Курс истории России изучаемого периода занимает особое место в системе исторического образования как благодаря исключительной важности данного временного отрезка для судеб нашей Родины, так и в связи с возможностями формирования навыков самостоятельной исследовательской работы студентов и формирования исторического мышления.
В основу структуры лекционного курса положены событийно-хронологический и проблемный принципы. Событийная линия выстраивается в логике опыта человеческой деятельности и истории государственности.
Лекционная часть предполагает, что будут изучены такие проблемы:
во-первых, основные тенденции развития России в конце Х1Х - начале ХХ в.: рассмотрение экономических, политических и этнокультурных процессов; завершение формирования многонационального государства, его территории, решение геополитических задач;
во-вторых, обращение к проблемам индустриализации и формирования финансового капитала; развитию сельского хозяйства;
в-третьих, характеристике социальной структуры российского общества на рубеже XIX - XX вв., российского города и деревни, столицы и провинции;
|
|
в-четвертых, анализу состояния власти и общества на рубеже XIX – XX вв.: власть и общество, реформы и революция в начале XX в.; думская монархия; противоборство классов и партий; социально-экономическое и политическое положение России к 1917 году; российская революция 1917 года.
При трактовке хозяйственного развития России учитываются не только основные, ведущие процессы, но и наличие многоукладности в экономике.
Считая правомерным классовое подразделение общества, указывается и на важность сословного деления, сохранившего свою силу вплоть до 1917 года.
Характеризуя освободительное движение и общественную мысль, представлено революционное, либеральное, охранительно-консервативное движение, их программы и деятельность. Анализируются события 2-х буржуазно-демократических революций в России - 1905 – 1907 гг. и Февральской 1917 г.:
- причины,
- участники,
- события,
- результаты,
- последствия.
На семинарских занятиях обсуждаются:
тенденции развития России на рубеже XIX – XX вв.; деятельность государственных дум в России (1906 – 1917 гг.), третьеиюньская политическая комбинация, трансформация традиционных государственных и сословных институтов в рамках аграрного бонапартизма, проявившаяся прежде всего в столыпинской аграрной реформе, формировании элементов буржуазно-парламентской монархии.
Большая часть времени посвящена обсуждению общих для всех студентов проблем выносимых на семинар. Возможно также обсуждение индивидуальных сообщений или докладов студентов.
|
|
Учебным итогом семинарских занятий и всего курса в целом является выполнение заданий (см. технологическую карту курса)
и экзамен, проведение которого возможно в двух формах:
1) ответ на вопросы экзаменационного билета;
2) выполнение и публичная защита среднесрочного исследовательского проекта.
Содержание курса соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки социально-экономическое образование, профиль история и отвечает задачам профессиональной подготовки