Поиск следствий, порождаемых образованной из наших предположений теоретической структурой, составляет главную цель последующих глав. Однако было бы полезно мимоходом намекнуть о практических следствиях наших короллариев. Королларий об организации является основным для понимания самого распространенного предмета из всей клинической продукции - тревоги. Этот королларий также задает угол зрения, под которым мы будем рассматривать «зеркальный» образ себя у клиента.
До сих пор мы говорили, что человек стремится антиципировать события. Именно этим и направляются его психологические процессы. Каждый человек настраивает свое ухо на повторяемые темы (слышимые ему), и каждый делает это по-своему. И все же, не к одной только определенности и уверенности стремится человек; будь это так, он мог бы от души наслаждаться тиканьем часов. Человек неуклонно стремится антиципировать все надвигающиеся события независимо от их природы. А это означает, что он должен развить систему, в которой самое необычное будущее можно антиципировать на основе повторяемого аспекта обычного прошлого.
Случается так, что человек должен время от времени решать, стоит ли ему браться за переделку своей системы. Он может счесть эту работу сильно просроченной. Сколько раз можно сносить постройку и все же сохранять крышу над головой? Насколько разрушительным окажется новый набор представлений? Хватит ли ему смелости подвергнуть опасности систему ради замены некоторых ее составных частей? Здесь находится та точка, в которой он должен сделать выбор между сохранением целостности системы и заменой одной из ее очевидно несовершенных частей. Иногда антиципация им событий будет более эффективной, если он решает сохранить систему. Именно в такой момент психотерапевту бывает непонятно, почему его клиент оказывает такое сопротивление. Более того, именно в этот момент психотерапевт может повредить своему клиенту.
Леки (Lecky) особо подчеркивал потребность человека в согласии с самим собой. При этом он обращал специальное внимание на сохранение тех аспектов системы человека, которые имеют отношение к его Я. Некоторые существенные черты того, о чем говорит Леки, действительно повторяются здесь, и мы, бесспорно, обязаны ему. Однако наша точка зрения заключается в том, что не согласие ради согласия и даже не согласие с самим собой определяет человеку его место в мире событий. Пожалуй, именно его стремление антиципировать все множество событий и тем самым определиться по отношению к ним лучше всего объясняет его психологические процессы. Если же он действует так, чтобы сохранить систему, то потому, что эта система служит ему картой, необходимой для рискованных личных предприятий, а вовсе не потому, что она является замкнутым островком смысла в океане противоречий.






