О речевой ситуации

Речевая ситуация определяется такими обстоятельствами, которые вынуждают человека нечто сказать (или во всяком случае участвовать в речевой деятельности), при этом действовать (с помощью речи) в более или менее строгом соответствии с определяющими ситуацию признаками. Вообще под речевой ситуацией ученые понимают сложный комплекс внешних условий общения и внутренних реакций общающихся, находящих выражение в каком-либо высказывании (тексте). Ну а если есть реакции общающихся, то есть прежде всего сами общающиеся. Следовательно, весь этот сложный комплекс ситуативных признаков можно свести к следующим компонентам: кто — кому — о чем — где — когда — почему — зачем. Иначе говоря, чтобы возникла речь, нужен ее автор и адресат, тема, место и время речи, ее причина и цель. Место и время, а также отчасти и тему можно отнести к внешним обстоятельствам, а причину и цель общения — к внутренним реакциям речевых партнеров. Рассмотрим эти компоненты речевой ситуации применительно к устному контактному непосредственному общению, которое в большей мере, чем другие его виды, окажется в поле нашего зрения.

Автором речи и ее адресатом в этом случае оказываются "я" и "ты" (говорящий и слушающий, меняющие, как мы уже упоминали, эти свои позиции в диалоге). Эти "я" и "ты" разнообразны по своим социальным признакам, постоянным и переменным ролям, они находятся в разнообразных ролевых и личностных отношениях, в обстановке официальной и неофициальной и в зависимости от этого строят самые разнообразные тексты. Тетя, сколько сейчас времени? — этот "я" — ребенок: Не затруднит ли вас сказать, который час? — этот "я"— старший интеллигент; Отец, проходи вот сюда, здесь место свободно — если партнеры незнакомы, то "я", скорее всего, принадлежит носителю просторечия. При этом очень важно подметить, что обнаружение самой социальной роли говорящего возможно с помощью той части текста (высказывания), которая служит для вступления в речевой контакт, т.е. привлекает внимание слушающего (в нашем случае это обращение Тетя, Отец, привлечение внимания: Не затруднит ли вас сказать). Собственно же содержательная часть высказывания: Сколько сейчас времени; Который час; Здесь место свободно — уже не обнаруживает особой принадлежности к тем или иным ролевым признакам людей, потому что так говорят все — и дети, и старики, и образованные, и не очень. Эти сведения будут очень важны, когда мы перейдем к речевому этикету и к тому, какой уровень информации, передаваемой в общении, в текстах, речевой этикет обеспечивает.

Обратимся к другим компонентам речевой ситуации.

"Внешнее" место действия в коммуникативном контакте может быть любым: люди встречаются и заговаривают на улице, в семье, магазине, транспорте, на работе и т.д. При этом употребление определенных речевых клише, стереотипов помогает обнаружить место встречи и роли участников общения: У вас есть фланель?; Покажите, пожайлуста...; Выпишите три метра синей — обнаруживают место действия — магазин и роль "я" как покупателя. На что жалуетесь?; Откройте рот, покажите язык — обнаруживают место как поликлинику и "я" как врача. Выходите на следующей?; Разрешите пройти! — место действия — транспорт, а "я" — пассажир. Как видим, есть множество стандартных ситуаций (и не только обиходно-бытовых), в которых речевые действия обеспечиваются стандартными текстами.

Время как компонент речевой ситуации в непосредственном общении — это время говорения, или, как его обозначают в лингвистике, момент речи, и от этого настоящего времени отсчитываются все прошедшее и все будущее: Вчера я была в театре; Завтра собираюсь в поликлинику; Хочу пригласить вас на следующей неделе на концерт...

Естественно, что тема разговора в речевой ситуации предопределяется и местом, и временем, да и тем, кто же такой "я" и кто "ты", каков наш круг интересов, глубина и широта восприятия действительности. Однако есть и типизированные стандартные темы разговоров между определенными людьми, в определенном месте и времени, о чем еще скажем ниже.

А пока подчеркнем следующее. Человек всегда ставит себя в центр собственной деятельности, в том числе и речевой. Он осознает себя как "я" — действующее с помощью речи лицо, он противопоставляет себе другого участника общения — "ты", выделяет и того, кто не является собеседником, но может присутствовать (и тем самым косвенно участвовать в речевом процессе) — "он". Человек ориентируется в пространстве, осознавая свою позицию, место как "здесь" и отсчитывая от этого все другие "там": справа, далеко, вверху, на другом краю и т.д. и т.п. Он ориентируется во времени, осознавая собственную позицию как "сейчас" и отсчитывая от этого все другие "тогда": вчера, завтра, после этого, перед тем, за две недели до этого и т.д. и т.п. Человек не может не быть эгоцентричным в языке и в речи, он просчитывает все в своей "языковой работе" от координат "я — ты — здесь — сейчас". Запомним это, потому что дальше нам эта мысль пригодится.

И снова — к компонентам речевой ситуации. Осталось рассмотреть то, что мы обозначили как внутренние реакции общающихся на внешние обстоятельства, т.е. мотив и цель. Не углубляясь в психологию мотивов и целей, поставим вопрос так: почему и зачем я говорю? Очевидно, потому и затем, чтобы сделать какое-то конкретное дело: сообщить что-то новое, побудить к чему-то, спросить о чем-то. Это очень общее "речевое дело" конкретизируется как целый ряд коммуникативных намерений человека по отношению к другому: пообещать, убедить, попросить, одобрить, запретить, посоветовать, разрешить, сагитировать, уточнить, переспросить, потребовать. Такие конкретные речевые действия в лингвистике называют речевыми актами, и мы к ним обязательно еще вернемся. А сейчас только скажем, что мотив и цель что-либо сказать проецируются как коммуникативное намерение говорящего и находят выражение в конкретном речевом действии: Советую тебе так не поступать; Обещаю принести книгу; Прошу меня простить; Благодарю вас за поздравление; Хочу тебе возразить; Не могу с вами не согласиться и мн.др.

Как видим, речевая ситуация — это действительно сложный, единый конгломерат и внешних обстоятельств, и внутренних психических реакций, которые побуждают нас осуществлять свою потребность обмениваться текстами (т.е. информацией) в процессе трудовой, общественной, личностной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: