Введение в языкознание. Предмет и задачи языкознания. Отрасли языкознания. Взаимосвязь языка и общества, языка и мышления. Язык как система знаков. Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры языка. Территориальная и социальная дифференциация языка. Языковая ситуация в странах изучаемого языка. Генеалогическая и типологическая классификация языков.
Общее языкознание. Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке. Современная структура знаний о языке. Основные лингвистические направления.
Методы современного языкознания. Социальная обусловленность языка. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе. Языковая картина мира. Языковая личность, вторичная языковая личность.
Раздел «Учебно-методическое обеспечение дисциплины» содержит список основной, дополнительной учебной литературы, а также примерный список научно-популярной литературы.
Раздел «Методические рекомендации по организации изучения дисциплины» включает перечень вопросов для самостоятельной работы, примерный список экзаменационных вопросов, образец экзаменационного билета. Методические рекомендации определяют цели и задачи лекционных и семинарских занятий, формы самостоятельной работы студентов и формы текущего, промежуточного и итогового контроля.
Таким образом «Программа» курса дает полное представление о предмете, целях и задачах изучения дисциплины, содержании курса и его учебно-методическом обеспечении, системе контрольно-измерительных средств.
2.2. Тематический план курса
| № | ТЕМА | ЧАСЫ | ||
| ЛК | СМ | САМ. РАБ. | ||
| 1. | Предмет языкознания, его место в системе научных дисциплин | - | ||
| 2. | Фонетика и фонология. | |||
| 3. | Письмо. | - | ||
| 4. | Лексикология. Понятие о слове. | - | ||
| 5. | Семасиология. Лексическое значение и его компоненты. | |||
| 6. | Полисемия. Омонимия. Паронимия. | |||
| 7. | Словарный состав как система. | |||
| 8. | Развитие словарного состава. Этимология. | - | ||
| 9. | Фразеология. | - | ||
| 10. | Лексикография. | - | ||
| 11. | Морфемика. Словообразование. | - | ||
| 12. | Морфология. Части речи. | |||
| 13. | Теория словосочетания и теория предложения. | |||
| 14. | Классификация языков. | |||
| 15. | Природа и сущность языка. Язык как система знаков. Язык и речь. | - | ||
| 16. | Происхождение языка. | - | ||
| 17. | Когнитивная лингвистика. Язык и мышление. | - | ||
| 18. | Язык и общество. | - | ||
| Повторение материала. Составление кроссвордов. Подготовка к викторине. | ||||
| В С Е Г О |
2.3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
СЕМИНАР 1
ФОНЕТИКА






