Уровни научного знания


В ней выделяются три уровня:

  1. эмпирический;
  2. теоретический;
  3. философских оснований.

Все эти уровни взаимосвязаны.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ ЗНАНИЯ

1. На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые:

  • получают знания об определенных событиях;
  • выявляют свойства интересующих их объектов или процессов;

· фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности.

Для знаний, полученных на эмпирическом уровне, характерно то, что они являются результатом непосредственного контакта с живой реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне мы получаем знания об определенных событиях, выявляем свойства интересующих нас объектов или процессов, фиксируем отношения и, наконец, устанавливаем эмпирические закономерности.

2. Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части:

1) фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами;

2) теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий.

Теоретический уровень науки всегда надстраивается над эмпирическим уровнем.

Теория, представляющая этот уровень, строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности (главная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать и объяснить все множество данных эмпирического уровня).
Однако теория строится таким образом, что она описывает непосредственно не окружающую действительность, а идеальные объекты (пример – материальная точка). Такие объекты можно интеллектуально контролировать.

В теории задаются не только идеальные объекты, но и взаимоотношения между ними, которые описываются законами. Кроме того, из первичных идеальных объектов можно конструировать производные объекты.

В итоге теория, которая описывает свойства идеальных объектов, взаимоотношения между ними, а также свойства конструкций, образованных из первичных идеальных объектов, способна описать все то многообразие данных, с которыми ученый сталкивается на эмпирическом уровне.

Происходит это следующим образом: из исходных идеальных объектов строится некоторая теоретическая модель данного конкретного явления и предполагается, что эта модель в существенных своих сторонах, в определенных отношениях соответствует тому, что есть в действительности.

Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то теоретический объект можно, в принципе, описать как угодно детально и получить как угодно далекие следствия из исходных представлений. Если исходные абстракции верны, то и следствия из них будут верны.

3. Уровень философских предпосылок (философских оснований) содержит общие представления о действительности и процессе познания.

Например, известная дискуссия Бора и Эйнштейна по проблемам квантовой механики по сути велась именно на уровне философских оснований науки, поскольку обсуждалось, как соотнести аппарат квантовой механики с окружающим нас миром. Эйнштейн считал, что вероятностный характер предсказаний в квантовой механике обусловлен тем, что квантовая механика неполна, поскольку действительность полностью детерминистична. А Бор считал, что квантовая механика полна и отражает принципиально неустранимую вероятность, характерную для микромира.

Определенные идеи философского характера вплетены в ткань научного знания, воплощены в теориях. Теория из аппарата описания и предсказания эмпирических данных превращается в знания тогда, когда все ее понятия получают онтологическую и гносеологическую интерпретацию.

Иногда философские основания науки ярко проявляются и становятся предметом острых дискуссий (например, в квантовой механике, теории относительности, теории эволюции, генетике и т.д.). В то же время в науке существует много теорий, которые не вызывают споров по поводу их философских оснований, поскольку они базируются на философских представлениях, близких к общепринятым.

Необходимо отметить, что не только теоретическое, но и эмпирическое знание связано с определенными философскими представлениями.

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЕЙ ЗНАНИЯ

Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст.

Осознание этого в методологии науки обострило вопрос о том, как же эмпирическое знание может быть критерием истинности теории?

Дело в том, что, несмотря на теоретическую нагруженность, эмпирический уровень является более устойчивым, более прочным, чем теоретический. Это происходит потому, что эмпирический уровень знания погружается в такие теоретические представления, которые являются непроблематизируемыми. Эмпирией проверяется более высокий уровень теоретических построений, чем тот, что содержится в ней самой. Если бы было иначе, то получался бы логический круг, и тогда эмпирия ничего не проверяла бы в теории. Поскольку эмпирией проверяются теории другого уровня, постольку эксперимент выступает как критерий истинности теории.

11. Социальные характеристики научной профессии:

Иметь науку в качестве своей профессиональной деятельности – значит иметь свободную профессию. Важно знать для начала, что научное знание существенно отличается от так называемого повседневного знания:

Научное знание: Предмет: фрагмент реальности, который исследуемый и закономерный. (объективная реальность) Метод: анализ, систематика, деление на маленькие компоненты. Продукт: 1) открытие новых объектов реальности; 2) конструирование новых технологий; 3) прогнозирование. Истина: в вариативности, ибо существует множество «истин». Повседневное знание: Жизненный опыт. (субъективная реальность) Хаотичные методы: не следуя никаким правилам, использование здравого смысла. Технология повседневного существования (безопасность, нормы, правила, полезные советы, и т. п.) Практика повседневности. Это донаучное знание, которое существует рядом с настоящей наукой.

«Наука как призрение» - профессионал принимает все правила и традиции, которые существуют для этой профессии.

Поскольку научная профессия (как и, например, юриспруденция и дипломатия) является свободной профессией, то она определяется системой требований, которую формируется самым профессиональным институтом. Подобный институт должен быть автономной в привлечении новых членов, их подготовке и контроле их профессионального поведения. О профессионалах судят не по таким вещам, как манеры, место рождения или политические убеждения, а исключительно по их владению соответствующими знаниями и степени участия в их умножений. Так как по этим критериям профессионала могут оценивать только коллеги, научная профессия должна отвоевать для себя значительную автономию, либо, в конце концов, совершенно распасться. Для научной профессии существуют следующие требования:

1) базовые умения и навыки (их мы обычно получаем в процессе учебы в высших учебных заведениях);

2) знание аппарата (его вполне можно усвоить довольно быстро, проработав немножко в таких же заведениях);

3) знание и применение научных методов (увидим, владеем ли мы ними, в ходе написания научных работ);

4) правильное изложение и представление полученных научных результатов (это необходимо для того, чтобы другие могли читать и принимать те же написанные нами научные работы, упомянутые под номером 3);

5) критическая рефлексия (без нее мы не можем здраво оценивать работы других ученых в нашей области, не можем и оценивать свои же работы, не говоря уже о том, чтобы развивать науку дальше!).

Этос научной профессии (правила поведения в научной среде):

1) Состязательность (поскольку мир науки постоянно должен находиться «в гонках», так как стремление быть наилучшим среди лучших двигает науку вперед);

2) Конвенциональность (можно договориться между собой – в научных коллективах, например);

3) Комплиментарность (отдать при своих исследованиях должное предыдущим ученым в виде ссылок и упоминаний их работ, уважать своего научного руководителя и его/ее мнение, знать свое место в строгой же очень научной иерархии);

4) Объективность;

5) Системность (все должно включаться в существующую систему);

6) Дифференция между научным и человеческим.

Внутри всех свободных профессий должны быть разные формы вознаграждения, выступающие достаточным стимулом для специалистов и обеспечивающие их высокую мотивацию относительно профессиональной карьере. Научная профессия никогда не могла конкурировать с другими специальностями ни по уровню своего материального вознаграждения, ни по престижности. Может быть, единственным преимуществом ученого-профессионала является возможность заниматься любимым делом. Поэтому для ученого существуют другие блага, к которым он может стремиться, вместе высокой зарплаты.

Система вознаграждения (гонорарная система) в научной профессии:

1) Государственные вознаграждения (оклады + гранты + премии);

2) Символические, внутренние вознаграждения:

а) Научные степени (за защиту научных работ):

Бакалавр – магистр – кандидат – доктор наук.

b) Научные звания (за педагогическую работу):

Ассистент - доцент – преподаватель – профессор.

c) Организованно-должностная система академических званий:

Ассистент – доцент – преподаватель – профессор.

Ученый секретарь – заведующий кафедрой – декан факультета.

Начальник отдела – проректор – ректор – академик.

d) Научно-должностные звания:

Председатель проблемного совета – председатель/секретарь ученого совета – председатель/секретарь диссертационных советов (кандидатских и докторских) – член совета – член редакции научных реферируемых журналов – член научно-исследовательских программ и проектов – член Академии наук.

e) Учебно-коммуникативные формы поощрения:

Рост числа учебников – повышение качества работ исследователей – рост индекса цитирования – стажеры – стажировки в другие вузы или в другие страны (где, безусловно, тоже «другие» вузы).

Формы презентации своих результатов в научной профессии:

1) тезисы (способ заявить о себе);

2) статьи, доклады, обзоры (магистерская и кандидатская работы: к решению поставленной научной проблемы через усвоение научных методов);

3) монографии, учебные пособия (по спецкурсу, например), учебники (расширять исследовательское поле, разработать свои научные методы).

Система вознаграждения, разумеется, тесно связана с научными результатами ученых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: