Раздел 2. Этапы развития экономической теории

Вопросы:

1.Школы экономической теории:

- меркантилизм – первая школа

Первой школой экономической науки был меркантилизм (от ита­льянского слова "мерканте" — торговец, купец), получивший рас­пространение и занимавший ведущие позиции в экономической мысли многих стран до конца XVII в.

Важнейшие черты:

·Истинное богатство — деньги (золото, серебро); они стимулируют развитие торговли и производства.

·Общий подход: всякий экспорт дает выгоду; всякий импорт — потерю.

·Меньше покупать, больше вывозить. Развивать собственное ремесленное и манифактурное производство.

- классическая форма физиократов

1) экономические законы носят естественный характер (то есть, понятны каждому), и отклонение от них ведет к нарушению процесса производства;

2) источником богатства является сфера производства материальных благ - земледелие. Только земледельческий труд является производительным, так как при этом работают природа и земля, а труд в других сферах (торговля и промышленность) является непроизводительным или «бесплодным»;

3) под чистым продуктом физиократы понимали разницу между суммой всех благ и затратами на производство продукта в сельском хозяйстве. Этот избыток (чистый продукт) - уникальный дар природы. Промышленный труд лишь изменяет его форму, не увеличивая размера чистого продукта;

4) физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивающиеся сразу на много лет вперед. «Первичные авансы» (затраты на земледельческое оборудование) соответствуют основному капиталу, а «ежегодные авансы» (ежегодные затраты на сельскохозяйственное производство) - оборотному капиталу;

5) деньги не причислялись ни к одному из видов авансов. Для физиократов не существовало понятия «денежного капитала», они утверждали, что деньги сами по себе бесплодны, и признавали лишь одну функцию денег - как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции - служить обмену товаров.

- рыночная школа классиков

В отличие от Физиократов данная школа предполагала, что всякое производство увеличивает богатство общества. Вышеуказанные основатели выдвинули ряд новых систем взглядов, главными из которых являлись проблема мотивов и стимулов хозяйственной деятельности человека. Классики сделали вывод, что первым условием является свободная и конкурентная рыночная экономика.

2. Проблема идеологии экономической теории:

- марксистская экономическая теория

1)Средства производства — уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара также необходима обслуживающая сила — рабочая сила.

2)В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар — средства производства — сосредотачивается в руках немногих собственников.

3) Стоимость произведённого рабочей силой продукта выше стоимости ее труда (зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идёт в карман капиталисту, часть вкладывается в новые средства производства, для получения в будущем ещё большей прибавочной стоимости.

4) Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений.

- экономика – курс на неполитическую экономию. (???)

- основные типы капитализма.

1) Государственный — экономическая система, где государство владеет средствами производства, нанимает рабочих и присваивает добавочную стоимость.

2) Демократический — концентрация капитала в руках финансовой олигархии.

3) Коллективный — приоритет корпоративного духа (японская модель). Капитал концентрируется в руках немногих корпораций.

4) Народный — при котором трудящиеся являются акционерами собственных предпрятий.

3. Роль государства в обществе: плюсы и минусы

Все процессы, которые протекают в финансово-хозяйственной деятельности, регулируются соответствующими законами. При плановой системе роль государства в экономике очень велика. Практически во всех ведущих отраслях промышленности и сельского хозяйства действуют государственные предприятия и организации. На сегодняшний момент такая модель показала себя совершенно не эффективной. В то же время и рыночная организация хозяйства имеет свои недостатки. Периодически ее сотрясают кризисы. Специалистам, и не только им, хорошо известны кризисы перепроизводства и финансовые кризисы.

4. Неоклассическое и кейксианское направления

Неоклассическая школа – ведущее направление в современной западной, прежде всего, англо-американской экономической науке. Неоклассики занимаются многоаспектным анализом регулируемой рыночной экономики, используя в качестве одного из главных ин­струментов экономические модели.

В первую очередь их интересуют проблемы ценообразования, вза­имодействия спроса и предложения на различных рынках. Свое нача­ло подобный подход берет от работ Альфреда Маршалла, которого считают основоположником неоклассической школы.

Кейксианское направление - Основная идея за­ключается в том, чтобы посредством стимулирования спроса воз­действовать на производство и предложение товаров, снизить безра­ботицу.

В отличие от классиков, считавших, что рыночный механизм спо­собен к саморегулированию и выравниванию диспропорций между спросом и предложением, Кейнс обосновал необходимость государст­венного вмешательства в экономику.

Современное кейнсианство – это не одна, а несколько макроэко­номических теорий, в известной мере отличающихся выбором целей и средств макроэкономической политики. Основным инструментом регулирования спроса современные кейнсианцы считают не бюджет­ную, а денежно-кредитную политику; признается целесообразным ис­пользование средств регулирования доходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: