Методические рекомендации по изучению дисциплины. Курс истории России изучаемого периода занимает особое место в системе исторического образования как благодаря исключительной важности данного временного

Курс истории России изучаемого периода занимает особое место в системе исторического образования как благодаря исключительной важности данного временного отрезка для судеб нашей Родины, так и в связи с возможностями формирования навыков самостоятельной исследовательской работы студентов и формирования исторического мышления.

В основу структуры лекционного курса положены событийно-хронологический и проблемный принципы. Событийная линия выстраивается в логике опыта человеческой деятельности и истории государственности.

Лекционная часть предполагает, что будут изучены такие проблемы:

во-первых, основные тенденции развития России в конце Х1Х - начале ХХ в.: рассмотрение экономических, политических и этнокультурных процессов; завершение формирования многонационального государства, его территории, решение геополитических задач;

во-вторых, обращение к проблемам индустриализации и формирования финансового капитала; развитию сельского хозяйства;

в-третьих, характеристике социальной структуры российского общества на рубеже XIX - XX вв., российского города и деревни, столицы и провинции;

в-четвертых, анализу состояния власти и общества на рубеже XIX – XX вв.: власть и общество, реформы и революция в начале XX в.; думская монархия; противоборство классов и партий; социально-экономическое и политическое положение России к 1917 году; российская революция 1917 года.

При трактовке хозяйственного развития России учитываются не только основные, ведущие процессы, но и наличие многоукладности в экономике.

Считая правомерным классовое подразделение общества, указывается и на важность сословного деления, сохранившего свою силу вплоть до 1917 года.

Характеризуя освободительное движение и общественную мысль, представлено революционное, либеральное, охранительно-консервативное движение, их программы и деятельность. Анализируются события 2-х буржуазно-демократических революций в России - 1905 – 1907 гг. и Февральской 1917 г.:

- причины,

- участники,

- события,

- результаты,

- последствия.

На семинарских занятиях обсуждаются:

тенденции развития России на рубеже XIX – XX вв.; деятельность государственных дум в России (1906 – 1917 гг.), третьеиюньская политическая комбинация, трансформация традиционных государственных и сословных институтов в рамках аграрного бонапартизма, проявившаяся прежде всего в столыпинской аграрной реформе, формировании элементов буржуазно-парламентской монархии.

Большая часть времени посвящена обсуждению общих для всех студентов проблем выносимых на семинар. Возможно также обсуждение индивидуальных сообщений или докладов студентов.

Учебным итогом семинарских занятий и всего курса в целом является выполнение заданий (см. технологическую карту курса)

и экзамен, проведение которого возможно в двух формах:

1) ответ на вопросы экзаменационного билета;

2) выполнение и публичная защита среднесрочного исследовательского проекта.

Содержание курса соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по направлению подготовки социально-экономическое образование, профиль история и отвечает задачам профессиональной подготовки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: