Вопрос 2. Организация личности и индивидные свойства человека - уровень биогенетический

2) место индивидных свойств человека в организации личности и ее развитии

Мешает изучению личности понимания ее как совокупность психических качеств, характеризующая каждого конкретного человека (традиционная психология личности) → путьатомарного анализа личности, анализа «по элементам» (О2 и Н и Н2О)

3 класса психических качеств:

характер, темперамент, способности проявляются в действии. Как осуществляется динамика действия? Как, каким способом реагирует индивид? Т емперамент — энергетическая характеристика действия: темп, скорость и интенсивность реагирования.

∙ познавательная сфера (с пособности и интеллект). Какими средствами достигаются цель действия? Какими средствами достигаются цель действия?

∙ мотивационно-потребностная и волевая сферы (мотивация). В чем смысл и какова цель действия? Зачем и почему животные или люди начали действовать?

Существует несколько стратегий исследования в рамках антропоцентристской парадигмы изучения человека. Каждая из этих стратегий выделяется по основному объекту исследования, методическим процедурам, понятийному аппарату и, главное, по решению вопроса о соотношении биологического и социального в развитии личности.

1. Конституционально-антропометрическая стратегия изучения строения личности ( Э. Кречмер, У. Шелдон). Объект – врожденные предрасположенности к реагированию, чаще всего отождествляемые с темпераментом как базой или ядром личности. Вопрос о соотношении биологического и социального решается с позиции концепций «наследственности». Организация личности сводится к выявлению типов характера, причем характер и темперамент нередко отождествляются между собой.

2. «Факторная» стратегия изучения черт личности (Р.Кэттел, Г.Айзенк, Дж. Гилфорд). Объект – черты личности, зафикс. в языке, по выбору которых судят о структуре личности. Вопрос о соотношении между биологическим и социальным в личности решается в пользу преобладания то биологических, то социальных компонентов. Представители факторной стратегии изучения организации личности чаще пытаются выявить доминирующие параметры, тенденции организации личности, типичные склонности к определенным поступкам, чем «типы», жестко связываемые с конституцией человека. Для Кэттелла, Айзенка, Гилфорда характерна позиция двойной детерминации развития личности, признания «доделки» базовых врожденных предрасположенностей под влиянием научения, то есть под влиянием среды.

3. «Блочная» стратегия изучения структуры личности. При использовании этой стратегии исследователь собирает структуру личности из выделенных на основе наблюдений в обыденной жизни «блоков», иногда неточно называемых уровнями или подструктурами.

    блоки
Социальное ↑ ׀ ׀ ׀ ׀ ↓ Биологическое 1. Направленность, в которую входят отношения личности к миру, ее моральные черты, сформированные в процессе воспитания
2. Прошлый опыт, включающий память, навыки, знания, которые приобретены в ходе обучения
3. Психические процессы, охватывающие индивидуальные особенности восприятия, мышления
4. Темперамент, половозрастные особенности организма

4. Мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности. Мотивация (в широком смысле) - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

3 группы мотивирующих факторов
вопрос анализируется
Почему организм вообще приходит в состояние активности? - проявления потребностей, влечений и инстинктов как источников активности
∙ На что направлена активность организма? ∙ Ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других? - проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения
Каким образом осуществляется регуляция динамики поведения? - проявления эмоций, субъективных переживаний (стремлений, желаний и т.п.) и установок в поведении личности

Мотивационно-динамическая стратегия исследования организации личности, исторически возникшая в русле психоанализа+

гуманистическая психология [ А.Маслоу, К.Роджерс ]

∙ персонологическая теория индивидуальных черт (диспозиций) личности Г.Олпорта, ∙ когнитивные подходы к личности, опирающиеся на «теорию поля» КЛевина,

персонология Г.Мюррея и др.

Мотивационно-динамическая стратегия в любых проявлениях личности «видит» иерархически организованные уровни потребностей или мотивов. Иными словами, в мотивационно-динамической стратегии индивидные свойства рассматриваются как преимущественно наследственные диспозиции и т. п., которые в иерархии уровней организации личности занимают положение самого низкого базового уровня, над которым под влиянием среды надстраиваются потребности и влечения, имеющие социальное происхождение. Убеждении, что в каком-либо одном динамическом образовании личности, будь то влечение, диспозиция, установка, отношение, потребность или мотив, словно в фокусе, сконцентрированы свойства личности как целого.

ПЛЮС: охватывает такую реальную характеристику структуры личности, как ее динамичность, и способствует разработке отражающего реальные особенности структуры личности взгляда на личность как на динамическую развивающуюся систему. Н

Во главу угла изучения структуры личности ставится такая центральная характе- ристика личности, как направленность.

5. Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения организации личности. В соответствии с этой стратегией «элементами» организации личности являются те или иные компоненты взаимодействия между организмом и средой, личностью и обществом. Все равно присутствует идея иерархии строения личности, в которой низовым уровнем становятся элементарные поведенческие акты, обусловленные прежде всего индивидными диспозициями человека – его органическими потребностями, влечениями и т. п.

Общая тенденция пяти подходов: размещать «индивидные» свойства человека в основе организации личности как базовый или базальный уровень организации человека.

Пример с пирамидой А.Маслоу + факторами Гилфорда + подход Обуховского - Базальным уровнем организации личности во всех этих трех конкретных ее изобра- жениях выступают индивидные свойства человека.

Маслоу:

V. потребность в самоактуализации: развитие и реализация своих способностей

IV. потребность в уважении: самоуважение, признание

III. потребность любви и принадлежности: семья, дружба

II. потребность в безопасности: стабильность, порядок

I. физиологические потребности: пища, вода, сон и т.п.

Факторная модель Гилфорда:

Е. Общие интересы: потребность в риске или, напротив, в безопасности.
Д. Социальные потребности: потребность находиться среди людей; агрессивность.
Г. Потребности, связанные с положением индивида: потребность в свободе (нонконформизм).
В. Потребности, связанные с работой: общее честолюбие; упорство.
Б. Потребности, относящиеся к условиям Среды: потребность в комфорте, приятном окружении.
А. Факторы, соответствующие органическим потребностям: голод (не обнаружен в факторных исследованиях); сексуальное побуждение; общая активность.

Размещение индивидных свойств человека на «нижнем этаже» структурной орга-низации личности, а также их изучение вне контекста эволюционно-исторического процесса развития системы, в которой протекает жизнь личности -> превращение «индивидных свойств» человека в базу на деле привело к тому, что они стали периферией в психологии личности, а также обусловили возникновение разрыва, проявившегося между психологией личности и дифференциальной психофизиологией в виде оппозиций «формальные индивидные характеристики — содержательные социальные характеристики личности».

Место индивидных свойств в структуре личности (по Асмолову): индивидуальные свойства становятся теми реальными предпосылками, которые, будучи преобразованы в потоке деятельности, вносят свой вклад в развитие личности, в эволюционно-историче- ский процесс в целом. Они расположены не под социальными качествами личности, не над ними, а в конкретной целенаправленной деятельности между людьми могут выступить и как необходимые предпосылки этой деятельности, совершенствуясь в ней, и как психофизиологические реализаторы деятельности, обеспечивающие достижение тех или иных целей, и как средства, считаясь с которыми и овладевая которыми личность оценивает свои возможности, выбирает разные по сложности классы задач.

3) что представляют собой индивидные свойства человека (сюда относится вопрос № 39 из общей психологии - более подробное раскрытие проблем темперамента

Суть: Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни общества. На ранних этапах онтогенеза они не представляют собой фактор развития личности в ходе совместной деятельности, а выступают как “безличная предпосылка” развития личности, претерпевающая порой в процессе жизненного пути некоторые изменения. Но они являются условием развития личности. Индивидные свойства преобразуются в зависимости от социального образа жизни, порой превращаясь из предпосылок развития личности в продукт этого развития.

Индивидные свойства расположены не под социальными качествами личности, не над ними, а в конкретной деятельности могут выступить и как необходимые предпосылки, совершенствуясь в ней, и как психофизиологические реализаторы деятельности, обеспечивающие достижение тех или иных целей, и как средства, считаясь с которыми и овладевая которыми личность оценивает свои возможности, выбирает разные по сложности классы задач.

Связь индивидных свойств с развитием личности имеет системный характер. С самого момента движения человека в обществе эти предпосылки начинают активно участвовать в жизни той или иной эволюционирующей системы, влиять на ее развитие, трансформироваться из предпосылок в результате ее развития, использоваться личностью как средства достижения ее целей

Индивидные свойства ” – термин Ананьева.

Индивидные свойства (органические, биологические предпосылки развития личности) – феномены онтогенетической эволюции человека (см. рисуонок):

1. Возрастно-половые свойства:

- возрастные стадии – последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида (возраст и фаза жизни);

- половой диформизм – это физическое различие между полами, обусловленное биологически (разделение на 2 формы: мужскую и женскую)

2. Индивидуально- типические свойства:

- конституция индивида – телосложение и биохимические свойства;

- нейродинамические свойства мозга - генетически детерминированные особенности нервной системы – сила, подвижность и уравновешенность нервной системы, также

 
 

динамичность, лабильность и активированность;

- функциональная ассиметрия полушарий мозга – специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящее к тому, что при осуществлении одних ПФ главенствует левое, а др. – правое полушарие (левое – речь, правое – слух, зрительно-пространственная ориентация).

Два указанные выше класса индивидных свойств в школе Б.Г.Ананьева называют первичными (=нейродинамические в шир) и считают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований (= психодинамический в шир ), как психофизиологические функции и органические потребности.

Не смотря на то, что индивидные свойства заложены природой, в процессе онтогенетического развития они меняют свою организацию, усложняются.

3. Наивысшая форма интеграции ИС – темперамент и задатки ( не представляют собой свойств личности и не являются её основой).

- Темперамент – динамические характиристики психической деятельности. Выделяют 3 сферы проявления Т:

1. общую активность – интенсивность и объем взаимодействия чела с окруж. средой-физической и социальной. Чел м. б. Пассивным, активным, стремительным, инициативным, спокойным и тд.

2. особенности моторной сферы – частные выражения общей активности (темп, быстрота, ритм и общее кол-во движений и тд);

3. св-ва эмоциональности – впечатлительность, чувствительность, импульсивность.

- Задатки – анатомо-физиологические особенности НС, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Типологические св-ва НС, определяющие скорость образования временных связей, их прочность, легкость дифференцировок; анатомические особ-ти строения анализаторов и отдельных областей коры ГМ.

В истории психологии и современной психологии встречается немало направлений изучения типологии человека, основывающихся на тех или иных его индивидных свойствах:

1. Критерий - телосложение, внешняя морфологическая конституция. Корреляционные взаимосвязи между строением тела и характером личности (типология Э. Кречмера).

2. Критерий - нейродинамические свойства нервной системы человека служат основой типов выс- шей нервной деятельности (ВИД), анализируя которые И.П. Павлов разрабатывал пред- ставления о физиологических механизмах темперамента.

Индивидные свойства не мб критерием личности, они выступают в качестве предпосылок ее становления.

Большое количество исследований нейродинамических свойств проведено в школе Б.М. Теплова – В.Д. Небылицына. Работами этой школы заложены основы отечественной психофизиологии индивидуальных различий, восходящих своими истоками к учению о типах высшей нервной деятельности И.П. Павлова. -> все более явственно проступает тенденция к пониманию свойств НС как природных предпосылок индивидуальных различий личности, прежде всего ее общих и специальных способностей.

В исследованиях B.C. Мерлина и его учеников разрабатываются представления об интегральной индивидуальности, нацеленные на изучение роли общих свойств нервной системы в динамике индивидуального стиля деятельности и реализации мотивов личности. В этих исследованиях проводится мысль о невозможности однозначного выведения свойств личности из психодинамических индивидных свойств, например таких индивидуальных свойств, как интроверсия – экстраверсия в концепции Г. Айзенка.

Общие особенности, характеризующие роль индивидных свойств человека в регуляции поведения личности:

1. характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов (определяют внешнюю картину поведения, его формально-динамические особенности). ( темперамент не определяет содержание отношения личности к действительности, а оказывает влияние лишь на форму выражения этого отношения в поведении человека). Без учета этой характеристики происходит подмена личности индивидом. Затем на основе индивидных свойств начинают воздвигаться типологии личности: телосложение (Э. Кречмер), соматотип (У. Шелдон), интроверсия – экстраверсия (Г. Айзенк).

Асмолов: Необходимо рассматривать индивидные свойства не сами по себе, ибо индивидные свойства развития личности сами по себе безличны, а исследовать их преобразования, претерпеваемые ими трансформации в процессе деятельности человека в обществе.

2. Индивидные свойства (тип нервной системы, конституция, задатки, экстраверсия или интроверсия и т.п.) определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения. Пример с экстраверсией и дефектом речи-Будет выбрана соответствующая социальная роль (оратор) или нет, зависит не от речевого дефекта или экстраверсии самих по себе, а от отношения к этим данным от природы или возникшим в результате органического нарушения свойствам как «участников» совместной деятельности, так и личности, обладающей этими индивидными свойствами. Пример 2: ребенок-калека начинает видеть в бездействующих ногах помеху, лишь если ему говорят об этом».

3. В процессе коммуникации происходит «означение» индивидных свойств человека, их сигнификация и символизация. П ревращении индивидных свойств в «знаки» происходит переход от объектной детерминации поведения к предметной детерминации поведения личности. у человека возникает образ его индивидных свойств и появляется возможность произвольного управления ими [ Р.А.Лурия образ собственной болезни, нередко складывающиеся в ходе общения с врачом], [ «биоуправление с помощью обратной связи» - сознательный контроль внутренних физиологических процессов ]. Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности.

Поспелов: В реальных жизненных ситуациях многие индивидные свойства человека выступают как автономно регулирующиеся подсистемы индивида, подчиненные децентрализованному управлению. («Мы не йоги» - произвольная регуляция сердца занимает много времени) В эволюционном аспекте выигрыш дает сочетание централизированного и децентрализированного (системы работают автономно) управления индивидными и социальными системными качествами личности. Плюс - нам не надо следить за ритмом сердца, минус - автономная дегенерации увеличивает время адаптации, но при резких изменениях среды нас спасет быстрая централизованная система, ее реакции неспецефичны.

И ндивидные свойства потому выступают чаще всего как предпосылки развития личности, что они адаптированы в относительно неизменной экологической системе, а тем самым в условиях социально-исторического образа жизни в известном смысле находятся в неизменной экологической ситуации.

Центры социотипического поведения – менее автономны (сочетание децентрализированного и централизированного управления поведением личности). В случае резкой смены экологической ситуации жизни личности режим автономного управления индивидными свойствами человека может сме- ниться режимом централизированного управления. В отличие от всех других биологиче- ских видов любой человек, в том числе и йоги, потенциально обладает возможностью найти, изобрести такие «знаки-средства» либо прибегнуть к существующим в обществе видам сим- волизации пола или возраста, которыми он воспользуется, чтобы взять относительно авто- номные подсистемы индивидных свойств под преднамеренный сознательный контроль.

Чем более автономна подсистема индивидных свойств, тем вероятнее она подчинена децентрализированному режиму управления и соответственно тем менее выражено ее участие в обеспечении регуляции поведения личности.

=> Направление поиска различных общих индивидных свойств, обеспечивающих реализацию поведения в непредвиденных неспецифичных ситуациях, которое начато в исследованиях Б.М.Теплова и В.Д.Небылицина, перспективнее, чем направление поиска связей поведения личности с более автономными филогенетически древними подсистемами децентрализированной регуляции человеческого организма (Э.Кречмер, У.Шелдон).

4. Использование индивидных свойств как «знаков», «средств», с помощью которых человек овладевает своими индивидными особенностями и корректирует их, лежит в основе происхождения индивидных стилей поведения личности и открывает большие возможности компенсации, коррекции природных форм реагирования индивида при обучении различными профессиями, в психотерапии и психокоррекции. [ Изучение индивидуальных стилей деятельности (Е.А. Климов) ]

________________________________________________________________________________

ВОПРОС 3. Психология изучения личности как субъекта деятельности. Совместная деятельность – основание развития личности. Системный культурно- деятельностный подход в современной психологии личности (А. Г Асмолов ̧ Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, В.А. Иванников, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский и др.). ПОДРОБНО - см. «Деятельностный подход в психологии личности.»

Многомерность феноменологии личности, междисциплинарный статус проблемы личности в человекознании и обществознании, рост зависимости судеб исторического процесса от решений отдельной личности приводят к мысли о необходимости ее изучения в системе координат, задаваемых различными уровнями методологии науки.

В современной методологии и логике науки выделяется следующая общая схема уровней методологии (по Юдину):

1) Уровень философской методологии

2) Уровень методологии общенаучных принципов - Системный историко-эволюционный подход к изучению человека

3) Уровень конкретно-научной методологии - деятельностныый подход в психологии личности

4) Уровень методики и техники исследования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: