Психология предъявления для опознания

С точки зрения ЮП опознание – представляет собой восприятие (повторное) определенных ранее воспринимаемых объектов, предметов, сопоставление их с сохранившимися в памяти образами, воспринимаемых при первичном восприятии объектов и предметов и вытекающей из этого сравнения вывод о тождестве, сходстве или различиях данных предметов и явлений.

Имеют значения 2 познавательных процесса: восприятия и процесс памяти.

Восприятие соответствующих объектов происходит дважды. Поэтому выделяем первичное восприятие – восприятие объектов, предметов до проведения самого следственного действия, чаще всего в ходе преступного события. Повторное восприятие – в ходе самого следственного действия.

Поэтому необходимо учитывать, что возможные ошибки восприятия, которые могут оказывать влияние на результаты следственного действия – данные ошибки могут иметь место как при первичном, так и при повторном восприятии. При первичном восприятии человек получает соответствующую информацию о данном объекте, на восприятие могут влиять различные объективные и субъективные факторы.

Время восприятия – воспринимался данный объект утром, днем, вечером, в ночное время суток, условия освещенности, условия видимости, длительность восприятия – длительного времени, один раз или несколько раз и т.д.

Субъективные факторы – эмоциональное состояние, в котором находился человек в момент восприятия, возраст лица, воспринимающего может обуславливать особенности восприятия, например, дети при восприятии окружающих людей допускают обычно ошибки, касающиеся оценки роста и возраста. Любой взрослый человек оценивается ребенком как высокий. Дети разделяют окружающих на дети и взрослые.

Пожилые люди – также совершают ошибки при восприятии возраста, например, следует учитывать, что пожилые люди всех людей, которые младше – молодые люди.

Следует учитывать стандартные ошибки в восприятии, например, ошибки в восприятии величины предметов. Пространство заполненное предметами воспринимается большим, чем пространство без предметов. Относительно роста человека: оценивается не самостоятельно, а в сравнении с ростом окружающих.

Люди для оценки возраста зачастую используют неправильные критерии: оценка манеры человека одеваться, разговаривать, возраст человека в группе людей воспринимается ошибочным, седина – легко изменяется.

Нахождение в пространстве изменяет показания о его росте. Рост сидячего занижается.

При опознании человека наиболее значащие факторы для опознания – это признаки, по которым данного человека можно с достоверностью узнать, поэтому по значимости для опознания выделяют три группы признаков внешности человека:

Признаки, которые позволят с достоверностью опознать человека – основные признаки внешности. Это рост, лицо и глаза, форма цвет, размер глаз и т.п.

Второстепенные или вспомогательные признаки – прическа, длина и цвет волос, одежда, обувь, аксессуары.

Индивидуальные признаки – это различные татуировки, шрамы, родимые пятна и т.д.

Если опознание производится не по внешности, то наиболее значащим признаком для опознания будет речь человека и его походка.

Опознание по голосу производится реже, чем опознание по внешности.

Чаще всего в случаях, когда человек общался с данным лицом по телефону, обычно производится опознание по голосу, если нападение происходило в вечернее время суток.

Опознание по голосу имеет свои особенности – голос крайне сложно описать. Перед проведением самого действия следователь должен пояснить, используя фонотеку.

При повторном восприятии тоже возможны ошибки восприятия, но чаще всего они имеют меньшее значение, чем при первичном восприятии. При повторном восприятии человек не просто воспринимает, он должен при этом подключить процесс памяти и вспомнить оставшиеся образы. В ходе самого следственного действия наиболее важным психически познавательным процессом будет процесс памяти.

Воспроизведение имеет наиболее важную роль для опознания.

Узнавания:

Симультанное – быстрое, мгновенное узнавание, происходит путем сопоставления воспринимаемого объекта с сохранившимся в памяти образом ранее воспринимавшегося объекта.

Сукцессивное – медленное, постепенное узнавание, происходит на основе сопоставления признаков, воспринимающегося объекта с сохранившимися в памяти признаками ранее воспринимавшегося объекта. Требуется дополнительное время.

В ходе самого опознания следователь должен, во-первых, наблюдать за поведением опознающего. Во-вторых, он должен наблюдать за поведением опознаваемого и должен контролировать свое собственное поведение.

Наблюдение за поведением опознающего: 1) определить, желает ли данное лицо опознать; нежелание опознать может быть вызвано самыми различными обстоятельствами: страх перед опознаваемым, страх мести. В ходе самого опознания следователь тоже может обнаружить нежелание опознать, например – следователь замечает, что опознающий достаточно долго задержался взглядом на лице опознаваемого; 2) определить степень уверенности при опознании.

Наблюдение за поведением опознаваемого – если он не будет узнан, самого поведение может дать достаточно информации о причастности лица к преступлению, а некоторых случаях – доказательственное значение. Лицо пытается скрыть признаки, по которым лицо должно быть опознано.

При наблюдении за опознаваемым можно заметить признаки оказания психологического воздействия на опознающего.

Следователь должен контролировать свое собственное поведение, таким образом, чтобы опознающий не мог использовать поведение следователя как подсказку кого конкретно ему нужно опознать. Для этого следователь не должен допускать соответствующих высказываний.

При опознании следует также учитывать, что опознающий, который до проведения следственного действия желал опознать в момент самого следственного действия может изменить свое поведение, у него может появиться чувство жалости к опознающему лицу и т.д.

Следователь должен помнить о необходимости стимулировать активность опознающего на всех этапах.

В сельских районах предпочтительно опознание проводить по фотографиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: