Человек как индивид в системе биогенеза

Человек и его место в различных системах

Системная историко-эволюционная методология человекознания: Исходным положением, на которое опирается эта методология, является идея о том, что ключ к пониманию природы человека лежит не в нем самом как некотором телесном объекте, а в тех различных системах, в которых осуществляется его жизнь.

Также попытки дать характеристику человека в психологии либо как организма, либо как индивида (биологического или социального), либо как личности без указаний той системы, к которой он принадлежит, лишены смысла. Человек как «элемент» одновременно принадлежит к разным системам, взаимодействуя с которыми он проявляет или приобретает различные качества.

Изучение «человека в системе» с самого начала исходит из представления о неразрывной жизни человека в этой системе. Системное видение человека, любого живого организма, напротив, открывает закономерности развития и функционирования человека как «элемента», живущего в системе. ⬄ Представление о человеке в диадах.

При анализе проблем развития личности с позиций системного историко-эволюционного деятельностного подхода принято говорить о трех линиях в исследовании развития человека:

— на уровне индивида: биогенез — эволюционное, природное развитие;

— на уровне личности: социогенез — развитие как социального существа;

— на уровне индивидуальности: персоногенез — уникальность жизненного пути.

Человек как индивид в системе биогенеза

В системе биологического вида homo sapiens человек выступает как индивид – целостное генотипическое образование, реализующее в ходе жизни историю своего вида и ответственное за воспроизведение, дальнейшее продолжение жизни в системе биологических популяций.

В основе созревания индивида лежат адаптивные приспособительные процессы. Индивидные свойства генетически фиксированы, однако существует определённый коридор индивидного развития. Это и особенности строения\функционирования НС, и темпераментные свойства, и задатки как врождённая основа способностей. Индивидом рождаются. С истемообразующее основание: специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Структурно-функциональные качества биологического индивида, доставшиеся ему в наследство, гибко пригнаны к условиям образа жизнедеятельности вида. Однако, как и биоэнергетические свойства человека, они уже присущи индивиду как «элементу» в системе вида, являются его собственными свойствами, неотделимы от него самого.

Проблемы данного уровня :

1) проблема изучения историка-эволюционных закономерностей, которым подчиняется развитие индивидных свойств человека в антропогенезе и онтогенезе (+эволюционный смысл различий индивиды свойств человека)

биологизаторство- естественный отбор продолжает оставаться основной движущей силой эволюции

социологизаторство- влияние биологической эволюции с началом развития человеческого общества практически исчезло

историко-эволюционный деятельностный подход - к пониманию личности в принципе по-иному ставит сам вопрос о соотношении биологического и социального в развитии личности. В соответствии с этим подходом эволюция социально-исторический образа жизни приводит к (1) преобразованию закономерностей биологической эволюции человеческого вида, а также к тому, что (2) в своем развитии индивидные свойства человека начинают развиваться за счет возникновения «функциональных органов» (А.Н. Леонтьев), обладающих безграничной возможностью адаптации к изменяющемуся миру. + (3) и к выработке в культуре «средств» (Л.С. Выготский), с помощью которых человек в определенных пределах начинает подчинять себе свои «функциональные органы»

2) место индивидных свойств человека в организации личности и ее развитии - см вопрос №2

3) что представляют собой индивидные свойства человека - см. вопрос №2

Тенденция размещать «индивидные» свойства человека в основе организации личности как базовый или базальный уровень организации человека.

Конституционально-антропометрическая стратегия изучения строения личности ( Э. Кречмер, У. Шелдон).

«Факторная» стратегия изучения черт личности (Р.Кэттел, Г.Айзенк, Дж. Гилфорд).

«Блочная» стратегия изучения структуры личности.

Мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности (А.Маслоу, К.Роджерс, КЛевина, Г.Мюррея).

Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения организации личности. -.

Вывод Асмолова: Размещение индивидных свойств человека на «нижнем этаже» структурной организации личности, а также их изучение вне контекста эволюционно-исторического процесса развития системы, в которой протекает жизнь личности -> превращение «индивидных свойств» человека в базу на деле привело к тому, что они стали периферией в психологии личности, а также обусловили возникновение разрыва, проявившегося между психологией личности и дифференциальной психофизиологией в виде оппозиций «формальные индивидные характеристики — содержательные социальные характеристики личности».

Индивидные свойства становятся теми реальными предпосылками, которые, будучи преобразованы в потоке деятельности, вносят свой вклад в развитие личности, в эволюционно-исторический процесс в целом. Они расположены не под социальными качествами личности, не над ними, а в конкретной целенаправленной деятельности между людьми могут выступить и как необходимые предпосылки этой деятельности, совершенствуясь в ней, и как психофизиологические реализаторы деятельности, обеспечивающие достижение тех или иных целей, и как средства, считаясь с которыми и овладевая которыми личность оценивает свои возможности, выбирает разные по сложности классы задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: