Семинар 3 Сопоставительная таблица видов письма

ПИСЬМО

П л а н

1. Происхождение и основные этапы развития письма. Значение письма в истории общества.

2. Алфавиты.

3. Графика, орфография и ее принципы.

4. Транскрипция, транслитерация.

Литература

1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987. – гл. VII, c. 138-158.

2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975. – гл. VII, c. 301-312.

3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1996. – гл. V, c. 347-384.

4. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. – Статьи «Алфавит», «Пиктография», «Письмо».

Дополнительная литература

1. Гируцкий А.А. Введение в языкознание Мн., 2005.

2. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории и письма. Л., 1987.

3. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.

4. Кондратьев А.М. Книга о букве. М., 1975.

5. Моисеев А.И. звуки и буквы, буквы и цифры… М., 1987.

6. Панов М.В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М., 1964.

7. Успенский Л.В. По закону буквы. М., 1979.

8. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 1995.

9. Энциклопедический словарь юного филолога./ Сост. М.В. Панов. М., 1984.

Задания

1. Изучите литературу и зафиксируйте необходимую информации (с помощью тезисов/ конспекта/ плана/ выписок) в соответствии с пунктами плана семинарского занятия.

2. Сделайте глоссарий наиболее часто употребляемых терминов (см. список терминов в Приложении).

3. Выполните практические задания:

С.И. Калабина. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М., 1977. Задания 1,4,5,6,9,13,14 (СС. 37-40)

4. Заполните таблицу:

Сопоставительная таблица видов письма

Вид письма Что передает Достоинства Недостатки Период формирования Сфера использования в наст. время
           

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое письмо? Какова роль письма в жизни человечества?

2. Каковы основные этапы развития письма? Является ли пиктография видом письма?

3. Что называется алфавитом? Какие типы алфавитов используются в настоящее время?

4. Какого происхождение современного русского алфавита и алфавита изучаемого вами иностранного языка?

5. Что такое графика? Каково соотношение между буквой и звуком?

6. Что такое орфография? Каковы ее основные принципы?

7. В чем отличие фонетической транскрипции от фонематической?

СЕМИНАР 4

ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ЕГО КОМПЛНЕНТЫ

П л а н

1. Понятие в семасиологии. Типы языкового значения. Лексическое значение.

2. Структура значения слова.

3. Мотивация. Внутренняя форма. Утрата внутренней формы.

Литература

1. Конспект лекции.

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987. – с. 160-168.

3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. – Статьи «Лексикология», «Лексическое значение слова», «Внутренняя форма слова».

4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.. 1998. – с.86-90, 111-116.

Дополнительная литература

1. Бедагов Р.А. Введение в науку о языке. М., 1965.

2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2005

3. Головин Б.Н Введение в языкознание. М., 1983.

4. Корман Б.Ю. Основы языкознания. Минск. 1996.

5. Уфимцева А.А. Лексическое значение: Принципы семиологического описания лексики. М., 1986.

6. Стернин И.А. Значение слова и его компоненты. Воронеж, 2003

7. Фомина М.Э. Современный русский язык: Лексикология. М., 1983.

8. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984.

Задания

1. Изучите предложенную литературу. Зафиксируйте необходимую информацию (с помощью тезисов/конспекта/плана/выписок) в соответствии с пунктами плана семинарского задания.

2. Сделайте глоссарий терминов (см. Приложение).

3. Выполните следующие практические задания.

3.1.Выделите макрокомпоненты в лексических значениях слов книжечка и книжонка. Охарактеризуйте эти компоненты.

3.2. Распределите предложенные слова по группам:

А) Слова, выражающие оценку.

В) Слова, выражающие эмоцию.

С) Слова, выражающие эмоцию и оценку.

Определите, какую именно оценку и эмоцию выражает каждое слово:

непогода, безденежный, деликатес, ломиться, нахал, отпрыск, добряк, бабуся, мерзкий, голодранец, задрипанный, бедолага, доброкачественный.

3.3. Выделите интегральную сему (архисему) и дифференциальные семы в значениях слов: спаять, сплести, сколотить, связать.

3.4. Какие семы содержатся в словах дворец, изба, строение, хибара?

3.5. Из каких противопоставлений выявляются семы слова идти: «перемещаться», «передвигаться при помощи ног», «передвигаться не слишком быстро»?

3.6. Охарактеризуйте функциональный макрокомпонент (функцио-нально-стилистический, функционально-территориальный, функционально-социальный, функционально-темпоральный, функционально-частотный) в значении следующих слов: избенка, хибара, сакля, бунгало.

3.6. Определите, мотивированны ли следующие слова. Определите вид мотивации. Горчичник, рыжик, ветрогон, олово, паяльник, скалка.

3.7. Имеют ли перечисленные слова ясную, внутреннюю форму? Если да, то какой признак положен в основу наименования этих предметов:

бегун, гудок, колючка, пильщик, тягач, швея.

3.9. Приведите 3 примера слов, утративших внутреннюю форму. Определите причины ее утраты.

Вопросы для самоконтроля

1. Что изучает семасиология?

2. Что такое лексическое значение? Какие другие типы значений Вам известны?

3. Каково соотношение значения слова и понятия?

4. Что такое компоненты значения? Какие макрокомпоненты входят в лексическое значение?

5. Как выявляются микрокомпоненты (семы)?

6. Что такое мотивация? Все ли слова мотивированны?

7. Каковы виды мотивации слов? Приведите примеры.

8. Что такое внутренняя форма слова? Как она соотносится с лексическим значением?

9. Почему слова утрачивают внутреннюю форму?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: