1. Какие ожидания связывал человек с промышленным прогрессом? Сохранилась ли до настоящего времени вера в «Безграничный Прогресс»? Почему?
2. В чем заключается двойственность, противоречивый смысл прогресса?
3. Как вы понимаете слова А.Швейцера о том, что чем больше растет мощь человека, тем он становится беднее? Согласны ли вы с этим? Аргументируйте свою позицию.
4. Каково различие между способом существования по принципу бытия и обладания? Приведите свои примеры.
5. Опираясь на приводимые в тексте поэтические примеры и авторский комментарий, сформулируйте основное отличие в мироотношении Запада и Востока.
6. Каковы психологические корни потребления? К каким изменениям в человеке приводит современное «общество потребления»?
7. Как вы понимаете высказывание Э.Фромма о том, что путешествия, обычно относимые к категории активного досуга, правильнее было бы назвать досугом пассивным? В каком случае этот вид отдыха будет действительно «активным»?
8. Поясните различие между обучением «по принципу обладания» и «по принципу бытия». Что требует от студента обучение по принципу бытия, и отличается ли результат по сравнению с обучением по принципу обладания? Какой способ обучения предпочитаете вы?
9. Каковы, на ваш взгляд преимущества общения (беседы) по принципу обладания / бытия? Сформулируйте условие (условия), которое должно выполняться, чтобы состоялось общение по принципу бытия. Какой тип общения предпочтительнее для вас?
10. Чем является чтение для человека, делающего выбор в пользу «дешевого» романа? Нужно ли, на ваш взгляд, читать другую, «серьезную» литературу по принципу бытия, и что это дает человеку?
11. Есть ли разница между «знанием» и «обладанием знанием»? Приведите примеры.
12. Как определяет автор смысл любви? В чем проявляется различие двух способов существования (бытие, обладание) в человеческих отношениях (любовь, брак)?
13. Как вы думаете, насколько наш выбор в выборе двух способов существования сознателен? Чем обусловлен этот выбор?
[1] Хокку – жанр японской поэзии, нерифмованное лирическое трехстишие, основное содержание которого – пейзажная лирика. Отличается необычной изысканностью и лаконизмом.