Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики решает широкий круг задач – от методологического обоснования созидательного потенциала культурной деятельности и ее правового, экономического, политического, духовного, материально-технического, организационно-методического и кадрового обеспечения, до разработки культурной политики и внедрения эстетических начал в труд, познание, быт, досуг и иные формы жизнедеятельности. Однако ее ведущая функция концентрируется на раскрытии научных основ вовлечения человека в мир культуры, создания благоприятной культурной среды, удовлетворения и последовательного возвышения духовно-эвристических и художественно-творческих интересов и потребностей разных групп населения. И в этом прикладная культурология органично смыкается с педагогикой, используя ее веками наработанные методы хоминизации, социализации, инкультурации и стимулирования индивидуального развития личности. С другой стороны, педагогика, интегрируя в себе не менее широкий комплекс задач научного обеспечения процесса обучения и воспитания человека, во всем, что связано с формированием культуры индивида или социальной общности, опирается на теоретическую, историческую и прикладную культурологию.
Преподавание литературы в средней школе или обучение дошкольников основам изобразительного или музыкального искусства строится на принятых в педагогике принципах дидактики, но содержание этого процесса коренится в культурологии. Даже в естественно-математических и технических дисциплинах, призванных наряду со специальными знаниями формировать культуру мышления и эстетическое отношение к данному виду деятельности, решение этих задач осуществляется с учетом специфики культуры и культурных процессов.
В конце XX века в системе непрерывного образования во взаимосвязи с традиционными циклами естественно-математических и социально-экономических дисциплин утвердило себя культурологическое направление, включающее:
начальное художественное обучение в детских садах и учреждениях начального образования;
раскрытие основ теории и истории культуры в средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;
научное осмысление проблем теории и истории культуры средствами культурологических дисциплин в высшей школе.
В духовной жизни современного общества все большую роль играет система дополнительного образования, позволяющая не только углублять и расширять художественные познания разных групп населения, но и включать их в разнообразные формы социально-культурного творчества, способствующие преобразованию знаний о культуре в художественно-эстетические убеждения, в нормы, принципы и навыки социально-культурной деятельности. Если к этому добавить основанную на педагогике С.Т.Шацкого и А.А.Брянцева художественно-просветительную деятельность театров юного зрителя; широко реализуемые сегодня принципы музыкальной педагогики Б.В.Асафьева, Л.А.Баренбойма, Д.Б.Кабалевского, Б.Л.Яворского; педагогику пропаганды изобразительного искусства Б.М.Неменского; методику нравственно-эстетического воспитания средствами киноискусства С.А.Герасимова или утверждающиеся ныне на телеканале «Культура» художественно-педагогические формы эстетического просвещения, то правомерно сделать вывод о том, что в современной России сложилась система воспитания разносторонне развитой, художественно-образовательной и духовно богатой личности. Содержание образовательно-воспитательного процесса в этой системе детерминировано культурологией, а методика воздействия на разум и чувства обучающихся - педагогической культурологией.
Совокупный опыт культурологического образования и воспитания позволяет сделать вывод, что педагогическая культурология – это область науки и социальной практики, которая интегрирует в себе принципы педагогики и культурологии и, опираясь на их взаимодействие и взаимовлияние, раскрывает методику историко-культурного просвещения и вовлечения индивида в социально-культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в художественно-эстетические убеждения, нормы и принципы духовной жизни.
Введение в научный оборот понятия «педагогическая культурология» позволяет более четко определить границы использования педагогики в сфере социально-культурной деятельности. Когда говорится о методике преподавания культурологических дисциплин, раскрытии вопросов культуры в разных формах обучения или о пропаганде художественно-эстетической культуры средствами искусства – это предмет педагогической культурологии. Когда речь идет о технологии разработки и реализации культурной политики, социально-культурного проектирования или создания благоприятной культурной среды – это, естественно, собственно прикладная культурология. Когда же мы сталкиваемся с механизмом вовлечения человека в мир культуры, правомерно видеть в нем органичное соединение и прикладной, и педагогической культурологии – двух направлений науки и социальной практики, которые взаимно дополняют и обогащают этот процесс.
Педагогическая культурология – понятие новое. Его нет в существующих учебных пособиях и словарях, однако на практике многое из того, что раскрывает это направление науки применяется достаточно давно. Пропагандой культуры средствами искусств на Руси занимались веками. Православная церковь вовлекала людей в мир культуры с помощью музыки, хорового пения, изобразительного и ораторского искусства; с XVIII века во многих помещичьих усадьбах крепостные крестьяне и их дети участвовали в театральных постановках; оригинальные методы приобщения широких слоев населения к музыкальной классике, живописи и скульптуре использовали члены «Могучей кучки» и «Движения передвижников». Диапазон художественного просвещения простирался от Талашкинской школы искусств М.К.Тенишевой и Лиговского народного дома художественного воспитания рабочих С.В.Паниной до благотворительных концертов Ф.И.Шаляпина, Л.В.Собинова, А.В.Неждановой, на которых великие мастера сцены доносили до гимназистов, студентов, солдат чарующие мелодии русской и западноевропейской оперы.
И священнослужители, приобщавшие людей к искусству, и помещики, вовлекавшие своих крестьян в театральное творчество, и многочисленная армия российской интеллигенции, считавшая своим гражданским и нравственным долгом способствовать повышению общекультурного уровня населения страны, решали эти задачи методами педагогической культурологии, но делали это интуитивно, спонтанно. В чем-то их деятельность была достаточно успешной, в чем-то допускала существенные ошибки. Однако сегодня, в условиях формирующегося информационного общества, когда Интернет и иные новейшие электронные средства обрушивают на людей лавину самого противоречивого воздействия – от шедевров мировой культуры до их абсолютных антиподов – строить процесс инкультурации на уровне обыденного сознания, безусловно, нельзя.
В современной социально-культурной ситуации формирование духовного богатства личности может быть эффективным лишь на научной основе. И педагогическая культурология в этом плане может принять на себя широкий круг задач. Она способна помочь индивиду разобраться в сложных и противоречивых процессах культурной жизни, воспитать интерес и любовь к искусству, привить художественных вкус, выработать умение воспринимать и оценивать явления духовной жизни, наслаждаться подлинными творениями человеческого гения, отвергать любые формы псевдоискусства, вносить свой вклад в создание ценностей культуры.
Педагогическая культурология призвана обеспечить преобразование явлений и процессов культуры из «вещей в себе» в «вещи для нас»; сделать доступным любым слоям населения театральное, музыкальное, изобразительное и иные жанры искусства; дать возможность наиболее полно реализовать нравственно-эстетический потенциал художественной культуры. Но для этого, прежде всего, необходимо выявить сущность и специфику этой области духовной жизни, обосновать механизм ее восприятия, раскрыть совокупность приемов и способов вовлечения людей в систему социально-культурной деятельности, обеспечивающей ее дальнейшее развитие.
Богатство и многообразие художественной культуры обусловили неослабевающий интерес к ней со стороны ряда наук. Философы исследуют ее методологическую основу, содержание, структуру и функции, социологи изучают формы распространения художественной культуры и уровень овладения ею различными группами населения, психологи постигают специфику художественных способностей и художественного творчества, а педагогическую культурологию интересует процесс формирования личности под воздействием художественной культуры, и в этой области за последние десятилетия достигнут определенный прогресс. Многие работы, посвященные изучению этой проблемы, способствовали дальнейшей разработке таких вопросов, как понятие, структура, функции художественной культуры и ее место в жизни общества. Указывая на богатейший созидающий потенциал различных видов искусств, ряд специалистов (Ю.Б.Борев, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Ю.А.Лукин, Т.С.Махлина, Ю.У.Фохт-Бабушкин и др.) раскрывают специфику восприятия каждого из них, подчеркивают особенности их использования как средств духовного развития, как для отдельных индивидов, так и для социальных общностей.
Давая обобщенную оценку художественной культуры, Ю.У.Фохт-Бабушкин определяет ее как ядро эстетической культуры[175], а Л.Н.Коган видит в ней степень реализации сущностных сил социального субъекта в художественном освоении действительности[176]. Ю.Б.Борев обращает внимание на специфику искусства, которое вовлекает аудиторию в выработку эстетических идей и заставляет читателя, зрителя, слушателя интериоризировать художественные идеи в личной форме[177], а М.С.Каган отмечает способность искусства «раздвинуть границы реального опыта жизни, значительно расширить жизненный кругозор»[178].
За последние годы появилось немало интересных работ, посвященных проблеме функций искусства[179]. Отсутствие единства в трактовке этих функций говорит о сложности предмета исследования и возможности различных подходов к его рассмотрению. Но, так или иначе, всеми авторами признается такая функция искусства, как его преобразующее воздействие на личность (например, у М.С.Кагана – социально-организационная функция как базовое звено многоуровневой системы искусств; у Ю.Б.Борева – общественно-преобразовательная, познавательно-эвристическая, воспитательная функции).
Педагогическая культурология строит механизм восприятия искусства на использовании способности психики индивида поддаваться внушению, подражать героям художественных произведений, а главное сопоставлять отраженные в искусстве явления и процессы со своим жизненным опытом, сопереживать, соизмерять себя с мыслями, чувствами и поступками этих героев.
Сила искусства проявляется в том, что оно одновременно воздействует и на разум, и на чувства человека, вызывая широкую гамму эмоционального восприятия – от симпатии, восхищения и восторга до грусти, негодования и презрения.
Органично соединяя интересы и потребности личности и общества, искусство раскрывает свою социальную сущность в способности реализовать:
гносеологическую функцию познания действительности;
аксиологическую функцию определения ценностей окружающего мира;
эвристическую функцию активизации и развития творческих потенций человека;
просветительную функцию распространения знаний о сути наиболее значимых событий и явлений бытия;
пропагандистскую функцию формирования общественного сознания и утверждения определенных философских, экономических, политических, правовых, нравственных, эстетических, экологических и иных концепций и идей;
коммуникативную функцию обеспечения духовного общения людей на базе восприятия ценностей культуры;
гедонистическую функцию стимулирования душевного подъема и чувства наслаждения;
воспитательную, по сути интегрирующую в себе все вышеперечисленные функции и способствующую проявлению деятельной сущности искусства, его социальной предназначенности стимулировать процесс общественного преобразования действительности.
Специфика искусства проявляется в том, что оно реализует свои социальные функции во взаимосвязи, взаимодействии и ситуации активного взаимодополнения с другими сферами духовной жизни. Гносеологическую, познавательную функцию в первую очередь осуществляет наука; просветительную – широкая система непрерывного образования; пропагандистскую – политические институты государства и общества и их средства печатной, электронной и иной информации. Однако искусство не дублирует, а усиливает и обогащает их воздействие. Используя феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия, искусство активизирует и интенсифицирует процесс восприятия действительности, раскрывает ее в эстетическом многообразии, способствует открытию новых граней в известных явлениях и фактах, учит видеть прекрасное, поднимает на новую высоту духовный мир человека.
Вне искусства нет силы, которая одновременно позволяет индивиду видеть, слышать, чувствовать, мыслить, сопереживать и, по сути, вслед за создателем этого творения подняться до уровня художника. При этом искусство не может быть назидательным, решать узко утилитарные задачи. Его воспитательное воздействие проявляется в том, что оно возвышает человека, выводит его за пределы будничного, заставляет оперировать категориями вечного.
Л.С.Выготский[180] и его последователи убедительно показали, что искусство вызывает не обыденные, отражающие биологическую сферу личности, а художественные эмоции, носящие социальный характер и отличающиеся осмысленным восприятием окружающего мира. Это достигается благодаря тому, что искусство не копирует природу, а обобщает, отражает среду обитания, выражая ее смысл и сущность.
Искусство породило и стало основой деятельности многочисленных институтов социально-культурной сферы, каждое из которых обрело определенный профиль, приняло на себя конкретные функции. Это, в первую очередь:
социальные институты по производству произведений искусства (киностудии, художественно-творческие и художественно-производственные мастерские, дома художественного творчества, дома прикладных искусств и т.д.);
культуроохранительные институты (дворцово-парковые, ландшафтные, историко-художественные заповедники, реставрационные мастерские и т.д.);
культурно-просветительные учреждения, специализирующиеся на пропаганде искусства (художественные музеи, кинотеатры, видеотеки, музыкальные салоны и т.д.);
образовательно-воспитательные учреждения художественного профиля (школы изобразительных искусств, музыкальные школы, хореографические студии, вузы искусств и т.д.).
Особое место занимают театрально-зрелищные учреждения (театры, филармонии, цирки и др.), которые интегрируют в себе и создание ценностей культуры, и опирающуюся на них повседневную культурно-просветительную деятельность.
Как образно заметил Луи Жуве[181] театр – это самое совершенное, удивительное и оригинальное изобретение человека. Его феномен пытаются исследовать, по крайней мере, более двух с половиной тысячелетий. От Аристотеля и Эпикура до наших дней представители разных наук стремятся раскрыть механизм его воздействия, понять природу его коллективного искусства, осознать синтетический характер используемых им выразительных средств, оценить роль и место драматурга, режиссера, актера и других участников процесса создания театрального действия. В последние годы в исследование проблем современного театра активно включились социологи, социальные психологи, экономисты, сценографы, специалисты электронной техники, других направлений научного знания. И в целом правомерно констатировать, что театроведение сумело представить общественному мнению достаточно полную и достоверную картину состояния театрального дела. Однако белым пятном на этом фоне представляется раскрытие сути и природы социально-культурной деятельности отечественного театра, определение методики художественно-педагогического воздействия театра на разные группы зрителей, обоснование оптимальной технологии формирования театральной культуры населения и в первую очередь молодежи.
Включаясь в исследование социально-культурной деятельности театра, филармонии, цирка, мы видели особую значимость этих центров культуры в том, что их искусство представляет собой творчество, совершаемое на глазах у зрителя. Театральный спектакль, цирковое представление, филармонический или эстрадный концерт каждый раз воспроизводятся заново, и зритель воспринимает не только результат сценического действия, но и сам творческий акт. Он становится свидетелем, и в значительной мере соучастником создания духовных ценностей.
Замечательный русский актер и руководитель труппы Малого театра А.И.Южин очень точно подчеркнул, что публика для актера – это холст для художника, но холст живой, отзывчивый, помогающий художнику, дополняющий его, зажигающий актеров своим дыханием, с любовью и радостью купающий свою душу, свою мысль, нервы и сознание в потоках их вдохновения. Произведения сценического искусства живут лишь до тех пор, пока идет спектакль, представление, концерт, пока не прекратился творческий процесс. Их можно записать на пленку, но от этого действие существенно потеряет то, что совершается на сцене, происходит здесь и сейчас. Произведения живописи, художественная фотография, кинофильм или книга, посвященные самой горячей теме современности, изображают ее как явление свершившееся, то есть как прошлое. Театр же, даже ставя Софокла, Шекспира или Пушкина, играет их в настоящем времени.
Как бы ни было велико эстетическое наслаждение, доставляемое восприятием любого художественного произведения, оно никогда не заменит радости, доставляемой воздействием самого процесса художественного творчества. Зритель может десятки раз смотреть один и тот же спектакль, слушать симфоническое или камерное произведение, наслаждаться цирковыми трюками, но каждый раз он имеет дело с рождением нового художественного произведения.
По своей природе сценическое искусство предполагает активную позицию зрителей, ибо ни в каком ином искусстве нет такой зависимости творческого процесса от его восприятия, как в театре, филармонии или цирке. Как бы ни относился посетитель картинной галереи к полотнам живописцев, ни одного штриха это отношение в них не изменит. Актер же, дирижер или музыкант как чуткий барометр реагируют на малейшее движение в зале и откликаются на него – чуть большей продолжительностью пауз или, наоборот, ускорением ритма, какими-то иными нюансами исполнения.
Любой спектакль, представление или концерт – своеобразный поединок с залом, потому что каждый раз зрителя нужно заново завоевать, сделать своим союзником, превратить в соучастника творческого процесса. Оперируя к чувствам и мыслям зрителей, театр воздействует не на отдельного человека, как книга или картина, которую каждый может прочесть или посмотреть наедине с собой, он обращается одновременно ко множеству людей, собравшихся в зрительном зале, воздействует на всех сразу, формируя коллективное сознание, основанное на взаимном заражении, на едином чувстве сопричастности к происходящему действию.
Издревле театр выполнял в обществе благородную роль института просвещения и воспитания широких социальных слоев, выступая как уникальный вид искусства массового показа и восприятия, обладающий привлекательностью незафиксированности и сиюминутности.
На всех этапах истории театр был могучим оружием гуманизма, одним из самых мощных институтов самовоспитания человечества. Истина, провозглашаемая с театральных подмостков, по силе и широте своего воздействия всегда была не сопоставима с истиной, которая была заложена в других формах искусства.
Сила театра проявляется в том, что удовольствие здесь сочетается с поучением, спокойствие с возбуждением, забавы с образованием. «Более, чем какое-либо иное общественное учреждение в государстве, театр есть школа нравственной мудрости, путеводитель по гражданской жизни, верный ключ к сокровеннейшим входам в человеческую душу. – писал Ф.Шиллер, - …Театр есть общий канал, по которому от мыслящей, лучшей части народа струится свет истины, мягкими лучами распространяясь отсюда по всему государству. Более верные понятия, более высокие правила поведения, более чистые чувства растекаются отсюда по всем жилам народа»[182].
Появившись вначале как развлечение, театр постепенно стал для человека школой познания жизни, выразителем его чувств, стремления к общности, к коллективному сопереживанию.
Театральное искусство раздвигает жизнь человека далеко за пределы его физического существования. Восприняв образы театра, интериоризовав их, зритель незаметно для себя расширяет собственное духовное бытие. Искусство театра владеет поразительной способностью сливаться с жизнью. Жизнь, показанная со сцены, не только предмет увлекательного зрелища и поучительного познания, она еще и часть собственной жизни зрителя, ибо он в эту жизнь свободно вошел, она стала ему близкой и знакомой. Эта жизнь для него реальность, некогда существовавшая сама по себе, а ныне, в сегодняшний вечер, воссозданная искусством.
Идейная и эмоциональная емкость, широкая наглядность, способность непосредственно воздействовать на большие массы людей делают театр одним из наиболее действенных форм духовного воспитания народа. По словам Гарсиа Лорки: «Театр – одно из самых действенных полезных орудий в строительстве страны, это барометр, отмечающий ее величие или упадок. Чуткий театр, верно направленный во всех своих жанрах – от трагедии до водевиля, - может в несколько лет изменить мировосприятие нашего народа. А театр искалеченный, у которого вместо крыльев – копыта, может развратить и усыпить целую нацию»[183].
«Театр – счастливец, - писал К.С.Станиславский, - он и в дни мира и в дни войны, в дни голода и урожая, и в дни революции и мира оказывается нужным и наполненным. Когда весело и радостно на душе – люди идут к нам, чтоб веселиться; когда голодно, тяжело, тоскливо на душе – идут в театр, чтоб отвлечься, успокоиться»[184].
Театр всегда обращается непосредственно к жизни человека, к насущным вопросам его бытия и сознания. И поэтому древнее и молодое искусство театра всегда было и продолжает оставаться в высшей степени искусством современным. Театр может обогатить духовный мир человека, воздействовать на его ум, волю и чувства, пробудить в нем творческую активность и идейную устремленность. Искусство театра развивается благодаря потребности в нем людей, но оно само постоянно формирует эту потребность, воспитывает художественный вкус.
Роль театра, равно как концертно-зрелищных учреждений в духовной жизни общества, безусловно, велика. По широте своего воздействия на разные группы населения эти центры культуры уступают лишь телевидению и кино[185]. Однако можно ли утверждать, что их культуросозидающий потенциал используется в полной мере? К сожалению, нет, ибо десятки миллионов россиян не посещают театры и, тем более, залы филармонии, а значительная часть реальных зрителей и слушателей не обладает элементарной культурой восприятия художественной информации, не владеют умениями и навыками избирательного отношения к искусству и способностью оценки его достоинств.
Между интересом к театральному, цирковому, филармоническому или эстрадному искусству и художественной культурой личности, умением воспринимать искусство и стремиться к общению с ним – прямая связь. Если ты не способен сопереживать происходящую на сцене трагедию, радоваться цирковой буффонаде, наслаждаться эстрадными мелодиями, если ты не поднялся до восприятия С.Прокофьева или А.Шнитке, – вряд ли появится желание посетить театр или концертный зал. Жизнь убедительно показывает, что формирование культуры зрителя и слушателя должно начинаться с детства, с подросткового возраста, и решение этой задачи может и должна принять на себя педагогическая культурология.
Необходимость последовательного вовлечения подрастающих поколений в мир художественной культуры подтверждается зафиксированным в исследованиях социологов реальным противоречием: наличием среднего и высшего образования у большинства молодежи при отсутствии достаточного уровня эстетического развития. Наиболее ярко это проявляется в том, что, имея возможность воспринимать высококачественную художественную продукцию, массовый потребитель нередко ориентируется на произведения среднего уровня, восприятие которых не требует определенных интеллектуальных и эмоциональных усилий и специальной подготовки. Только в условиях отсутствия у значительной части населения подлинно эстетического вкуса оказалась возможной ситуация, когда под маркой традиционной культуры прилавок заполняется многочисленными подделками, которые, к сожалению, достаточно активно раскупаются. Недостатки художественного воспитания породили кич и интерес к псевдохудожественным коллективам, претендующим на роль выразителей новой музыкальной культуры.
Общее образование, вооружая молодого человека системой знаний, умений и навыков, формирует мировоззрение, развивает познавательный интерес. Последний выступает своего рода поисковым ориентиром, побуждая следить за произведениями того или иного автора, той или иной проблематики, за творчеством исполнителей, художников, режиссеров. Гуманитарное образование, полученное в общеобразовательной школе, позволяет зрителю, читателю, слушателю представить эпоху создания произведения, лучше понять его замысел, художественную идею, определить созвучность своему времени.
Повышение общекультурного уровня является важной, но не единственной предпосылкой осуществления массового художественного воспитания и образования. Значительное место в этом процессе принадлежит повышению эстетического эффекта современного производства. Подростки, усваивающие основы труда, встречаются с промышленной эстетикой, дизайном. Налицо диалектическая связь: характер современного производства диктует необходимость с детских лет формировать творческие потенции личности; искусство же, особенно в его современных формах, стимулирует развитие воображения и творческой мысли.
Следующей предпосылкой расширения и совершенствования художественного воспитания подростков является развитие средств массовой коммуникации.
Современное техническое оснащение повседневного бытия позволяет практически каждой семье иметь телевизор, радиоприемник, магнитофон, музыкальный центр, домашнюю библиотеку, фонотеку. Однако, повышение общеобразовательного уровня, насыщение быта предметной стороной художественной культуры само по себе автоматически не обеспечивает художественное развитие подростков. Необходима специальная работа по формированию потребности в общении с высокохудожественными произведениями искусства, вооружению школьников определенной системой знаний.
Традиционно термин «художественное образование» связывается с профессиональной деятельностью в области искусства. Или еще уже – с профессиональной деятельностью в области изобразительного искусства. Нередко под художественным образованием понимают систему организации художественного обучения. Так, «Большая советская энциклопедия» определяет художественное образование как систему подготовки мастеров изобразительного, декоративно-прикладного и промышленного искусства, архитекторов, художников, искусствоведов, художников-педагогов. В определенной мере – это определение вполне правомерно. Но жизнь требует учета и ряда иных факторов.
Для широкого определения понятия «художественное образование» в первую очередь необходимо уточнить его целевую установку. Цель художественного образования – приобщение личности к художественной культуре, результатом которого является потребность в общении с искусством, способность наслаждаться искусством, умение ценить подлинное искусство, которое является структурообразующим элементом художественной культуры.
Сила искусства заключается в его способности вовлекать аудиторию в выработку эстетических идей и заставлять читателя, зрителя, слушателя интегрировать художественные идеи в личностной форме. Искусство для вступающего в жизнь поколения выступает своеобразной «машиной времени», ибо оно позволяет человеку, ограниченному в пространственном и временном отношениях, преодолевать границы бытия, значительно расширить жизненный опыт. Предметом художественного образования должно стать искусство.
Общее художественное образование есть процесс, результатом которого является знание основ эстетики, знание и понимание специфики искусства как формы общественного сознания, его видов и жанров, художественная эрудиция. Это образование проявляет себя не только в ходе усвоения знаний об искусстве, что само по себе является важной задачей художественного образования. Оно осуществляется также в процессе восприятия искусства, ибо знание об искусстве имеет смысл тогда, когда его результатом является повышение общей культуры зрителя и слушателя, формирование высокого художественного вкуса.
Сложившаяся в Российской Федерации система эстетического воспитания опирается на знания, которые формируются школьными курсами литературы, музыки и изобразительного искусства. Однако за пределами этих дисциплин остаются волнующие современное общество проблемы театра, кино, хореографии, прикладного искусства, художественного вещания радио и телевидения.
Беглые обзоры культурных процессов в курсе истории или анализ драматургии отдельных писателей на уроках литературы дают определенные знания, но в программах этих дисциплин задачи по их преобразованию в соответствующие умения и навыки практически не ставятся. Далеки от требований культуры формирующегося информационного общества XXI века проводимые в начальных классах уроки музыки и изобразительного искусства. Ограниченные рамками детского восприятия эти, дисциплины не затрагивают сложные процессы музыкальной культуры, не пытаются давать оценки противоречивым тенденциям развития живописи, скульптуры, графики, художественной фотографии.
Противоречия функционирующей системы художественного воспитания подрастающих поколений привели к тому, что у значительной части подростков, юношей и девушек не выработаны необходимые интересы и потребности общения с искусством.
Как показало наше исследование из 3156 старшеклассников и учащихся профессиональных училищ Санкт-Петербурга, Самары, Орла, Калининграда, Пскова и Новгорода лишь у 273 (8,7%) был обнаружен интерес к театральному искусству и только у 84 человек (2,6%) были выработаны навыки восприятия музыкальной информации.
Подавляющее большинство учащихся (2848 – 90,2%) в ответах на вопросы анкеты, при собеседовании на классных часах и в индивидуальных беседах подчеркивали, что удовлетворение своих потребностей в общении с искусством в отдельных случаях они находят в кинотеатрах, а главным образом в просмотрах художественных фильмов по телевидению. Преобладание влияния кино подтверждается и данными статистики.
Существенную роль в совершенствовании системы художественного воспитания сыграла получившая бурное развитие в 80-90-е XX века годы система дополнительного образования. Анализ первых результатов ее деятельности среди учащейся молодежи ряда регионов страны позволил обобщить немало интересных и эффективных форм приобщения детей, подростков, юношей и девушек к достижениям отечественной и мировой художественной культуры. Но в то же время, этот анализ обнаружил явное противоречие между современными требованиями к обеспечению завершенности воспитательного воздействия и ограниченным количеством учащихся, которые систематически и последовательно, а не эпизодически и случайно вовлекаются в педагогически целесообразную эстетическую деятельность, дополняющую учебный процесс и способствующую преобразованию знаний в нравственно-эстетические убеждения, нормы и принципы поведения.
Широкое художественное образование предполагает, что раскрываемые на уроках духовные ценности будут дополнены, углублены, проиллюстрированы в процессе чтения, просмотра телепередач, посещения театра, музея, филармонии, кинотеатра, участия в самодеятельном художественном творчестве. Использование воспитательного потенциала культурной среды, естественно, не может носить столь целеустремленный, планомерный и последовательный характер, сколь это возможно обеспечить в процессе обучения, но стремиться к этому, безусловно, необходимо. Между тем, как свидетельствует практика, свободное времяпрепровождение подростков в основе своей отличает случайный, не связанный с учебным процессом и не детерминированный им выбор видов и форм досуговой деятельности.
Школьники 4 класса в течение года бывают в кинотеатрах в среднем 8 раз, в музеях и театрах 1 раз, на концертах в филармонии практически не бывают, а на детских утренниках и массовых праздниках в клубных учреждениях и парках – 4 раза.
В 5-8 классах эта картина в основном сохраняется с той лишь разницей, что к 8 классу количество посещений кинотеатров достигает 12, экскурсии в музеи остаются на уровне 4 класса, посещение театров достигает в среднем 2-х раз в год. Школьники старших классов и учащиеся профессиональных училищ за этот же период бывают на эстрадных концертах в среднем 1-2 раза, на вечерах в клубных учреждениях до 9-10 раз, в музеях 2-3 раза. Филармонию посещают единицы.
Таким образом, подростки юноши и девушки общаются с учреждениями культуры в среднем чаще, чем 1 раз в неделю, но это общение носит односторонний характер и в основе своей связано с киноискусством. В этих условиях важная организационно-практическая задача сводится к тому, чтобы с помощью педагогической и родительской общественности раскрыть конструктивные возможности разных видов искусства, усилив при этом пропаганду театрального, музыкального и изобразительного искусства.
Не менее сложная проблема связана с некритическим отношением подростков к кино. Формирование избирательного отношения к искусству, и в частности, к искусству кино, сложный, длительный и противоречивый процесс. Нельзя недооценивать присущий подростковому возрасту интерес к героико-приключенческой тематике, детективу; можно приветствовать и поддерживать интерес подростков к историческим фильмам, к произведениям о Великой Отечественной войне. Правомерен и интерес старшеклассников к проблемам товарищества, дружбы, любви. Однако стремление школьников пойти в кино на любой новый фильм и неумение отличить подлинное произведение искусства от умело смонтированного кинобоевика таит в себе существенный изъян формирования у учащихся эстетического отношения к действительности. Если же к этому добавить, что каждый школьник и учащийся профессиональных училищ в среднем в неделю от 9 до 14 часов проводит за просмотром фильмов, демонстрируемых по телевидению, то напрашивается вывод, что налицо явное злоупотребление кино-информацией, которая, как свидетельствует ряд ученых, перейдя через определенные границы, перестает носить конструктивный характер, превращаясь порой в свою противоположность.
При существенном различии в широте и интенсивности общения учащейся молодежи с искусством можно констатировать, что 93% от общей массы подростков, юношей и девушек чаще или реже смотрят телепередачи, бывают в кинотеатрах и других учреждениях искусств, однако это общение ограничивается уровнем слушателей или зрителей. И только 16% дома, в школе или в клубе овладевают основами игры на фортепиано, баяне, гитаре или иных музыкальных инструментах, участвуют в работе клубов любителей искусств, занимаются в коллективах самодеятельного художественного творчества. Это значит, что лишь малая часть подростков, юношей и девушек вовлечена в наиболее эффективную форму развития своих творческих потенций и имеет возможность не только воспринимать достижения художественной культуры, но и непосредственно участвовать в ее дальнейшем развитии и обогащении.
Определяя программу формирования интереса подрастающих поколений к различным жанрам искусств, мы отдавали себе отчет в трудности решения этой задачи в части театральной и музыкальной классики, но были уверены, что с искусством цирка никаких проблем не будет. Однако эти предположения в значительной мере не подтвердились. Как показало поисково-констатирующее исследование, почти повальное увлечение цирком в начальной школе в старших классах претерпевает существенные изменения. Из 2460 учащихся старших классов общеобразовательных школ и профессиональных училищ 297 (более 12%) отвергают цирк, т.к. «не хотят терять время на забавы для малышей»; 244 (почти 10%) «не воспринимают глупые репризы клоунов», а 200 человек (9%) проявили себя противниками цирка из нравственных позиций протеста против мучений дрессированных животных.
Приведенные выше аргументы далеко не бесспорны. В них отражается и юношеский максимализм, и не очень адекватное восприятие экологических проблем животного мира, и стремление, дистанцируясь от малышей, подчеркнуть свою взрослость. Однако, поскольку объективно такие позиции существуют, их нужно учитывать, и в первую очередь необходимо средствами педагогической культурологии использовать методики формирования у молодежи смеховой культуры, способности видеть и ценить юмор, умение смеяться.
В процессе исследования обнаружилась достаточно интересная связь между цирком и спортом. Наибольший процент поклонников цирка оказался среди участников спортивных секций, которые видели в артистах цирка эталон мужества и спортивного мастерства.
На позиции учащейся молодежи сказалось и место проведения опроса. В Пскове или Великом Новгороде, где нет стационарного цирка и у горожан складывается о нем впечатление посредством телевидения или представлений жонглеров и акробатов на клубной сцене, сторонников этого искусства оказалось значительно меньше, чем в Санкт-Петербурге.
Выявляя объективные возможности организации социально-культурной деятельности концертно-зрелищных учреждений, мы отталкивались от психологических закономерностей восприятия песни, танца, разных жанров музыки. При этом необходимо было учитывать, что в отличие от слова музыка воспринимается не в силу своей новизны, а ассоциативно. Слушатель, особенно неопытный, ищет в ней знакомые мелодии и ритмы, а это в свою очередь диктует необходимость последовательного, поэтапного вовлечения индивида в мир музыкальной культуры.
Эффективную программу музыкального воспитания многие годы осуществляет Санкт-Петербургская государственная филармония им.Д.Д.Шостаковича. Приглашению молодых слушателей в свой большой зал, предшествуют лекции-концерты в школах, профессиональных училищах, воинских частях, где слушателей знакомят с музыкальными инструментами и разными формами музыкального выражения действительности.
Несколько поколений города на Неве выросло на музыкальных абонементах «От А до Я», в рамках которых последовательно осваивали основы популярной и классической музыки.
С 30-х годов, когда И.И.Соллертинский и И.Л.Андроников вступительным словом, предвосхищавшем концерт, ярко и доступно доносили до слушателей его суть, Санкт-Петербургская филармония последовательно развивает и совершенствует методику культурно-просветительной деятельности среди разных групп слушателей. В основе этой методики – учет специфики музыки как явления духовной жизни и закономерностей ее восприятия.
Первая особенность музыки кроется в интонациональной природе этого вида искусства. Музыка становится близкой и понятной в силу сходства с интонациями человеческой речи. Когда язык и звуковая речь в древности стали средствами общения между людьми, возникли первые образы вокальной музыки – музыки для голоса. Интонирование в музыке как проявление человеческой речи, сознания и мысли раскрыты в работах академика Б.В.Асафьева. Интонация рассматривается им как фундамент, как звуковыраженная «музыкальная мысль», которая лежит в основе музыкального образа произведения, его содержания и формы, творческого метода, стиля и иных граней музыкального самовыражения. В самом звучании слова отражается интонационный смысл сути; музыка не выдумывается, а плавится из реальности. Можно сказать, что главное в восприятии музыкального произведения состоит в том, чтобы услышать «смысл интонационного смысла»[186].
Вторая особенность музыки в том, что она выступает как особый язык человеческого общения: музыка не может отражать и изображать отдельные предметы и явления, но она способна более ярко передавать переживания человека, внутренний мир его чувств, эмоционально-психологические состояния, их динамику, переливы. В этой связи Р.Шуман любил повторять, что там, где кончается слово, начинается музыка.
Воссоздавая эмоциональный опыт человечества, музыка заставляет каждого подниматься до вершин эмоциональных переживаний, придает людям нравственные силы, воспитывает в них веру в жизнь, правду, красоту, стимулирует воображение, обогащает чувства и интеллект.
Третья особенность музыки состоит в глубине и огромной эмоциональной силе не только нравственно-эстетического, но и психологического и физиологического воздействия на человека. Материалом, физической основой построения музыкального образа выступает звук, который по данным современной психологии является более сильным сенсорным раздражителем для человека, чем свет или цвет. Главный эстетический смысл музыкального произведения, естественно, проявляется в его художественно-образной системе, однако нельзя недооценивать и силу физиологического воздействия на человека его физико-акустического ряда.
Отталкиваясь от самой природы музыки, Санкт-Петербургская филармония более 70 лет совершенствует методику музыкального просвещения, являя собой пример эффективной пропаганды музыкальной классики. Реализуемая филармонией система социально-культурной деятельности учитывает, что самые великолепные творения музыкального гения остаются «вещью в себе» до тех пор, пока люди не освоили их. Даже для профессионалов требуется время, чтобы услышать и принять новую мелодию. История знает как трудно коллеги по «Могучей кучке» принимали Первый концерт для рояля с оркестром П.И.Чайковского; сколь болезненно шли первые репетиции «Войны и мира» С.С.Прокофьева, как музыканты отвергали первые опусы А.Шнитке. Вряд ли на фоне этих примеров можно удивляться, что школьники или учащиеся профессиональных училищ без необходимой подготовки не проявляют интерес к И.С.Баху или Д.Д.Шостаковичу.
Музыкальное просвещение, охватывающее самые широкие слои населения, в этом плане представляется принципиально важным и необходимым. Однако информационно-просветительное воздействие – это лишь первый этап формирования музыкальной культуры, за которым должно последовать вовлечение людей в различные формы музицирования, в процессе которого знания о музыке могут преобразоваться в умения и навыки музыкального творчества.
От филармонии как учреждения культуры, которое призвано исполнять и пропагандировать произведения музыкального искусства, нельзя требовать и организации музыкального образования. Однако в истории отечественной культуры есть примеры, способные сегодня подсказать пути более полной реализации культуросозидающего потенциала музыки. Это пример С.И.Танеева, Е.Э.Линевой, Б.Л.Яворского, Н.Я.Брюсовой, Н.К.Метнера, А.Б.Гольденвейзера, К.Н.Игумнова и других подвижников, которые в 1906 году создали Московскую Народную консерваторию, где представители самых разных групп населения имели возможность приобретать музыкальные знания и обучаться исполнительскому искусству.
Интеграция просветительного опыта Санкт-Петербургской государственной филармонии и концепции С.И.Танеева об общедоступном музыкальном образовании позволили выработать рекомендации региональным филармониям России о расширении их влияния на слушателей посредством заключения договоров с учебными заведениями, центрами дополнительного образования, воинскими частями и клубными учреждениями о творческом сотрудничестве, в процессе которого:
филармонии помимо традиционных концертов принимают на себя осуществление циклов лекций-концертов, последовательно раскрывающих шедевры музыкальной классики и наиболее актуальные тенденции развития современной музыкальной культуры;
учебные заведения, воинские части, клубные учреждения, центры дополнительного образования вовлекают людей в систему музыкального просвещения; кружковую и студийную деятельность по освоению основ музыкального творчества, организуют посещения филармонических концертов с последующим обсуждением их достоинств и недостатков.
По данным Министерства культуры Российской Федерации[187] в 1998 году 64 филармонии страны тесно сотрудничали с образовательными и культурно-просветительными учреждениями. Несколько меньше (47 филармоний) имели договора о культурном шефстве над воинскими частями. Практически все филармонии вели музыкально-просветительную работу в санаторно-курортных учреждениях, многие – в гостиницах, на туристских базах, в трудовых коллективах. И это свидетельствует о существенной тенденции к обогащению содержания и форм их социально-культурной деятельности.
Определяя принципы организации социально-культурной деятельности театра начала XXI века, мы руководствовались концепцией Г.А.Товстоногова, исходившей из того, что современный театр обязан соединить, сплавить воедино школу с праздником, мудрость с развлечением, урок со зрелищем[188]. История театра блестяще подтвердила, что реальным и стабильным вниманием зрителей пользовались именно те творческие коллективы, которые удовлетворяли этим требованиям.
Малый театр России:
это средоточие отечественной классики;
это реалистическая, доступная пониманию любого зрителя режиссура;
это созвездие мастеров сцены, свято хранящих национально-культурные традиции «Дома А.Н.Островского», но одновременно – это признанная школа литературного русского языка, где каждый спектакль, являя образец культуры речи, соединяет урок со зрелищем, школу - с праздником.
«Современник», Захаровский «Ленком», Любимовская Таганка, Санкт-Петербургский Малый драматический театр – Театр Европы под руководством Л.А.Додина – это социально острый репертуар, новаторская режиссура, но в первую очередь – это социально-культурные центры демократии и прогресса, психологический климат которых способствует формированию у зрителей активной нравственно-эстетической позиции.
К началу нового столетия подавляющее большинство театров восстановили нарушенную в 90-е годы XX века традицию культурного шефства над вооруженными силами, учебными заведениями, детскими домами, социально-значимыми стройками. Ряд театров включились в движение за сохранение памятников истории и культуры, экологической среды, уникальных традиций региона.
Наибольшее распространение получила культурно-просветительная деятельность театров, направленная на воспитание зрительской культуры детей и молодежи. Особое место в решении этой задачи принадлежит театрам юных зрителей, и совершенно естественно, что на формирующем этапе исследования, мы опирались на конструктивный опыт театрально-зрелищных учреждений Москвы, Саратова и в первую очередь Санкт-Петербурга, где в ТЮЗе им.А.А.Брянцева успешно реализуется эффективная и оригинальная программа нравственно-эстетического воспитания детей и молодежи средствами искусства.
Опыт Московского Центрального детского театра позволил увидеть широчайшие возможности репертуарной политики. Учащаяся молодежь столицы встречается в театре с произведениями классиков русской и мировой литературы, которые изучают по школьной программе, при чем постановки театра никак не копируют эту программу, а дополняют и обогащают ее, стимулируя стремление школьников глубже и полнее познать доставшееся новому поколению литературное наследство человечества.
Уникальный музыкальный театр имени Наталии Сац позволяет с ранних лет встретиться со многими шедеврами музыкальной культуры и с помощью педагогически осмысленной режиссуры понять специфику оперы, балета, оперетты, мюзикла.
Саратовский ТЮЗ осуществил на своей сцене серию постановок, раскрывающих нравственные ценности человека. Галерея романтических героев – от Спартака до Юрия Гагарина – побуждает юных зрителей равняться на них, воспитывать в себе высокие нравственные качества.
Оригинальную систему воспитания средствами театрального искусства, разработал и успешно претворяет в жизнь Санкт-Петербургский ТЮЗ. Эффективность этой деятельности предопределяется дифференцированным подходом к зрителям разного возраста; широтой репертуара, включающего и детские сказки, и «Братьев Карамазовых»; системой обратной связи, позволяющей постоянно отслеживать динамику восприятия каждой постановки разными группами детей, подростков, юношей и девушек.
Педагогическая культурология театра строится на концепции смешанного зрительного зала и отвержения классных культпоходов. Для подростка, которого вместе с классом привели в театр, спектакль превращается в дополнительный урок с присущей ему психологической атмосферой. Здесь слышаться те же реплики одноклассников, те же замечания педагога, требующего быть внимательным. В этой ситуации подросток не испытывает ауры театра, где происходящее можно воспринимать индивидуально, а внимание проявляется не от того, что этого требует учитель, а потому, что тебя естественно увлекает «мудрость, соединенная с развлечением».
Театр последовательно добивается того, чтобы в зале дети сидели с родителями, с которыми дома можно обсудить спектакль, поспорить о его достоинствах и недостатках, сопоставить с принятыми в семье ценностями.
Ведущим стержнем социально-культурной деятельности театра успешно выступает Делегатское собрание – орган общественного самоуправления, объединяющий представителей школ, профессиональных училищ, детских домов. Его функции проявляются:
в информировании коллектива театра о пожеланиях, замечаниях и просьбах зрителей;
в донесении до учебных заведений информации о жизни театра, его репертуаре и намечаемых премьерах;
в организации общественных обсуждений спектаклей, встреч с актерами и руководством театра, проведении конференций, выставок, презентаций и иных форм пропаганды театрального искусства.
В процессе исследования сложившиеся формы социально-культурной деятельности театра были дополнены созданием общественного родительского совета, объединившего представителей аналогичных советов школ. Это дало возможность учитывать мнение родительской общественности и через нее в свою очередь давать информацию в учебные заведения и советы муниципалитетов.
Существенное значение в современных условиях приобретают создание стабильной взаимосвязи театрально-зрелищных и клубных учреждений. Современный дом культуры или центр досуга, опираясь на театрально-зрелищные учреждения, имеют возможность строить эстетическое воспитание на подлинных образцах драматического, оперного, балетного искусства. В свою очередь, театры с помощью учреждений клубного типа могут углубить процесс пропаганды своих произведений, формировать эстетический вкус и избирательное отношение к искусству, стабилизировать свою зрительскую аудиторию, привлечь в нее учащуюся молодежь и ряд других групп населения, у которых не выработана потребность постоянного общения с театральным искусством.
Клубы любителей театра, зрительские конференции, стабильное шефство мастеров искусств над коллективами самодеятельного творчества не только расширяют зрительскую аудиторию, но и обеспечивают обратную связь, формируют вокруг театра определенное общественное мнение.
Исследование социально-культурной деятельности театрально-зрелищных учреждений убедительно показало, что их связь с домами культуры или иными центрами досуга может последовательно преобразовать совокупность находящихся в регионе автономно функционирующих учреждений культуры в социально-культурный комплекс, в рамках которого каждое из них, сохраняя специализацию и неповторимость своего лица, будет рассматриваться как составная часть единой системы, обеспечивающей кульуросозидающее воздействие на сферу свободного времени населения, работающего, обучающего и проживающего в данном регионе.
В основе функционирования такого комплекса должно быть:
изучение, учет, удовлетворение и дальнейшее обогащение эстетических интересов разных групп населения;
стабильная связь учреждений культуры и досуга с повседневной жизнью региона, с социально-политическими, экономическими, воспитательными задачами, которые решаются в его рамках;
динамичное и эффективное использование материальных, кадровых и других возможностей различных учреждений искусств и культурно-просветительной деятельности в решении единых воспитательных задач; преодоление параллелизма и дублирования в их работе;
система комплексного планирования социально-культурной деятельности, последовательно реализующая объективные возможности каждого учреждения культуры в обогащении духовной жизни региона.
В рамках культурного комплекса с максимальной полнотой будет реализовываться социально-культурная функция театрально-зрелищных учреждений как системы общественно-воспитательной и культурно-шефской деятельности, которая, выражая гражданскую позицию мастеров искусств и будучи производной их профессионально-художественного творчества: обеспечивает последовательное возвышение духовных интересов и потребностей людей; способствует формированию у них интереса к театральному и другим жанрам искусства, эстетического вкуса, культуры восприятия художественных ценностей; последовательно пропагандирует результаты их творческой работы; содействует расширению и стабилизации аудитории зрителей; вовлекает разные группы населения в художественно-критическую деятельность и самодеятельное театральное творчество; вносит интеллектуально-эстетические начала в содержание и формы общественно-организованного досуга.