектуальных объектов и их правовой защиты, сформированная в обществе под влиянием активного развития и внедрения информационно-коммуникационных технологий выводит данную проблему на передний край.

Тем не менее, сегодня ситуация с инновациями и патентами по-прежнему характеризуется пренебрежением к значимости результатов интеллектуального труда. Несмотря на довольно значительную часть общества, занятую в сфере умственного труда, вопросы, связанные с интеллектуальной деятельностью и правовой принадлежностью ее результатов, до сих пор остаются открытыми.

Интеллектуальный продукт как результат творческой деятельности относится как к науке и технике, так и к художественному творчеству. В обоих случаях продуктом такой деятельности является знание, нашедшее выражение в определенной форме.

Интеллектуальный продукт ≈ Знание

Таким образом, любой объект интеллектуальной собственности должен обладать, как минимум, двумя признаками:

1) являться результатом интеллектуальной деятельности;

2) иметь объективную форму выражения.

Само право интеллектуальной собственности может возникнуть только с момента, когда "замысел" получил внешнее выражение в той или иной объективной форме. Так, обязательным основанием для предоставления авторско-правовой охраны является выражение произведения в "вещественном" виде: при этом не имеет значения, зафиксировано ли оно на информационном носителе или просто было оглашено "в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи" (статья 4 Закона Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах"). Пока замысел автора не проявился вовне, нет объекта охраны - требуется любое выражение идеи, образа, мысли, доступное для восприятия других людей.

Новое знание о мире и можно считать обобщенной формой интеллектуальных достижений. Творческий труд в области науки и техники и в области искусства приводит к созданию котирующегося на рынке товара. Через некоторое время пребывания на рынке (срок действия патента, срок востребованности писателя) их потребительская стоимость снижается, они переходят во всеобщее знание, не являющееся товаром.

Интеллектуальная собственность (ИС)– это исключительные права физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции, работ и услуг, т.е. фирменное наименование, товарный знак и др. (ГК РФ, ст. 1.38) Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться только с согласия правообладателя.

Как было сказано выше, результатом интеллектуального творческого труда является интеллектуальный продукт, который в определенных случаях представляет собой товар и пользуется рыночным спросом. У него есть собственник, владелец этого продукта.

Использование права владением ИС означает получение реальных или потенциальных доходов от копирования (воспроизведения) объектов. Весь смысл исключительных имущественных прав на ИС заключается в монополии на потенциальную прибыль.

Вообще, ИС включает права, относящиеся к:

· Литературным, художественным и научным произведениям

· Исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам

· Изобретениям во всех областях человеческой деятельности

· Научным открытиям

· Промышленным образцам

· Товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям

· Защите от недобросовестной конкуренции

Структура ИС:

1. Промышленная собственность

2. Авторское право

3. Смежные права на произведения науки и художественного творчества

Охрана авторским правом не исчерпывается копирайтом, хотя часто эти понятия используются как синонимы. Копирайт – это право получения с помощью интеллектуального продукта дохода, образующегося путем продажи копий творческого достижения, либо путем продажи самого копирования другому лицу. Вместе с тем копирайт не исчерпывает всех прав автора. Авторское право защищает и другие права, в частности, сохранение имени автора, невозможность правки произведения без согласия автора, и т.д.

Проблема ИС и ее правовой защиты имеет комплексный характер и выступает объектом исследования философии, правоведения, экономической теории. Ее постановка в философской литературе связана с необходимостью осмысления появления в системе социальных отношений особых когнитивно-информационных объектов, которые, выступая как результаты духовной деятельности людей, могут быть превращены в объекты экономики и права. Впервые эта проблема была поставлена в концепциях постиндустриализма, констатирующих экспансию интеллектуальных продуктов в обществе в связи с наступлением эпохи информатизации всех сфер социальной жизни.

Исторические предпосылки актуализации проблемы ИС, если кому интересно =)

Образование и становление института ИС на фоне человеческой истории произошло относительно недавно. В Англии в 12-14 веке давались привилегии лицам, которые создавали новые отрасли производства на базе импортных технологий. Это закреплялось искл. правами на владение опр. технологией - патентом («Letters Patent» - «Открытая грамота»). В начале 17 века в той же Англии был принят закон о монополиях.

В 19 в. в связи с бурным развитием торговли был поднят вопрос о товарных знаках. Они получили не только название, но и современное правовое наполнение.

Динамика развития процесса эксплуатации товарного знака:

1. Необходимость регистрации знака как основы для получения прав

2. Закрепление новых способов использования товарных знаков (передача, лицензирование)

3. Признание новых концепций защиты товарных знаков

1938 г., Великобритания – впервые предусмотрено нарушение прав на чужие товарные знаки (запрет на сравнение и выставление конкретных марок в негативном свете)

В России, 1896 г. – «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования» - действовало до 15 лет.

В СССР формально закон о патентах был, но тезис «все принадлежит народу» и невозможность частного предпринимательства означали потерю личной заинтересованности.

1992 – Патентный закон РФ.

И еще много гона доп. инфа, если кому совсем интересно =))))

Д.Белл и А. Тоффлер актуализировали вопрос о ценности информации в современном мире; М. Кастельс ввел понятие «информационного капитализма» и разработал положение о роли информационных потоков в организации «среды инноваций» сетевого общества, утверждая, что информациональный способ развития представляет новый путь создания богатства, Г. Шиллер обосновал дискурс о том, что информация должна превратиться в товар, то есть доступ к ней все чаще будет возможен только на коммерческих основаниях.

В отечественной философии интерес к анализу идеальных объектов, выступающих результатом творческой духовной деятельности и имеющих тенденцию к отчуждению, первоначально был связан с выявлением творческих потенций человека как субъекта труда. Не вводя понятие интеллектуальной собственности для характеристики продуктов интеллектуального труда, философы задумывались о возможности превращения этих продуктов в объект товарно-денежных отношений, высказывая тревогу об их дегуманизации. Эта проблема является традиционной для русской философии, о ней говорили и Н.А. Бердяев, и С. Н. Булгаков, и П.А. Сорокин. В современной отечественной философской литературе проблема производства и функционирования научных знаний, правовых, нравственных и эстетических ценностей в обществе, а также их влияния на социальные отношения актуализирована в работах В.В. Бибихина, B.C. Барулина, А.Н. Кочергана и др.

Начальной предпосылкой анализа интеллектуальной собственности и способов ее правовой защиты служит положение, согласно которому интеллектуальная собственность выступает не как владение вещами, а как владение знанием, информацией, то есть идеальными объектами, имеющими специфические формы существования.

Философские предпосылки формирования концепта интеллектуальной собственности, сущность которого обусловлена его идеальной природой, складываются на заре западноевропейской цивилизации в период античности, когда была осуществлена рефлексия накопленного знания и возможных способов его бытия. Еще в IV веке до н.э. Платон сформулировал концепцию, в которой обосновал различие материального мира (мира вещей) и нематериального мира (мира идей). Согласно платоновской философии, «истинное бытие - это некие умопостигаемые бестелесные идеи»; данные же ощущению эмпирические тела, вещи и явления - не истинны, поскольку вообще относятся не к бытию, а к чему-то подвижному, становлению.

Таким образом, в научно-философском знании возник теоретический конструкт, способный стать объектом самостоятельного анализа. А.Ф. Лосев, рассматривая платоновский идеализм, называет открытие разницы между идеей вещи и самой вещью небывалым торжеством науки того времени. «У Платона, - пишет А.Ф. Лосев, - мы находим не только примат идеи над материей, но все эти идеи образуют у него свой собственный мир со своими собственными законами и с их всемогущей и вездесущей значимостью».

Платон указывает на то, что идея вещи невещественна. Например, вода может замерзать или кипеть, а идея воды не может ни замерзать, ни кипеть. Идея воды не есть ни твердое, ни жидкое, ни газообразное тело, и вообще не есть тело. Далее. Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть своего рода идеальная вещь, или субстанция. Таким образом, платоновские идеи невещественны, но существуют объективно, более того, они задают существование вещам. Это обусловлено тем, что без осмысления того, что такое материя (вещь), то есть без признания в ней идеальных начал, невозможно ни существование "Логика и рост научного знания" Карла Поппера или "Личностное знание" Майкла Полани, вопросы, связанные с понятием интеллектуальной собственности, рассматриваются весьма поверхностно.

"Знание" всегда существует лишь в сознании индивида. Однако при рассмотрении процесса мышления отдельного индивида вся совокупность интеллектуальных ценностей, обладателями которой являются другие субъекты, вполне может рассматриваться как некая отдельная от данного индивида сущность.

Поскольку "из ничего ничто не возникает", то следует признать, что вся интеллектуальная деятельность в основе своей прежде всего опирается на "опыт человечества", накопленное знание, культурную среду, растящую и питающую личность.

"Люди не могут начинать с чистого листа, создавая мир мысли из ничего: действительно, их мысли - в общем и целом - являются продуктом интеллектуального наследия". Всякое творчество нуждается в информационном обеспечении, в знании и понимании многого из того, о чем мыслило человечество на протяжении своего существования - от Гомера до Гете, от Прометея до Чонкина: "Просвещенный ум составляется из умов всех предшествующих веков" (Фонтенель); "Наши знания - это накопленные мысли и опыт бесчисленных поколений" (Р.У. Эмерсон); "Хорошие книги - своего рода экстракт из содержимого лучших умов" (Вовенарг); "Чтобы на земле что-то выросло, нужен культурный слой почвы, нужно создавать его сантиметр за сантиметром,

Любые практические навыки приходят только после теоретической готовности к их восприятию (с этим не будет спорить ни один дантист и ни один архитектор). Чтение - главный и, может быть, единственный надежный источник мышления: "Люди перестают мыслить, когда они перестают читать" (Дидро). Скудный лингвистический репертуар резко ограничивает, например, количество категорий, на которые его обладатель делит внешний мир. "Пределы моего языка - это пределы моего мира", - писал Л. Витгенштейн. Обрести этот "мир" можно только ценой постоянно возобновляемых усилий: "Культура представляет собой в субъекте тяжкий труд" (Гегель).

З. Фрейд когда-то высказал мысль о том, что в психике ничто, однажды появившись, не может исчезнуть, все где-то сохраняется и при определенных условиях может всплыть на поверхность душевной жизни:"всякий познавательный процесс непрерывно превращается в память, и всякая память превращается во что-то другое". "Старое" знание порождает "новое" знание, из чтения одних книг рождаются другие, происходит процесс "генерации" известным ранее - новооткрытого. Знание обретает свою конечную цель и итог - творение, а сам этот процесс представляет собой не что иное, как процесс творчества. Мыслящий субъект - "творец духовных ценностей" - обогащает свой внутренний мир, индивидуальный опыт, "интеллектуальную родословную" посредством продуцируемого им "НОВОГО ЗНАНИЯ".

Творчество - это, в определенной мере, "социальное таинство". Искусство противится извлечению его за ту грань, за которой теряется соотношение между бессознательными психическими процессами и сознательной обработкой их результатов: "гениальный порядок обычных слов" нельзя получить "механическим" путем и, как правило, нельзя предсказать. Нельзя непосредственно "создавать" новые мысли, можно создавать только подходящие возможности для продуктивного мышления: "Мы не можем иметь мысль желанием иметь ее. Мысль должна случиться... Нельзя прямо мыслить, творить, можно лишь мыслить так, чтобы породилась возможность мысли" (М.К. Мамардашвили); "Художник не посвящен в загадку своего мышления" (Бальзак); "Всякий талант неизъясним" (Пушкин, "Египетские ночи"); "Всякая поэзия в определенном смысле таинственна - не каждому удалось узнать то, что ему удалось написать" (Борхес); "Все великие открытия делаются по ошибке".

Обычно считается, что до создания произведения оно формируется, складывается в сознании, представлении своего создателя, что замысел - прообраз произведения - предшествует его непосредственному воплощению. Однако "произведение изобразительного искусства является не иллюстрацией к мыслям автора, а конечным проявлением самого мышления", - утверждает американский искусствовед и психолог Р. Арнхем. Некоторые виды результатов интеллектуальной деятельности появляются только в процессе своего объективного выражения, "материализации" - и не ранее. В специальном же понимании творческой является не материально-производственная, а духовная деятельность. Впрочем, эти отличия не имеют принципиального значения, так как понятие "творчество" вполне может быть распространено не только на сам процесс мышления, но и на процесс создания, выражения "вовне" результатов духовной деятельности, их "объективизации". Объективное выражение результата интеллектуальной деятельности является необходимым условием передачи другим лицам "нового знания", не известного никому, кроме породившего его субъекта, условием появления ОБЪЕКТИВНО ВЫРАЖЕННОГО "НОВОГО ЗНАНИЯ", материального носителя творческого результата. Этот процесс закономерно может быть признан творческим в широком смысле слова: "Все, что вызывает переход из небытия в бытие, - творчество" (Платон). Именно на этом этапе происходит отбор из массы возможностей, "заготовок", порожденных "роскошью и небрежностью воображения" (Пушкин), того единственного, "итогового" варианта, которому суждено будет появиться во "внешнем" по отношению к данному субъекту мире в качестве объективно выраженного результата интеллектуальной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: