Выгодное географическое положение района, размещение на пересечении транспортных путей из Закавказья, Средней Азии и России в Европу, значительное промышленное освоение способствуют развитию его транспортной сети. Характерным для района является интенсивное развитие основных видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, трубопроводного. Именно транспорт, главным образом, железнодорожный, обеспечивает активное участие района в территориальном разделении труда, поэтому плотность транспортной сети тут максимальная в Украине.
Регион имеет одну из самых густых сетей железных дорог в Украине. Их длина составляет 2832 км., плотность - 53,0 км. на 1000 км². Общая длина автомобильных дорог составляет 13 600 км, плотность - 255,6 км на 1000 км². По территории района проходят магистральные газопроводы "Союз", Ставрополь - Москва, нефтепроводы Самара - Славянск и Грозный - Лисичанск. Большим предприятием морского транспорта является АО "Азовское морское пароходство", которое осуществляет перевозку грузов собственным и арендованным флотом между портами Украины и других государств. Мощным морским портом на Азовском море является Мариуполь - большой транспортный узел и база для суден Азовского морского пароходства. Оббьем грузопотока составляет 12 млн. т, ежегодно обрабатывается около 2000 суден.
Воздушный транспорт представлен двумя авиапредприятиями в Донецке и Луганске, а аэропорты Донецка, Лисичанска, Луганска и Северодонецка имеют международный статус.
Главными направлениями развития транспортной отрасли Донбасса являются: обновления и рационализация подвижного состава согласно с изменениями грузо- и пассажиропотоков, газификация автомобильного парка, реконструкция железных дорог и автодорог международного значения для увеличения их пропускной способности, обеспечения материально-техническими ресурсами.
Рис.4. Динамика грузоперевозок водным транспортом в Донецком экономическом районе в 2006-2008гг., тыс. т [1].