Содержание работы:
Построить диалог, определив себе в качестве собеседников авторов или героев исследуемых текстов и различив свои представления о
категории «кризис» с представлениями собеседников.
I. Выберите учебные предметы, в рамках которого Вы будете раскрывать тему (не менее 2-х предметных областей).
II. Письменно обозначьте Ваше представление категории «кризис» в форме тезиса.
III. Обратившись к текстам - культурным образцам, обозначьте, как определяется авторами текстов категория «кризис»:
а) в историческом событии (представления автора исторического источника) – учебная дисциплина «История»;
б) в художественном тексте (представления автора) - учебная дисциплина «Литература»;
в) в философском тексте (представления мыслителя) - учебная дисциплина «Обществознание».
Оформите результаты этого шага /выбора в таблицах:
Учебная дисциплина | Исследуемый текст | Тема текста (о чём текст?) | Собеседник | ||||
Автор | Заголовок/ название | Время создания | Имя | Общая характеристика-обоснование выбора | Роль в тексте | ||
Ф.И.О. автора, название произведения | Сведения об авторе (краткие характеристика времени, деятельность, значение, основные достижения) | Особенности произведения (жанр, направление, тема, идея, основные герои и историческое время произведения) | примечания | Источник/ выходные данные книги. |
1. Проработайте выбранные тексты, используя известные Вам приемы, техники работы с текстом и способы понимания:
- выделите ситуацию, границы которой разворачивают представление о категории «кризис» », определите участников и их позиции в ситуации;
- определите, какими средствами выражения автор демонстрирует позиции (свою, героев, мыслителя) в ситуации текста;
- выделите критерии или признаки, по которым это понятие в текстах различается;
- выделите те существенные моменты в текстах (фраза, ключевое слово или словосочетание, деталь), в которых проявляется позиция автора;
- зафиксируйте позицию авторов относительно категории «кризис» в тезисах.
2. Результаты работы оформите в таблице:
Текст, автор | Ситуация | Средства выражения позиций (художествен-ные, грамматические, стилистические) | Элементы/признаки/качества, различения, (система понятий) | Существенные моменты (фраза, ключевое слово или словосочетание, деталь) | Представление тезиса | Словарь понятий и средств | ||||
Определить предмет, порождаю щий ситуацию и озаглавить её. | Герои/ участники | Позиции | Предметных понятий | Философских | МД- и деятельностных средств и способов | |||||
3. Проанализируйте, совпадает ли Ваша точка зрения с точкой зрения авторов текста. Как Вы считаете, в чем сходство и различие Ваших оснований и оснований, на которых была построена позиция автора.
4. Раскройте в своём тексте смысл категории «кризис». При рассуждении используйте табличный материал и понятийный аппарат.