Информационные технологии финансовой системы

Классификация банковских карт

Банковские карты можно классифицировать по следующим признакам:

1. По материалу, из которого они изготовлены:

· бумажные (картонные);

· пластиковые;

· металлические.

Этот признак классификации важен лишь с точки зрения истории развития безналичного расчета и как способ определение причин абсолютного предпочтения пластика. В настоящее время монопольное распространение получили именно пластиковые карточки. Однако для идентификации держателей используются бумажные (картонные) карты, запаянные в прозрачную пленку – это ламинированные карточки. Ламинирование является дешевой и легкодоступной процедурой и поэтому, возможны подделки карточки в случае использования в расчетах. С целью повышения безопасности операций применяется более совершенная и сложная технология изготовления карт из пластика. В то же время, в отличие от металлических карт, пластик легко поддается термической обработке и давлению (эмбоссированию), что весьма важно для персонализации карты перед выдачей клиенту.

2. На основании механизма расчетов:

· двусторонние системы возникли на базе двусторонних соглашений участников расчетов: владельцы используют карточки для покупки товаров в замкнутых сетях, контролируемых эмитентами карточек;

· многосторонние системы предоставляют владельцам карт возможность покупки товаров в кредит у различных торговцев и организаций сервиса, которые признают эти карточки в качестве платежного средства.

3. По способу расчетов:

· кредитные карточки, связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупке товаров и при получении кассовых ссуд;

· дебетовые карточки позволяют держателю банковской карты, согласно условиям договора с эмитентом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете, в пределах расходного лимита, установленного эмитентом для расчетов за товары (услуги) через электронные терминалы и/или получения наличных денежных средств в банковских автоматах.

4. По характеру использования:

· индивидуальная карточка выдается клиентам банка и является «стандартной» или «золотой»; последняя выдается лицам с высокой кредитоспособностью и предусматривает ряд льгот;

· семейная карточка выдается членам семьи лица, заключившего контракт с банком и несущего ответственность по счету;

· корпоративная карточка выдается организации (фирме), которая на ее основе может выдать индивидуальные карточки и открыть персональные счета, «привязанные» к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету несет организация, а не индивидуальные владельцы корпоративных карточек.

5. По способу записи информации на карточку:

· карты с графическим изображением;

· карты с эмбоссированными элементами;

· карты с штрих-кодом;

· магнитные карты;

· смарт-карты (чиповые карты);

· оптические карты.

В современных условиях оправданно сочетание некоторых способов нанесения информации.

Наиболее простой формой записи информации на карту является графическое изображение, которое используется во всех карточках, включая самые технологически изощренные. Ранее на карточку наносились фамилия, имя держателя карточки и информация о ее эмитенте. Позднее на универсальных банковских карточках появился образец подписи, а фамилия и имя стали эмбоссироватъся.

Эмбоссирование (emboss) – нанесение данных на карточке в виде рельефных знаков позволило быстрее оформлять операции оплаты картой, делая оттиск слипа. Слип (slip) – оттиск с поверхности карты через копировальную бумагу информации, нанесенной на карту методом эмброссирования.

Магнитные карточки – пластиковые карточки с магнитной полосой, которая содержит некоторый объем информационной памяти, которая считывается специальным считывающим устройством. Информация, содержащаяся на магнитной полосе, совпадает с записями на передней стороне карты: имя, номер счета владельца и дата окончания действия карточки. В настоящее время магнитная запись является самый распространенный способ нанесения информации на пластиковые карточки (карты типа VISA, MasterCard, EuroCard, American Express). Однако магнитная полоса не обеспечивает необходимого уровня защиты от подделок. Поэтому при расчетах с использованием этой карты каждый раз необходимо обращаться к центральному компьютеру для получения информации о наличии на счете необходимой для оплаты товаров/услуг суммы денег. Помимо этого при использовании магнитной карты следует пройти процедуру авторизация – уточнения того факта, что картой владеет именно ее предъявитель.

Смарт-карта предоставляет намного больше возможностей для манипуляций деньгами, находящимися на счете. Дело в том, что такая карточка содержит микропроцессор (чип) - маленький квадратик или овал на лицевой стороне, в памяти которого содержится вся информация о банковском счете ее владельца: о количестве денег на счете, максимальном размере суммы, которую можно снять со счета единовременно, об операциях, совершенных в течение дня. Иными словами, смарт-карта -это одновременно и кошелек, и средство расчета, и банковский счет. И это все благодаря микропроцессору, главным достоинством которого является его высокая способность при постоянстве памяти надежно сохранять и использовать большие объемы информации.

Смарт-карта не нуждается в процедуре авторизации, а значит, способна работать в режиме off-line, что не требует обращения при каждом необходимом случае к банку или компании, где открыт счет владельца карты.

Таким образом, смарт-карта - на порядок более совершенное платежное средство, нежели магнитная. Благодаря своим техническим характеристикам, а также наличию у владельца личного кода, без знания которого доступ к счету невозможен, смарт-карта не только надежнее защищена от подделки, но и предполагает более широкий набор возможностей по оперированию счетом: помимо обналичивания денег через банкомат ее владелец может перевести средства с карточного счета на депозитный или иной, правда, в пределах того банка, который эмитировал карточку.

Общепринятая классификация карт с микросхемой делит их на две группы: карточки с памятью и микропроцессорные. Карточки с памятью делятся на карточки с незащищенной и с защищенной памятью. Микропроцессорные карточки обычно многофункциональные, но для платежных применений используется их особая модификация - электронный кошелек. Кроме того, бывают контактные и бесконтактные карты.

К числу неудобств, возникающих при использовании smart-карты, можно отнести, во-первых, отсутствие единой унифицированной системы обслуживания, в связи с чем для "считывания" смарт-карт разных банков необходимо наличие индивидуального терминала, и во вторых - высокая себестоимость производства микропроцессоров.

РOS-терминалы, или торговые терминалы, предназначены для обработки транзакций при финансовых расчетах с использованием пластиковых карточек с магнитной полосой и смарт-карт. Использование POS-терминалов позволяет автоматизировать операции по обслуживанию карточки и существенно уменьшить время обслуживания. Возможности и комплектация POS-терминалов варьируются в широких пределах, однако типичный современный терминал снабжен устройствами чтения как смарт-карт, так и карт с магнитной полосой, энергонезависимой памятью, портами для подключения ПИН-клавиатуры (клавиатуры для набора ПИН-кода), принтера, соединения с ПК или с электронным кассовым аппаратом.

Банкоматы – банковские автоматы для выдачи и инкассирования наличных денег при операциях с пластиковыми карточками. Кроме этого, банкомат позволяет держателю карточки получать информацию о текущем состоянии счета (в том числе и выписку на бумаге). Банкомат снабжен устройством для чтения карты, а для интерактивного взаимодействия с держателем карточки - также дисплеем и клавиатурой. Банкомат оснащен персональной ЭВМ, которая обеспечивает управление банкоматом и контроль его состояния. Последнее весьма важно, поскольку банкомат является хранилищем наличных денег. На сегодняшний день большинство моделей рассчитано на работу в on-line режиме с карточками с магнитной полосой, однако появились и устройства, способные работать со смарт-картами и в off-line режиме.

Денежные купюры в банкомате размещаются в кассетах, которые, в свою очередь, находятся в специальном сейфе. Число кассет определяет количество номиналов купюр, выдаваемых банкоматом. Размеры кассет регулируются, что дает возможность заряжать банкомат практически любыми купюрами.

Обычно банкомат состоит из:

· персонального компьютера;

· монитора или специального табло;

· клавиатуры (цифровой и функциональной);

· специального "узкого" принтера для выдачи квитанций о проведенных операциях;

· устройства считывания с пластиковых КК;

· хранилища денежных единиц различных номиналов и соответствующие механизмы проверки их подлинности, счета и подачи.

Банкоматы могут работать в двух режимах: off-line и on-line.

При работе в off-line режиме, банкоматы не связаны с центральной БС в режиме реального времени и работают независимо (реализуется режим отсроченных платежей). Обычно банкоматы, работающие в этом режиме, фиксируют (записывают) информацию о проведенной операции в своей памяти и на специальной магнитной полоске КК (например, на обратной стороне КК). Банкомат, работающий в режиме off-line, обслуживает специальный сотрудник - кассир банка, который периодически вручную заполняет /банкомат наличностью, а также вносит в память банкомата данные о просроченных платежах, счетах, утерянных карточках и др. В более современных системах такая информация закладывается в банкомат периодически в специальном сеансе связи банкомата по коммутируемым или выделенным линиям связи с центральной базой данных банка.

Другой режим работы банкомата – on-line. В этом случае банкоматы связаны с БС напрямую по коммутируемым или выделенным телефонным каналам с использованием различных протоколов (часто используется протокол пакетной передачи данных Х.25). Если банкомат работает в этом режиме, он может выдавать клиенту справки о текущем состоянии его счета. Использование банкоматов в данном режиме требует надежной телекоммуникационной среды и значительных вычислительных ресурсов БС. В таком случае в БС должна быть предусмотрена возможность работы с сетью банкоматов в режиме on-line.

Одна из основных функций пластиковой карточки – обеспечение идентификации использующего ее лица как субъекта платежной системы. Для этого на пластиковую карточку наносятся наименование и/или логотип банка-эмитента, идентификационный номер карты, право собственности эмитента. Эти реквизиты являются обязательными. Так же возможно нанесение значений следующих реквизитов: имя держателя карточки, номер его счета, дата окончания действия карточки, сведения о банке-эмитенте, рекламно-информационные данные и пр. Кроме этого, на карточке может присутствовать фотография держателя и его подпись.

При выдаче карточки клиенту осуществляется ее персонализация: на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных деиег.

Процесс утверждения продажи или выдачи наличных по карточке называется авторизацией. Для ее проведения точка обслуживания делает запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностей. Технология авторизации зависит от схемы платежной системы, типа карточки и технической оснащенности точки обслуживания. Традиционно авторизация проводится "вручную", когда продавец или кассир передает запрос по телефону оператору (голосовая авторизация), или автоматически, карточка помещается в POS-терминал или торговый терминал, данные считываются с карточки, кассиром вводится сумма платежа, а держателем карточки со специальной клавиатуры - ПИН-код (ПИН - Персональный Идентификационный Номер). После этого терминал осуществляет авторизацию либо устанавливая связь с базой данных платежной системы (on-line режим), либо осуществляя дополнительный обмен данными с самой карточкой (off-line авторизация), В случае выдачи наличных денег процедура носит аналогичный характер с той лишь особенностью, что деньги в автоматическом режиме выдаются банкоматом, который и проводит


7.1. АИС «Финансы»

Предпосылками создания АИС «Финансы» являются:

– развитие научно-технического прогресса в сфере информатизации общества, сопровождающееся увеличением масштабов рыночных связей, ростом объемов, ценности и взаимосвязанности финансовой информации на всех уровнях финансовой системы;

– необходимость получения достоверной, оперативной и аналитической финансовой информации;

– наблюдающаяся тенденция снижения стоимости и затрат на создание АИС;

– выведение информационных технологий органов Российской финансовой системы на мировой уровень;

– все более широкое применение электронного документооборота в Минфине России (от районных органов до федеральных органов ведомств);

– интенсивный обмен данных Минфина России, Министерства Российской Федерации по налогам и сборам со смежными системами: Банком России, Государственным таможенным комитетом Российской федерации, статистическими органами, министерствами и ведомствами, получателями бюджетных средств с применением средств связи, а, значит, и средств компьютерной техники;

– необходимость обеспечения информационной безопасности всех участников финансовых расчетов;

– наличие стандартизации, типовых подходов и взаимодействие бюджетов различных уровней: федерального, территориального и местного;

– необходимость государственного финансового планирования как на федеральном, так и на региональном уровнях;

– освобождение финансистов от многочисленных рутинных работ с целью дать «человеку – человеческое, машине – машинное» (Н. Винер).

АИС «Финансы» реализует автоматизированный сбор, регистрацию, обработку, систематизацию и анализ финансовой информации, обмен ею по каналам связи с государственными органами и другими смежными организациями и системами. Она является сложной и динамичной территориально-распределенной АИС и удовлетворяет информационные потребности сотрудников Министерства финансов РФ на всех его уровнях – как федеральном, так и на региональном и районном уровнях – финансовых органах, отделений Федерального казначейства, контрольно-ревизионных управлениях, налоговых органах и органах страхового надзора.

Основными функциями АИС «Финансы» являются следующие:

· планирование, составление и исполнение бюджета, прогнозирование его показателей;

· оптимизация и управление бюджетными потоками по территориям, учет и контроль за процессом перечисления и целевым использованием бюджетных средств на всех уровнях;

· сбор, хранение, контроль и обработка информации о доходной и расходной частях бюджета;

· подготовка и выдача справочной, статистической и аналитической информации по вопросам планирования и исполнения бюджета по утвержденному регламенту и по произвольным запросам;

· сбор информации и формирование отчетов о доведении бюджетных средств до их распорядителей и отчетов о состоянии финансов, находящихся в распоряжении бюджетных единиц и распорядителей средств;

· комплексная автоматизация делопроизводства кадров, финансово-хозяйственной деятельности финансовых органов;

· формирование, ведение и использование региональных баз данных, содержащих информацию, необходимую для обеспечения управления финансами, бюджетным процессом, аналитической деятельностью и другими финансовыми процессами в масштабе всей страны;

· информационное взаимодействие со всеми базами данных АИС в интерактивном режиме, обмен информационными сообщениями в ведомстве в режиме электронной почты.

В систему входят различные аппаратные средства, используемые на З-х уровнях: Минфин, региональный уровень, районный уровень. В основном, это локально-вычислительные сети (ЛВС), электронные каналы связи. В ЛВС применяется IBM – совместимые компьютеры. В Минфине РФ основное программное обеспечение – это ОС Windows NT, Noмell Netware для ЛВС. В качестве СУБД используется FoxPro, MS SQL Основные программы функционируют по технологии файл-сервер, т.е. имеются ЛВС с одним или несколькими центральными серверами. В сервере хранятся БД в виде обычных файлов ОС. В каждом АРМе (рабочая станция) используются прикладные программные средства.

Такая технология имеет ограничения, поскольку не позволяет обрабатывать объемную информацию. Требуется техническое перевооружение – мощные скоростные средства, использование специальных командных языков запросов.

В последнее время широко распространена технология «клиент-сервер» с использованием сетевых компьютеров, ориентированных специально на работу с вычислительной сетью. Обработка данных идет на мощном сервере, который имеет связь с Интернетом.

В последнее время все сильнее заявляют о себе сетевые технологии обра­ботки данных. Данные технологии принципиально также являются «клиент-серверными», но в качестве рабочего места здесь выступает «сетевой компьютер» – компьютер, ориентированный специально на работу с вычислительной сетью (так называемый «тонкий клиент» – клиентская станция с мини­мально необходимой конфигурацией оборудования). Обработка данных про­исходит только на мощном сервере, включенном в глобальную (территориально сильно распределенную) сеть, например, Internet.

АИС «Финансы» федерального уровня включает, в основном, такие функциональные подсистемы:

– Бюджетный процесс.

– Доходная часть бюджета.

– Расходная часть бюджета.

– Государственное кредитование.

– Финансовый контроль бюджета.

– Финансирование отраслей народного хозяйства.

В территориальных финансовых органах решается комплекс технологических задач, реализованных в виде АРМ работника по бюджету региона и АРМ бухгалтерского учета исполнения бюджета.

В свою очередь пакеты АРМ бюджетного работника состоят из следующих основных модулей.

«Прогноз» используется для решения вопросов прогнозирования с возможностью выбора сценария условий. Программа позволяет хранить и анализировать результаты разных вариантов прогнозиро­вания и использовать их для получения выходных документов.

«Составление и свод бюджетов» предназначен для автоматизации процессов по составлению и своду доходной и расходной частей бюд­жета, распределению доходов и расходов по кварталам, учету уведом­лений об изменении и формировании уточненного бюджета.

«Сеть, штаты и контингенты» автоматизирует процессы пла­нирования и очередности бюджетов разных уровней в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

«Исполнение бюджетов» – основная и наиболее емкая часть АРМ. Он настраивается на ведение учета исполнения бюджета для paзличных этапов: составления плана счетов, объединения бюджетных счетов в группы, учета доходов в разрезе плательщиков, документов или других объектов, обмена информацией с банками на уровне файлов и т.д.

«Учет и контроль бюджетных средств, выданных в кредит» авто­матизирует процессы учета кредитных средств, ведение карточек лицевых счетов и договоров, расчета процентов и пеней, учета пла­тежей и состояния расчетов с бюджетом по кредитам и т.п.

Модуль «Учет векселей» используется для учета векселей и со­ставления реестров.

Модуль «Социальные компенсационные выплаты» автоматизирует процессы планирования, расчета, бухгалтерского учета и отчетности по компенсационным выплатам из бюджета. Он обеспечивает со­ставление годового плана на предоставление пособий и контроль наличия остатков средств на расчетных счетах финансового органа.

Модуль «Отчет об исполнении бюджетов» используется для со­ставления и свода доходной и расходной частей бюджета, подготов­ки отчета о недостачах и хищениях, справок об основных средствах и материалах и сведений о состоянии кредиторской задолженности.

7.2. АИС «Налог»

Осуществление рыночных преобразований в России привело к созданию налоговой службы, которая является государственным механизмом финансового воздействия на экономику через систему налогов и сборов.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой системе в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Налоговые инспекции ежедневно обрабатывают большой объем информации, получаемой из банков и от налогоплательщиков, и поэтому без создания информационных систем, АРМов и других средств автоматизации и компьютеризации практически невозможно обеспечить своевременность и полноту сбора налогов. Созданная в государственной налоговой службе (ГНС), АИС «Налог» является инструментом оперативного сбора, обработки, учета и оценки информации о состоянии налогообложения, а также управления деятельностью органов налоговой службы на основе комплексного использования современных средств информации.

Таким образом, основными целями АИС «Налог» является:

· повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений;

· совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов;

· обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;

· повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства;

· улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета;

· получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет;

· анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;

· информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;

· сокращение объема бумажного документооборота.

Одной из приоритетных задач налоговой службы является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных техноло­гий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функ­ционирование структуры налоговых органов.

Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это, прежде всего, информационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией; разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы.

Для создания автоматизированной информационной системы налоговой службы необходимо знать, какие функции свойственны каждому уровню и как осуществляется взаимодействие между этими уровнями. Система имеет иерархическую структуру, представленную на следующем рисунке:

 
 


Структура и состав системы управления налогообложением России соответствуют ее административно-территориальному делению. Первый и второй уровни Министерства по налогам и сборам осуществляют методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Непосредственное взаимодействие с объектами управления, т.е. налогоплательщиками (как юридическими лицами - предприятиями и организациями, так и физическими лицами - населением) осуществляет третий уровень.

Важной задачей автоматизации работы налоговой службы является не только возложение на компьютер задач контроля, обработки и хранения информации по начислению и уплате различных налогов, ведение нормативно-правовой базы по налоговому законодательству, формирование отчетности по налоговым органам, но и создание автоматизированного интерфейса с банками, таможенными органами и другими внешними структурами.

В органах налоговой службы создается АИС, предназначенная для автоматизации функций всех уровней налоговой системы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией. АИС «Налог» представляет собой форму организационного управления органами Госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий.

Как и любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня свой.

На федеральном уровне:

– определяется стратегия всей налоговой системы России;

– решаются методологические и концептуальные вопросы налогообложения юридических и физических лиц;

– занимаются проверкой работы нижестоящих уровней,

– занимаются вопросами планирования и финансирования расходов налоговых органов на местах;

– руководят постановкой бухгалтерского и статистического учета и отчетности в налоговых органах, проводят работу по внедрению автоматизированных технологий в налоговых органах и т.д.

Для этого можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:

– подготовка типовых отчетных форм;

– контрольная деятельность,

– методическая, ревизионная и правовая деятельность,

– аналитическая деятельность по налогам и сборам;

– внутриведомственные задачи.

Для местного уровня характерен свой состав функциональных подсистем:

– регистрация предприятий;

– камеральная проверка;

– ведение лицевых карточек предприятий;

– анализ состояния предприятия;

– документальная проверка;

– ведение нормативно-правовой документации;

– внутриведомственные задачи;

– обработка документов физических лиц.

Рассмотрим порядок реализации задач и информационного взаимодействия основных подсистем функциональной части АИС «Налог» на примере 3-го уровня в части работы с юридическими лицами. Обработка информации начинается с учета и регистрации налогоплательщиков, которые осуществляются юридической службой налоговой инспекции. Эта служба руководствуется в своей деятельности нормативно-правовой базой, принимает от налогоплательщика все необходимые регистрационные документы, на основе которых создается база данных, содержащая всю информацию о налогоплательщике, и присваивает налогоплательщику индивидуальный регистрационный номер. Таким образом, создается «электронная папка» на налогоплательщика. Информация, содержащаяся в ней, используется всеми другими структурными подразделениями налоговой инспекции, а соответственно информация, формируемая в подсистеме «Регистрация предприятий», используется другими функциональными подсистемами АИС «Налог». Прежде всего, потребителем этой информации является подсистема «Камеральная проверка». Для решения задач камеральной проверки служба налоговых инспекторов собирает в установленные законодательством сроки отчетные документы от налогоплательщиков. Камеральная проверка заключается в определении правильности заполнения бухгалтерской отчетности, исчисления сумм налогов, точности заполнения форм. Для этого данные отчетности, представленной налогоплательщиком, вводятся в компьютер, и происходит пополнение «электронной папки» налогоплательщика новой информацией, позволяющей отслеживать основные показатели результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия в различные периоды. Решение задач камеральной проверки связано с использованием не только данных, сформированных в подсистеме «Регистрация предприятий», но и нормативно-справочной информации по организационно - правовым формам, ставкам налогов, срокам платежей, различным льготам по налогам и другой информации, создаваемой в подсистеме «Ведение нормативно-правовой документации».

Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.

В настоящее время техническую основу информатизации в ГНС составляют локальные вычислительные сети на базе персональных компьютеров типа IBM PC. Основными операционными системами являются UNIX и WINDOWS. В качестве систем управления базами данных используются FoxPro, Clipper, MS SOL Server, Access Informix, Oracle, Pick. Основные программные продукты функционируют по технологии «файл-сервер», то есть имеется локальная сеть с несколькими ПЭВМ.

Организационной формой использования аппаратно-программных средств АИС «Налог» являются АРМы сотрудников налоговых служб.

АРМ в налоговой системе – это комплекс технических модулей, объединенных между собой, обеспеченный программными средствами и способный реализовать законченную информационную технологию. В комплекс входят следующие модули: процессор, дисплей, принтер, клавиатура, манипулятор «мышь», плоттер, сканер, стример, оборудование для дистанционной передачи данных. Программными элементами АРМ являются операционные системы, системы управления базами данных, пакеты прикладных программ, оригинальные программы, графические и текстовые редакторы, табличные процессоры и т.д. Таким образом, речь идет о комплексе технического и программного обеспечения – инструменте любого пользователя.

Состав автоматизированных рабочих мест для обработки документов юридических лиц аналогичен составу функциональной части АИС «Налог» и должен включать следующие АРМ: регистрации предприятий, камеральной проверки, ведения лицевых карточек предприятий и т.д. В зависимости от объемов информации и распределения функций между подразделениями налоговых органов АРМ могут быть объединены в одну (или несколько) локальную вычислительную сеть или многопользовательскую систему.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: