Нейтральные тактики

Нейтральные тактики не наносят прямого ущерба в отличие от жестких, но и не являются скрытыми манипуляциями - в отличие от легких.

К нейтральным тактикам относятся (по Анцупову, Шипилову):

- тактика фиксации;

- тактика демонстративных действий;

- тактика санкционирования;

- тактика коалиций;

- тактика проволочек, выжидания и удержания предыдущего состояния (включая свои ресурс и уступки);

- тактика убедительной аргументации;

- тактика нерушимых обязательств

Тактики поведения в конфликте
(Нейтральные тактики)

Тактика фиксации своей позиции применяется наиболее часто (в 75-80 % конфликтов). Основана она на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции. Это убеждение, просьбы, критика, выдвижение предложений и т.д.

Тактики поведения в конфликте
(Нейтральные тактики)

Тактика демонстративных действий применяется с целью привлечения внимания окружающих к своей персоне. Это могут быть публичные высказывания и жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, заведомо неудавшаяся попытка самоубийства, не отменяемые обязательства (бессрочные голодовки, перекрытие транспортных коммуникаций, использование транспарантов, плакатов, лозунгов и т.п.).

Тактики поведения в конфликте
(Нейтральные тактики)

Тактика санкционирования (ссылки на авторитет или формальную норму) воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложения запрета, установления блокады, невыполнения распоряжения под каким-то предлогом, демонстративное уклонение от выполнения обязательств;

Тактики поведения в конфликте
(Нейтральные тактики)

Тактика коалиций. Цель – усиление своего ранга конфликте. Выражается в образовании союзов, увеличение группы поддержки за счет руководителей, общественности, друзей родственников, обращений в СМИ, различные органы власти. Используется более чем в одной трети конфликтов.

Тактики поведения в конфликте
(Нейтральные тактики)

Тактика проволочек, выжидания и удержания предыдущего состояния (включая свои ресурс и уступки) - уклонение от обсуждения проблемы.

Тактика убедительной аргументации. Самая прозрачная из нейтральных тактик. Она заключается в том, что первая сторона склоняет вторую снизить притязания, призывая на помощь логические доводы.

Тактики поведения в конфликте
(Нейтральные тактики)

Тактика нерушимых обязательств. Данная тактика формулируются, так как Я приступил к действиям, которые требуют от вас приспособления, и как бы вы ни старались меня остановить, я доведу дело до конца. Сторона гарантирует, что не отступится от определенной линии поведения, и это ее обязательство, вынуждающее другую сторону к определенным действиям, является или представляется не подлежащим изменениям.

Основные технологии компромисса и сотрудничества

Если же стороны понимают, что проблема важна для каждой из них и она стоит того, чтобы её решить с учетом обоюдных интересов, то они используют путь переговоров (применение стратегий компромисса и сотрудничества).

В преддверии переговорного процесса, важно нормализовать отношения оппонентов.

Одним из приемов, позволяющим сделать это, является техника ПРИСН (последовательное и реципрокные ( взаимные от лат. – reciprocus ) инициативы в снижении напряжения).

Этот метод (ПРИСН предложен социальным психологом Ч. Осгудом) успешно применяется при разрешении конфликтов разного уровня: международных, межгрупповых, межличностных.

Основные технологии компромисса и сотрудничества

Метод ПРИСН включает следующие правила:

- делать искренние, публичные заявления о том, что одна из сторон конфликта хочет остановить его эскалацию;

- объяснять, что примирительные шаги обязательно будут осуществлены. Сообщить что, когда и как будет сделано;

- выполнять обещанное;

- побуждать оппонента к обмену уступками, но не требовать их в качестве условия выполнения собственных обещаний;

- уступки должны осуществляться в течение достаточно длительного времени и даже в том случае, если другая сторона не отвечает взаимностью. Они не должны приводить к увеличению уязвимости стороны, их осуществляющей.

Основные технологии компромисса и сотрудничества
(техника открытого разговора)

Несмотря на это, в реальной жизни компромисс применяют очень часто. Для его достижения может быть рекомендована техника открытого разговора.

Что это такое и как она проявляется:

- заявить, что конфликт невыгоден обоим;

- признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте. (Они наверняка есть, и признать их для вас почти ничего не стоит);

- сделать уступки оппоненту, где это возможно. В том, что в конфликте не является для вас главным. (В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которых ничего не стоит уступить. Можно уступить и в серьезных, но не в принципиальных вещах);

- высказать пожелание об уступках, необходимых со стороны оппонента. (Они, как правило, касаются ваших основных интересов в конфликте);

- спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные уступки, при необходимости и возможности скорректировать их;

- если удастся договориться, то как-то договориться, что конфликт исчерпан.

Основные технологии компромисса и сотрудничества
(метод принципиальных переговоров)

• Способ сотрудничества целесообразно осуществлять по методу «принципиальных переговоров» (Р. Фишер, У. Юрии, 1990).

Он сводится к следующему:

а) отделение людей от проблемы:

• - разграничьте взаимоотношения с оппонентом от проблемы;

• - поставьте себя на его место;

• - не идите на поводу своих опасений;

• - показывайте готовность разобраться с проблемой;

• - будьте твердыми по отношению к проблеме и мягким к людям.

Основные технологии компромисса и сотрудничества
(метод принципиальных переговоров)

б) внимание интересам, а не позициям:

- спрашивайте: «Почему?» и «Почему нет?»;

- фиксируйте базовые интересы и их множество;

- ищите общие интересы;

- объясняйте жизненность и важность ваших интересов;

- признавайте интересы оппонента частью проблемы.

в) предлагайте взаимовыгодные варианты:

- не ищите единственный ответ на проблему;

- отделите поиск вариантов от их оценки;

- ищите взаимную выгоду;

- выясняйте, что предпочитает другая сторона.

Основные технологии компромисса и сотрудничества
(метод принципиальных переговоров)

г) используйте объективные критерии:

• - будьте открыты для доводов другой стороны;

• - не поддавайтесь давлению, а только принципу;

• - по каждой части проблемы используйте объективные критерии;

• - используйте несколько критериев;

• - используйте справедливые критерии.

Рекомендации психопрофилактического поведения в конфликтной ситуации

Неумение разрешить конфликтную ситуацию, понять ошибки и просчеты может стать причиной постоянной напряженности. Естественно, следует помнить — конфликт нужно понимать и уметь им управлять до того, как он станет настолько сильным, что приобретет деструктивные свойства. Основная причина конфликта в том, что люди зависят друг от друга, каждому из нас нужны сочувствие и понимание, расположение и поддержка другого, нужно, чтобы кто-то разделял наши убеждения.

Рекомендации психопрофилактического поведения в конфликтной ситуации

Основные рекомендации психопрофилактического поведения в конфликтной ситуации следующие:

1. Умение отличить главное от второстепенного. Казалось бы, чего проще, но жизнь показывает, что сделать это довольно сложно. Практически ничто кроме интуиции не может вам помочь. Но если регулярно анализировать ситуацию, мотивы своего поведения, если пытаться понять, что, действительно является «вопросом жизни и смерти», а что просто вашими амбициями, и научиться отбрасывать несущественное, вы сможете следовать следующему совету: «Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее на пустяки». Умение отличить главное от второстепенного должно помочь вам найти правильную линию поведения в конфликтах.

Рекомендации психопрофилактического поведения в конфликтной ситуации

2. Внутреннее спокойствие — это такой принцип отношения к жизни, который не исключает энергичности и активности человека. Наоборот, он позволяет стать еще более деятельным, чутко реагировать на малейшие оттенки событий и проблем, не теряя самообладания даже в критические моменты. Внутреннее спокойствие — это своего рода защита от всех неприятных жизненных ситуаций. Именно внутреннее спокойствие позволяет человеку сохранить подобающую форму поведения.


Рекомендации психопрофилактического поведения в конфликтной ситуации

3. Эмоциональная зрелость и устойчивость — это, по сути, возможность и готовность к достойным поступкам в любых жизненных ситуациях.

4. Знание меры воздействия на события — это способность остановить себя и не «давить» или, наоборот, ускорить событие для того, чтобы владеть ситуацией и уметь адекватно реагировать на нее.

5. Умение подходить к проблеме с различных точек зрения. Вполне понятно, что одно и то же событие можно оценить по-разному в зависимости от позиции.

Рекомендации психопрофилактического поведения в конфликтной ситуации

6. Готовность к любым неожиданностям, а также отсутствие (или сдерживание) предвзятых линий позволяют быстрее перестроиться, своевременно и адекватно отреагировать на изменение ситуации.

7. Восприятие действительности такой, какая она есть, а не такой, какой человеку хотелось бы видеть ее. Этот принцип тесно связан с предыдущим. Следование ему способствует сохранению психической устойчивости даже в тех случаях, когда все кажется лишенным внутренней логики и смысла.

8. Стремление к выходу за рамки проблемной ситуации. Как правило, все «неразрешимые» ситуации неразрешимы только в каких-то изначально заданных рамках обстоятельств. Если осознать их лишь как частицу глобальных, мировых проблем, то это помогает найти выход из экстремальной ситуации. Безвыходных ситуаций не бывает.

Рекомендации психопрофилактического поведения в конфликтной ситуации

9. Наблюдательность — важное качество, необходимое не только для оценки окружающих и их поступков. Многие ненужные реакции, эмоции и действия отпадут, если мы научимся беспристрастно наблюдать за собой. Если человек умеет объективно оценить свои желания, побуждения, мотивы как бы со стороны, ему гораздо легче управлять своим поведением, особенно в критических ситуациях.

10. Дальновидность — это способность не только понимать внутреннюю логику событий, но и видеть перспективу их развития. Знание того, «что к чему приведет» оберегает от ошибок и неправильной линии поведения, предотвращает формирование конфликтной ситуации.

Рекомендации психопрофилактического поведения в конфликтной ситуации

11. Стремление понять других. Понять помыслы и поступки другого в одних случаях означает примирение с ними, в других — правильное определение своей линии поведения. Много недоразумений в жизни мы испытываем только потому, что не умеем или же не даем себе труда сознательно поставить себя на место других; способность понять (пусть даже не принимая) противоположную точку зрения помогает предвидеть поведение людей в той или иной ситуации.

12. Умение извлекать опыт из всего происходящего, то есть «учиться на ошибках», причем не только на своих, умение учитывать причины прошлых ошибок и неудач помогают не совершать новых.

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.

Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих участников конфликта. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что вы находитесь в состоянии конфликта по какому-либо вопросу. Иногда конфликт существует скрыто уже давно, люди страдают, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации

Определить возможность переговоров. После признания наличия конфликта и невозможности его быстро решить целесообразно договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе конфликтующие стороны.

Согласовать процедуру переговоров. Определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности.

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации

Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта. Проблема состоит в том, чтобы точно определить предмет конфликта. На этом этапе вырабатываются совместные пути к решению проблемы, выявляются позиции сторон, определяются точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций.

Разработать варианты решений. Конфликтующие стороны предлагают несколько вариантов решений с расчетом затрат по каждому из них, с учетом возможных последствий.

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации

Принять согласованное решение. В результате взаимного обсуждения вариантов решений стороны приходят к общему решению, которое целесообразно представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и др. Иногда, в сложных или ответственных случаях письменные документы можно составлять по окончании каждого этапа переговоров.

Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации

Реализовать принятое решение на практике. В тех случаях, когда процесс совместных действий заканчивается только принятием проработанного и согласованного решения, а дальше ничего не происходит и не меняется, то такое положение может вызвать другие, более сильные и продолжительные конфликты. Причины, вызвавшие первичный конфликт, не исчезли, а только усилились невыполненными обещаниями. Повторные переговоры проводить будет намного сложнее.

(Поэтому конфликтующие стороны должны определить, как организовать принятое решение на практике, каковы задачи каждой конфликтующей стороны в реализации результатов переговоров и их зафиксировать в принятом согласованном решении).

Основные способы и приемы воздействия на партнера по общению

1. Не требуйте от окружающих невозможного, учитывайте, что их способности к различным видам деятельности различны.

Это условие предупреждения конфликта имеет два аспекта.

Во-первых, если, например, у вашего сотрудника плохой, неразборчивый почерк, то бесполезно требовать от него личного заполнения служебной документации каллиграфическим почерком. Более того, такое требование конфликтогенно.

Во-вторых, ставя задачи, указывайте реальные сроки их исполнения. Нереальные сроки приводят к тому, что ваши сотрудники делают её быстро, но плохо, либо не укладываются в установленный вами срок.

Задача руководителя заключается не в том, чтобы заставить подчиненного делать то, к чему у него нет желания, ни способностей, а в том, чтобы подобрать ему дело по душе, создать условия, позволяющие ему самосовершенствоваться, успешно справляться со своими обязанностями.

Основные способы и приемы воздействия на партнера по общению

2. Не стремитесь быстро, радикально, путем прямых воздействий перевоспитать человека.

Такие попытки часто приводят к конфликтам и не дают желаемых результатам. Воспитание, тем более перевоспитание – медленный процесс. Все новое в природе и обществе созидается достаточно медленно. Быстро идут только разрушительные процессы. Поэтому, занимаясь перевоспитанием человека, не следует рассчитывать на немедленные значительные результаты.

Основные способы и приемы воздействия на партнера по общению

3. В процессе общения важно оценивать актуальное психическое состояние партнера и избегать обсуждения острых проблем, если повышена вероятность агрессивной реакции с его стороны.

Точно также, как изменяется ваше психическое состояние, повержено переменам настроение партнера по взаимодействию. Для предупреждения конфликта необходимо уметь оценивать актуальное настроение оппонента. Если он повышенно агрессивен, то нецелесообразно начинать с ним обсуждение острой проблемы.

Основные способы и приемы воздействия на партнера по общению

4. Оценке актуального психического состояния партнера по общению способствует знание законов невербальной передачи информации путем мимики, жестов, позы, движений.

Знание законов невербального поведения человека поможет глубоко и оперативно оценивать истинные намерения собеседника и заранее обнаружить угрозу конфликта.

Основные способы и приемы воздействия на партнера по общению

5. Эффективный способ предупреждения конфликтов – своевременное информирование окружающих об ущемлении ваших интересов.

Человек даже себя часто знает не полностью. Иметь верное представление о ценностях, мотивах и слабостях вообще весьма затруднительно. Поэтому если кто-то из окружающих наступает вам на «любимую мозоль», то не исключено, что делает это не специально. Ведь это не его мозоль и он может просто не догадываться о её существовании у вас. При этом первоначально не нужно требовать от того, кто наносит вам ущерб, каких-то действий. Нужно просто проинформировать его о том, в чем затронуты ваши интересы. Если человек нанес вам ущерб, не подозревая об этом, если он достаточно воспитан, то он извинится и прекратит блокирование ваших интересов без дополнительных просьб.

Основные способы и приемы воздействия на партнера по общению

6. По отношению к защите своих интересов можно занимать достаточно твердую позицию и отстаивать её упорно. По отношению к самому оппоненту, его личности целесообразно занимать по возможности мягкую позицию.

Типичная ошибка оппонентов – их одинаковая жесткость по отношению к проблеме и противнику. Позиция должна быть гибкой. Необходимо показать, что вы понимаете слабости оппонента и не лишаете его права на них. Находясь на его месте, вы, возможно, занимали бы аналогичную позицию. Однако справедливым будет решение, учитывающее не только его, но и ваши интересы. Мягкая позиция по отношению к оппоненту компенсирует жесткость защиты ваших интересов.

Основные способы и приемы воздействия на партнера по общению

8. Желательно как можно заблаговременно информировать людей о ваших решениях, затрагивающих их интересы.

Человек, как правило, отрицательно реагирует на неожиданные изменения ситуации, затрагивающие его интересы. Такая реакция естественна. Человек оказывается не готов к внезапным изменениям обстановки, вынужден принимать решения экспромтом. Принимая решения, необходимо всегда оценивать, чьи интересы оно может затронуть. Еще лучше согласовывать эти решения с людьми до того. Как они будут приняты

Основные способы и приемы воздействия на партнера по общению

9. Для предупреждения конфликтов важно не расширять сферу противодействия с оппонентом, не увеличивать число обсуждаемых проблем, не критиковать личностные качества партнера по общению.

Эскалация предконфликтной ситуации способствует естественное расширение сферы противодействия в ходе обсуждения проблемы. Для предупреждения конфликтов важно обсуждать с оппонентом только тот вопрос, который необходимо решить. Не стоит пытаться одновременно обсуждать способы решения нескольких проблем, если все они вызывают трудности в согласовании интересов. Если необходимо решить ряд проблем, то обсуждение лучше начинать с самой простой из них, постепенно переходя к более сложным. Опасность конфликта возрастает, если критика распространяется не только на позицию, но и на его личность

Основные способы и приемы воздействия на партнера по общению

10.Не загоняйте оппонента в угол.

Если ваш оппонент принял неграмотное решение, то желательно отказать себе в удовольствии публично разоблачит его некомпетентность. Человек, поставленный в безвыходную ситуацию, униженный и оскорбленный, легко идет на острые конфликты ради сохранения чести и достоинства. Поэтому в любой ситуации важно оставлять оппоненту возможность сохранить свое лицо, он должен иметь право отступить, сохранив при этом чувство собственного достоинства.

Основные способы и приемы воздействия на партнера по общению

12. В процессе общения желательно избегать крайних, жестких, категоричных по форме оценок любых аспектов обсуждаемых проблем, тем более позиции и личности партнера.

Категоричная форма высказывания суждений способствует обострения ситуации общения.

Во-первых, категоричность суждений – признак незрелости ума.

Во-вторых, крайние оценки часто ошибочны и несправедливы.

В-третьих, безапелляционное мнение вызывает у собеседника желание оспорить его, даже если оно по существу правильное.

Переговоры по разрешению конфликта

Переговоры – древнее и универсальное средство человеческого общения. Они позволяют находить согласие там, где интересы не совпадают, мнения и взгляды расходятся. В историческом плане развитие переговоров шло по трем направлениям:

- дипломатическому;

- торговому;

- разрешение спорных проблем.

Переговоры по разрешению конфликта

• Переговоры в конфликтной ситуации это особый частный случай переговоров. Используем типологию Ч. Икле в которой все переговоры делятся на пять категорий:

Переговоры, направленные на продолжение существующих, достигнутых ранее соглашений.

Переговоры с целью нормализации отношений.

Переговоры в целях перераспределения прав и обязанностей.

Переговоры с новым партнером.

Переговоры, ориентированные на получение косвенных результатов, итоги которых не отражаются в формальных соглашениях.

Переговоры по разрешению конфликта

Выгода переговоров по сравнению с непереговорными (суд или арбитраж) формами:

время - судебные процессы довольно длительны;

деньги - необходимо платить за судебные издержки, которые могут оказаться достаточно большими;

вероятность проигрыша - в суде выигрывает лишь одна сторона, а решение является необходимым для выполнения.

Переговоры по разрешению конфликта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: