Для измерения ускорений используются акселерометры, представляющие собой механическую систему с одной степенью свободы, как показано на рис. 17, где приняты следующие обозначения:

Рис. 17
1 - демпфер;
2 - груз массой
(чувствительный элемент акселерометра);
3 - пружина;
4 - корпус акселерометра.
С помощью такого простейшего акселерометра можно измерять проекцию ускорения на ось чувствительности
.
Движение груза 2 состоит переносного движения вместе с корпусом 4 и относительного движения по отношению к этому корпусу (второй закон Ньютона без учета трения):
,
где:
- проекция на ось
переносного ускорения, равного абсолютному ускорению той точки корпуса 4 акселерометра, с которой в данный момент времени совпадает центр масс груза 2 (при малых размерах акселерометра переносное ускорение
можно принять равным абсолютному ускорению центральной точки корпуса 4 акселерометра);
- относительное ускорение, равное ускорению центра масс груза 2 относительно корпуса 4 акселерометра;
- упругая сила пружины, пропорциональная перемещению
центра масс груза 2 относительно корпуса 4 акселерометра;
- демпфирующая сила, пропорциональная относительной скорости
центра масс груза 2;
- проекция на ось
ускорения
свободного падения.
Преобразуем предыдущее уравнение:

При
получается уравнение относительно равновесия груза 2:

В пределе акселерометр измеряет величину
- показания акселерометра.






