Министерство туризма и предпринимательства
Республики Алтай
ДОКЛАД
О результатах и основных направлениях деятельности
Министерства туризма и предпринимательства
Республики Алтай на 2010 – 2014 годы
Содержание
Раздел I «Эффективность деятельности»
Раздел II «Цели и задачи деятельности, полномочия и функции, показатели результативности»
Раздел III «Распределение объемов бюджетных ассигнований по целям, задачам, долгосрочным республиканским и ведомственным целевым программам деятельности субъекта бюджетного планирования»
Приложения:
Приложение 1 «Анализ эффективности деятельности Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай за 2010 год»
Приложение 2 «Соответствие целей, задач, функций и полномочий деятельности Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай целям социально-экономического развития Республики Алтай»
Приложение 3 «Цели, задачи и показатели конечного и непосредственного результатов деятельности Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай»
Приложение 4 «Распределение объемов бюджетных ассигнований республиканского бюджета Республики Алтай по целям, задачам, долгосрочным республиканским и ведомственным целевым программам деятельности Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай»
Доклад о результатах и основных направлениях
Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай
Годы
Настоящий доклад подготовлен в соответствии с Постановлением Правительства Республики Алтай от 22.12.2010 № 307 "Об утверждении Порядка подготовки докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования в Республике Алтай и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай".
Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай (далее – Министерство) является органом исполнительной власти Республики Алтай, осуществляющим государственную политику и нормативное правовое регулирование в области туризма и предпринимательской деятельности.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Алтай, законами Республики Алтай, актами Главы Республики Алтай, Председателя
Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай, а также Положением о Министерстве туризма и предпринимательства Республики Алтай, утвержденным Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 15.05.2007 г. № 44.
Министерство не имеет подведомственных и автономных учреждений.
Раздел I «Эффективность деятельности».
Отчет о реализации целей, задач и о достижении показателей конечного и непосредственного результатов деятельности Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай за 2010 год и оценки эффективности осуществленных бюджетных расходов на их достижение приведен в приложении 1 к настоящему докладу.
Оценка результативности бюджетных целевых программ осуществляется исходя из степени достижения целей, и запланированных показателей Министерства. По всем целям, задачам и бюджетным программам, запланированные показатели результатов были достигнуты.
Формирование нормативной правовой базы:
В целях реализации государственных полномочий в сфере развития туризма, предпринимательства и деятельности социальных инвесторов в Республике Алтай по инициативе Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай за 2010 год было принято:
- 1 Закон Республики Алтай;
- 11 постановлений Правительства Республики Алтай;
- 6 распоряжения Правительства Республики Алтай.
Анализ ситуации в экономике Республики Алтай свидетельствует о том, что состояние малого бизнеса является одним из основных индикаторов качества экономической и социальной среды.
По данным Алтайстата по итогам работы за 2010 год в республике осуществляли деятельность 12110 субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП). Темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет 108,8%. В числе которых: 8934 индивидуальных предпринимателей (темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 110,2%), 241 субъектов малого предпринимательства, (далее - МП) (темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 105,3%) и субъектов среднего предпринимательства – 23 (темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 74,2%). Одной из особенностей данной сферы экономики является то, что в числе МП 92% занимают микропредприятия. От общего количества СМСП на долю микропредприятий и индивидуальных предпринимателей приходится 97%. Темп роста микропредприятий в сравнении с аналогичным периодом прошлого составляет 106,6%, темп роста малых предприятий (без микропредприятий) – 91,3%.
Положительный прирост количества СМСП по итогам 2010 года зафиксирован во всех МО. При этом в 5 МО отмечено увеличение (свыше 10%). Наибольший рост зафиксирован в Усть – Канском районе (15%), Онгудайском, Шебалинском, Усть – Коксинском, Чойском районах (13%). В 6 МО показатель изменился незначительно (от 3 до 9%).
Оценивать роль малого бизнеса в экономической жизни республики необходимо и по их бюджетной отдаче. Доля налоговых поступлений от СМСП в общей сумме налогов за 2010 год составляет 67% или 1040,1 млн. рублей. Темп роста 154%.
Малый бизнес республики принимает участие в реализации государственного и муниципального заказа. В 2010 году объем заказов у СМП составил 704,86 млн. рублей. Доля контрактов заключенных с СМСП в общем объеме заказов составила 12,2%.
Если говорить об отраслевой структуре малого бизнеса, то подавляющее большинство среднесписочного состава работников занято в, сфере сельского хозяйства (24%), строительство (17%), производство электроэнергии (16%), сфере оптовой и розничной торговли (15%), обрабатывающее производство (10%), транспорт и связь (7%).
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) СМСП (без микропредприятий) в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций по предварительным данным за 2010 год составит 12,6% (темп роста – 93,5%).
Показатель «доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций» за 2010 г. установился на уровне 20,2%. В сравнении с 2009 г. произошло его уменьшение на 1,1%.
Анализируя приведенные значения показателей, можно сделать вывод о том, что проводимая политика поддержки предпринимательства является эффективной. В частности, реализация мероприятий РЦП «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай на 2008 – 2010 годы» (далее – Программа).
Согласно проведенного Министерством мониторинга о достижении целевых показателей эффективности использования субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках реализации соглашений 2010 года, следует.
Общий размер средств привлеченных Министерством в рамках оказания поддержки (с учетом заключенных соглашений с Министерством экономического развития РФ), составил 209,8 млн.рублей, в том числе 170,9 млн.рублей средства федерального бюджета.
Общее количество СМСП – получателей финансовой поддержки в 2010 году в результате реализации мероприятий Программы составило 661. Темп роста в сравнении с 2009 годом составил 102,8%.
Общее количество созданных рабочих мест более 400 (в том числе за счет безработных граждан – 44), сохраненных более 1500. Темп роста в сравнении с 2009 годом по созданным рабочим местам составил 167%, по сохраненным 144,0%.
Общий объем господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2010 году увеличился на 148 % (775,4 млн. рублей в 2010 году против 523,5 млн. рублей в 2009 году). В количественном отношении числа СМСП рост составил 176 % (2091 СМСП – в 2010 году против 1187 – в 2009 году).
Основным документом, определяющим систему мер государственной поддержки СМСП, является республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай на 2008-2010 годы», утвержденная Законом РА от 30 ноября 2007 г. №74-РЗ (далее – Программа).
В 2010 году государственным заказчиком - Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай реализовывалась республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай на 2008-2010 годы» (далее – Программа). Программа реализуется в 1 этап.
Цель программы: обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на республиканском уровне.
Задачи программы: развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; развитие эффективных финансовых механизмов; направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства; поддержка развития субъектов малого и среднего предпринимательства в реальных секторах экономики (туризм, строительство, транспорт, промышленность); поддержка выставочно-ярмарочной деятельности, продвижение продукции малых предприятий на региональные межрегиональные и международные рынки; создание условий и механизмов государственного регулирования, обеспечивающих защиту малого и среднего предпринимательства от недобросовестной конкуренции; устранение административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства.
Поддержка малого и среднего предпринимательства, в т.ч. мо мероприятиям:
1. По мероприятию «Предоставление субсидий муниципальным образованиям Республики Алтай для софинансирования муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства». В 2010 году освоены средства в размере 21,25 млн. рублей, в том числе средства 4,25 средства республиканского бюджета Республики Алтай, 17,0 млн. рублей средства федерального бюджета. Размер софинансирования из местных бюджетов составил 3,3 млн. рублей.
Наименование МО | Размер выделенной субсидии (м. р.) | МБ (м.р.) | |
РБ | ФБ | ||
МО Шебалинский район | 0,555 | 3,045 | 0,399 |
МО Усть - Канский район | 0,500 | 2,0 | 0,278 |
МО Город Горно - Алтайск | 0,788 | 1,8 | 1,109 |
МО Усть - Коксинский район | 0,500 | 2,455 | 0,328 |
МО Чемальский район | 1,407 | 2,500 | 0,434 |
МО Онгудайский район | 0,500 | 1,700 | 0,244 |
МО Чойский район | 0,608 | 0,067 | |
МО Улаганский район | 0,632 | 0,07 | |
МО Турочакский район | 0,705 | 0,08 | |
МО Майминский район | 0,800 | 0,2 | |
МО Кош - Агачский район | 0,754 | 0,084 | |
ИТОГО | 4,250 | 17,0 | 3,293 |
В результате реализации МЦП с учетом софинансирования за счет средств консолидированного бюджета РА создано 77 рабочих мест (в том числе из числа безработных 6), сохранено рабочих мест 262, Поддержкой было охвачено более 150 СМСП.
Выделение федеральных средств на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства несомненно позволило повысить объем расходов почти всех муниципальных бюджетов на данный вид поддержки. Так, анализ материалов, мониторинга в 2011 году, свидетельствует: рост расходов местных бюджетов в 2010 году составил 131,3 % по отношению к 2009 году, рост расходов в расчете на одно малое и среднее предприятие муниципального образования 123,8%, в расчете на одного жителя муниципального образования на 137,4 в сравнении с 2009 годом. По ряду районов за 2 года расходы на поддержку предпринимательства увеличились в 2- 4 раз.
Реализация данного мероприятия позволила в МО Чемальский район решить проблему экологии посредством создания предприятия по уборке и утилизации твердых бытовых отходов.
МО «Маминский район» начата работа по подготовке проектно – сметной документации для создания инфраструктуры поддержи предпринимательства (муниципальный бизнес – инкубатор), а в перспективе принять участие в конкурсе по привлечению федеральных средств.
В МО «Усть – Канский район» создано предприятие СПОК «Усть – Кан молоко» по переработке молока и производству готовой продукции. Трудоустроено 10 человек, дополнительно планируется создание 2 рабочих мест.
В МО «Усть – Коксинскйи район» субсидия направлена на обеспечение работы муниципального центра поддержки предпринимательства.
В МО «Шебалинский район» создана инфраструктура поддержки предпринимательства (муниципальный Фонд поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, Центр поддержки предпринимательства в с. Беш – Озек, Центр ремесел им. Л.В. Кокышева).
В ряде муниципальных образований (Город Горно - Алтайск, Турочакский район, Кош - Агачский район, Улаганский район, Чойский район) субсидия направлена реализация мероприятия по возмещению части процентной ставки по кредитам СМСП и грантовая поддержка начинающих хозяйствующих субъектов.
2. Одним из наиболее востребованных мероприятий поддержки является предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства. Данное мероприятие было успешно реализовано в 2010 году. На его реализацию было выделено из республиканского бюджета Республики Алтай 10,5 млн. рублей и получена субсидия из федерального бюджета в размере 42,0 млн. рублей. По сравнению с 2009 годом размер финансирования мероприятия возрос в разы.
В целом в 2010 году получателя грантовой поддержки создано более 145 рабочих мест, в том числе за счет безработных 23, сохранено 650 рабочих мест.
В 2009 и 2010 гг. 28 СМСП получили субсидию на общую сумму 1,6 млн. рублей по программе снижения напряженности на рынке труда и грантовую поддержку на сумму более 7,0 млн. руб.
2.1.в том числе в разрезе муниципальных образований:
Наименование МО | 2009 год | 2010 год | |||
Кол - во СМСП | Размер гранта м.р. | Кол - во СМСП | Размер гранта м.р. | ||
г.Горно - Алтайск | 3,312 | 15,265 | |||
Кош - Агачский район | 0,780 | 2,850 | |||
Майминский район | 1,650 | 5,150 | |||
Онгудайский район | 1,600 | 6,750 | |||
Турочакский район | 1,150 | 1,900 | |||
Улаганский район | 3,970 | 4,935 | |||
Усть - Канский район | 0,000 | 2,689 | |||
Усть - Коксинский район | 0,000 | 2,370 | |||
Чемальский район | 1,980 | 4,041 | |||
Чойский район | 0,257 | 2,300 | |||
Шебалинский район | 1,050 | 4,250 | |||
ИТОГО | 15,750 | 52,500 |
2.2.в том числе по приоритетным направлениям деятельности:
Направление деятельности | 2009 год | 2010 год | ||
Кол - во СМСП | Размер гранта м.р. | Кол - во СМСП | Размер гранта м.р. | |
Оказание туристских услуг, в том числе создание специализированных площадок отдыха (Караван-парков) | 3,930 | 16,050 | ||
Организация общественного питания и бытового обслуживания населения | 1,050 | 7,900 | ||
Организация производства минеральных вод и других безалкогольных напитков | 0,300 | 0,550 | ||
Переработка сельскохозяйственной продукции | 3,170 | 5,750 | ||
Предоставление потребительскими кооперативами, в том числе сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, займов для осуществления предпринимательской деятельности членам кооперативов, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства | 0,300 | 0,900 | ||
Развитие инновационных направлений бизнеса | 3,680 | 13,250 | ||
Развитие народных художественных промыслов, ремесел и производства сувенирной продукции | 2,970 | 8,100 | ||
ИТОГО | 15,400 | 52,500 |
Несколько слов о получателях грантовой поддержки:
Сельскохозяйственный потребительский кооператив "Золотое Руно" организована работа предприятия по переработке шерсти и производству готовой продукции, на котором трудоустроено более 10 человек. Готовая продукция (одеяла, подушки, пряжа, спецодежда и др.) реализуется через торговые точки Республики Алтай.
ООО "Интерьер - Плюс" внедрило технологически усовершенствованный производственный метод по изготовлению корпусной мебели для дома (кухни, прихожие, гостиные, гарнитуры) для офиса. Модельная сборка самостоятельно соединять друг с другом части деревянной мебели. Создано 2 рабочих места.
ИП Конгинов Э.М. в г.Горно – Алтайске открыл мини - цех по производству колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, что способствует развитию перерабатывающего производства. Создано три рабочих места. В месяц производится 400 кг колбас, 124 кг полуфабрикатов. Готовая продукция реализуется в торговых сетях, пунктах общественного питания республики.
Эффективно используют грантовую поддержку 18 СМСП, организовывая специализированные площадки отдыха (Караван – парки) для неорганизованных туристов в Республике Алтай. Из которых 5 СМСП получили свидетельство о придании статуса Караван – парк (ООО «Партнер», ООО «Шавла», ООО «Телецкая гавань», ИП Кривошапова Н.А., ИП Тондоева И.И.). Ими создано 20 рабочих мест, во время сезона их количество достигает порядка 75.
Деятельность ООО «Солнечная энергия» позволила обеспечить энергоресурсами субъектов малого и среднего предпринимательства (крестьянско – фермерские хозяйства, туристические базы), находящихся в труднодоступных горных районах республики (с.Язула, с.Аркыт). Создано дополнительно три рабочих места.
3. Одним из эффективных инструментов в достижении более свободного доступа малых предприятий к источникам финансирования является микрофинансирование. Это позволяет начать бизнес без наличия стартового капитала и кредитной истории. Благодаря реализации данной программы. В 2010 году на реализацию данного направления привлечено значительно больше средств чем в 2009 году, а именно 46,25 млн. рублей, в том числе 9,25 млн. рублей средства республиканского бюджета Республики Алтай, 37,0 млн. рублей средства федерального бюджета.
Наименование МО | 2009 год | 2010 год | ||
Размер займа (м.р.) | Кол-во СМСП | Размер займа (м.р.) | Кол-во СМСП | |
г. Горно-Алтайск | 5,05 | 20,6 | ||
Шебалинский район | 0,75 | |||
Чойский район | ||||
Чемальский район | 0,45 | 2,3 | ||
Усть-Коксинский район | 0,500 | 1,0 | ||
Усть-Канский район | 2,0 | |||
Улаганский район | 0,150 | 0,43 | ||
Турочакский район | 0,300 | 0,06 | ||
Онгудайский район | 1,0 | 0,6 | ||
Майминский район | 0,3 | 8,35 | ||
Кош-Агачский район | 1,0 | 0,6 | ||
ИТОГО | 8,750 | 36 690 |
В 2010 году микрозаймы направлены на поддержку ведущих отраслей экономки таких как: сфера услуг 60,4 %, производство 16,6%, туризм 12,5%, строительство 10,4%, торговля 8,3%. Что способствовало созданию 79 рабочих мест, в том числе за счет безработных 7, сохранено 220 рабочих мест.
4. По мероприятию «Субсидии на осуществление деятельности Гарантийного фонда обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства». В 2010 году поручительство предоставлено 18 СМСП на общую сумму 128,41 млн. рублей, что позволило привлечь в экономику региона более 270 млн. рублей кредитных ресурсов.
№ п/п | Наименование МО | 2009 год | 2010 год | |||
Кол-во субъектов, ед. | Размер поручительства, м.р. | Кол-во субъектов, ед. | Размер поручительства, м.р. | |||
г. Горно-Алтайск | 64,8 | 80,040 | ||||
Майминский район | 31,8 | |||||
Чойский район | 1,5 | |||||
Турочакский район | 2,4 | 0,270 | ||||
Чемальский район | 13,0 | |||||
Шебалинский район | ||||||
Онгудайский район | ||||||
Улаганский район | ||||||
Кош-Агачский район | ||||||
Усть-Канский район | ||||||
Усть-Коксинский район | 0,450 | 1,8 | ||||
ИТОГО | 9,33 | 128,41 | ||||
В четвертом квартале 2010 года на капитализацию Гарантийного фонда привлечено 31,25 млн. рублей, в том числе из республиканского бюджета Республики Алтай выделено 6,25 млн. руб., и 25,0 млн. рублей из федерального бюджета.
Отраслевая структура выданных Гарантийным фондом поручительств выглядит следующим образом:
- 5 поручительств на сумму 15,7 млн. руб. – предприятиям торговли (промышленными, медицинскими и пищевыми товарами);
- 12 поручительств на сумму 113,79 млн. руб. - производственным предприятиям (строительство, производство безалкогольной продукции, мяса, переработка древесины);
- 3 поручительства на сумму 17,58 млн. руб.- предприятиям оказывающим услуги (аренда, связь, общественное питание);
- 3 поручительства на сумму 15,67 млн. руб. – предприятиям осуществляющим туристическую деятельность.
5. По мероприятию "Субсидии на финансирование мероприятий по популяризации идеи предпринимательства среди молодежи, вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность". В целях развития данного направления Министерством 2010 году организовано и проведено 13 мероприятий на общую сумму 2,0 млн. рублей:
- участие юношеского коллектива Республики Алтай в первом международном фестивале для юношества в Анталии, участие субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Алтай во Всероссийском конкурсе "Молодой предприниматель-2010" г. Санкт-Петербург, участие субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Алтай во Всероссийском молодежном образовательном Форуме "Селигер-2010, участие представителя молодежного предпринимательства Республики Алтай во Всероссийском Форуме «Делай свое дело», г. Москва,
- создан ролик социальной рекламы, пропагандирующий образ молодого российского предпринимателя, телевизионная программа, каталог в котором отражена деятельность молодых предпринимателей в разрезе муниципальных образований Республики Алтай, издан справочник в помощь молодому предпринимателю;
- организована выставка молодежных проектов "Молодежное предпринимательство - наш выбор" на Межрегиональном празднике алтайского народа Эл Ойын – 2010;
- проведен туристский фестиваль молодежи и студентов, который состоялся 22-25 июля 2010 года, проведены обучающие семинары «Открой свое дело» для субъектов малого и среднего предпринимательства, относящихся к категории молодой предприниматель, учащихся школ и среднеспециальных учебных заведений Республики Алтай.
В 2010 году начала работать региональное отделение межрегиональной общественной организации «Ассоциация молодых предпринимателей» по Республике Алтай. Издан иллюстрированный журнал «Молодые предприниматели Республики Алтай».
В целях развития малого и среднего предпринимательства в молодежной среде и реализации мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, в республиканскую целевую программу развития малого и среднего предпринимательства на 2011 – 2014 годы, вносятся дополнительные мероприятия: «Организация и проведение семинаров, курсов, тренингов для субъектов молодежного предпринимательства по развитию предпринимательской деятельности», «Предоставление субсидий субъектам молодежного предпринимательства на возмещение затрат по реализации предпринимательских проектов», «Размещение в средствах массовой информации рекламы по пропаганде предпринимательской деятельности среди молодежи».
Разработано и направлено на подписание Соглашение между Федеральным агентством по делам молодежи и Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай о реализации мероприятий, направленных на вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.
6. По мероприятию «Создание, развитие и обеспечение деятельности организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства». В 2010 году на реализацию данного мероприятия привлечено 15,537 млн. рублей, в том числе 12,43 млн. рублей средства федерального бюджета и 3,107 млн. рублей средства республиканского бюджета Республики Алтай. За счет данных средств проведена реконструкция части здания предназначенного для размещения республиканского центра поддержки предпринимательства бизнес-инкубатора. В рамках Соглашения заключенного с Минэкономразвития России приобретено компьютерное оборудование, офисная мебель проведена установка коммуникационных систем, систем пожарной и охранной сигнализации, телефонной связи (Интернет).
7. По мероприятию «Развитие системы кредитования» субсидия предоставлена СКПКГ «Перспектива» из МО «Шебалинский район» в размере 443999 рублей.
8. По мероприятию «Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по действующим кредитам, полученным в российских кредитных организациях субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность на территории Республики Алтай». В 2010 году на реализацию данного направления муниципальным образованиям предоставлена субсидия в размере 3,7 млн. рублей, в том числе 2,0 млн. рублей из республиканского бюджета РА, 1,7 млн. рублей из федерального бюджета остатки 2009 года. В рамках данного мероприятия субсидию получили 125 СМСП. В 2010 году на финансирование этого мероприятия средства федерального бюджета не выделялись.
В целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства Правительством Республики Алтай заключены соглашения о сотрудничестве с Горно-Алтайским отделением №8558 Сбербанка России и Горно – Алтайским филиалом КБ ОАО «Россельскохозбанк»», ООО «КБ «Эл Банк». Механизм реализации соглашений заложен в Порядке их реализации и включает в себя отбор наиболее эффективных проектов СМСП, ходатайств Министерства в КБ. Так, в рамках соглашений о сотрудничестве в 2010 году субъектам малого и среднего предпринимательства выдано кредитных средств в размере 256,9 млн. рублей, в том числе:
- Горно-Алтайским отделением № 8558 Сбербанка России ОАО заключено 11 кредитных договора на общую сумму 37,900 млн. руб,
- Горно – Алтайским региональным филиалом ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» предоставлено 88 кредитов СМСП на сумму 219,010 млн. рублей.
Тем самым сохраняется тенденция снижения цены кредитных ресурсов и роста объемов кредитования. Получение выгодных кредитов СМСП позволит им реализовывать проекты по применению новых технологий в своей работе, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, что повысит эффективность их деятельности, поможет провести модернизацию, создать новые рабочие места.
9. В 210 году реализовывалась Концепция формирования Системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства. В рамках Концепции созданы Муниципальные Центры поддержки предпринимательства. На базе МЦПП установлены удаленные рабочие станции, которые позволяют получить доступ к Порталу.
В 2010 году муниципальными центрами поддержки предпринимательства более 5000 СМСП оказана консультационная поддержка. При участии МЦПП стали поставщиками услуг для государственных (муниципальных) нужд 43, организовано и проведено более 200 семинаров, выставок, конкурсов и др. мероприятий для субъектов предпринимательства и граждан, более 300 СМСП – получили финансовую поддержку, более 20 СМСП – получили имущественную поддержку, более 100 зарегистрировались в качестве СМСП.10. В целях оказания методической поддержки предпринимательской деятельности МТП РА издано порядка 8 методических пособий и справочников, содержащих информацию о создании и развитии бизнеса.
В целях оказания консультационной организованы и проведены семинары – совещания в муниципальных образованиях для предпринимателей.
Посредством «горячей линии» консультации получили более 500 хозяйствующих субъектов
11. Поддержка промышленного производства
В 2010 году на развитие промышленного производства были направлены средства государственной поддержки по следующим направлениям:
- субсидии на грантовую поддержку проектов, направленных на развитие предпринимательской деятельности – 21200 тыс.руб.
- субсидии по возмещению части затрат хозяйствующих субъектов, связанных с реализацией мероприятий по энергосбережению - 2536,5 тыс.руб.,
- субсидии на возмещение части затрат хозяйствующих субъектов при приобретении техники по договорам лизинга - 4196,9 тыс.руб.
- субсидии на возмещение части затрат за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства - 3 875,0 тыс.руб.
11.1. Субсидии по возмещению части затрат хозяйствующих субъектов, связанных с реализацией мероприятий по энергосбережению.
В 2010 году государственная поддержка по возмещению части затрат хозяйствующих субъектов, связанных с реализацией мероприятий по энергосбережению осуществлялась впервые и была весьма востребована.
По данному мероприятию господдержка оказывалась хозяйствующим субъектам при условии расходования собственных средств на приобретение энергосберегающего оборудования для осуществления предпринимательской деятельности. Под энергосберегающим оборудованием понимается оборудование для производства электроэнергии посредством использования возобновляемых источников энергии. Субсидия предоставлялась хозяйствующим субъектам, которые приобрели один или несколько видов энергосберегающего оборудования.
Данный вид государственной поддержки был наиболее востребован крестьянско-фермерскими хозяйствами, производителями сельскохозяйственной продукции, малыми турпредприятиями. Реализация данного мероприятия послужила стимулом для субъектов малого и среднего предпринимательства к увеличению поголовья КРС, МРС, т.к. появилась возможность первичной переработки сельскохозяйственной продукции и в отдаленных уголках республики.
Сложившаяся структура экономики Республики Алтай, основу которой составляет отгонное животноводство, первичная переработка сельскохозяйственной продукции, лесозаготовка в труднодоступных горных районах и маломощные перерабатывающие предприятия не обеспечивают минимально приемлемого уровня социально-экономического развития республики.
По данным, представленным муниципальными образованиями не менее 500 отдаленных объектов, требуют автономного электроснабжения. На сегодняшний день для электрификации, как население так и субъекты малого и среднего предпринимательства, находящиеся в отдаленных районах используют дизельные электростанции.
Гидроэнергетический потенциал оценивается возможностью среднегодовой выработки более 40 млрд. кВт ч. электроэнергии. При наличии даже малых водотоков (ручьев) в близи объекта может быть использована микроГЭСмощностью 0,25 - 5 кВт.
Ветроэнергетический потенциал в Республике Алтай сконцентрирован локально в долинах рек (Катунь, Чуя, Чарыш и т.д.) и имеет сезонную неравномерность. Экономически такая целесообразность имеет место при среднегодовой скорости ветра более 5 м/с. В силу своего географического расположения, отвечают этим экономическим требованиям два высокогорных наиболее отдаленных района: Кош - Агачский и Улаганский.
В связи с электрификацией трудоемкую ручную работу заменили электроприборы, что в свою очередь способствует освоению инновационных технологий, улучшению платежеспособности предпринимателей, снижению себестоимости товаров, работ и услуг.
На реализацию данного мероприятия было выделено из республиканского бюджета Республики Алтай 2,5 млн. рублей и получена субсидия из федерального бюджета в размере 10 млн. рублей.
За 2010 год по данному мероприятию поступило 58 заявок, из них 52 заявки профинансированы на сумму 8 902,6 тыс.руб. Размер субсидии по виду деятельности «обрабатывающее производство» составил – 2536,5 тыс.руб.,
Наибольшее количество получателей приходится на г.Горно – Алтайск –
26,9 %, и Онгудайский район (26,9%), затем Усть – Канский район (13,5%).
Не поступило ни одной заявки от субъектов МО Турочакский район, МО Кош – Агачский район.
11.2. Субсидии на возмещение части затрат хозяйствующих субъектов при приобретении техники по договорам лизинга.
Лизинг является перспективной ресурсосберегающей формой привлечения средств субъектов малого и среднего предпринимательства.
Субсидия предоставлялась по договорам лизинга, заключенным не ранее 1 января 2008 года на:
А) возмещение части затрат, связанных с уплатой хозяйствующими субъектами процентов по договорам лизинга - две третьи ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на момент уплаты процентов хозяйствующим субъектом принято.
Б) возмещение части затрат, связанных с уплатой хозяйствующими субъектами первоначального взноса при заключении договора лизинга - 50 процентов от размера первоначального взноса, при условии, что размер первоначального взноса не превышает 30 процентов от стоимости приобретенной техники.
Данным видом государственной поддержки в основном воспользовались предприятия строительной индустрии и производственные предприятия. Из анализа договоров лизинга видно, что предприятия приобретают через лизинговые компании преимущественно крупную спецтехнику и оборудование.
На реализацию данного мероприятия было выделено из республиканского бюджета Республики Алтай 1 млн. рублей и получена субсидия из федерального бюджета в размере 5 млн. рублей.
За 2010 год по данному мероприятию поступило 10 заявок, из них 7 заявок профинансированы на сумму 4 966,4 тыс.руб. Размер субсидии по виду деятельности «обрабатывающее производство» составил – 4196,9 тыс.руб.
Основной объем субсидии направлен субъектам МО Майминский район (43,4%), г.Горно – Алтайск (30,8%).
Не поступило ни одной заявки от субъектов МО Турочакский район, МО Кош – Агачский район.
11.3. Субсидии на возмещение части затрат за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства.
По данному мероприятию господдержка оказывалась хозяйствующим субъектам при условии расходования собственных средств таких субъектов за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства для осуществления предпринимательской деятельности. Субсидии предоставлялась в размере 50 процентов от произведенных расходов за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства.
Данным видом государственной поддержки в основном воспользовались производственные предприятия и турпредприятия.
На реализацию данного мероприятия было выделено из республиканского бюджета Республики Алтай 2 млн. рублей и получена субсидия из федерального бюджета в размере 8 млн. рублей.
За 2010 год по данному мероприятию поступило 18 заявок, из них 12 заявок профинансировано на сумму 7145,9 тыс.руб. Размер субсидии по виду деятельности «обрабатывающее производство» составил – 3 875,0 тыс.руб.
Основной объем субсидии получили хозяйствующие субъекты г.Горно – Алтайск (49,7%), МО Майминский район (28,8),
Не поступило ни одной заявки от субъектов МО Турочакский, Кош – Агачский, Улаганский, Чойский районов.
В результате реализации новых направлений поддержки предпринимательства создано 68 рабочих мест, в том числе за счет безработных 3, сохранено порядка 300 рабочих мест.
К примеру:
ООО «Чемал» - по договору лизинга пищевой комбинат приобрел спецоборудование для переработки мяса. Предприятием представлен широкий ассортимент готовой высококачественной продукции из мяса, реализуемой в торговой сети Республики Алтай.
ООО Прогрессия – для обеспечения своей деятельности по производству общестроительных работ и электромонтажные работы по договору лизинга приобретено спецтехника (трактор, навесное бурильно-крановое оборудование), необходимая для строительства электролиний в труднодоступных местах.
ИП Тударов Александр Толпарович – осуществил процедуру технологического присоединения к электрическим сетям для реализации проекта по оказанию услуг в сфере отдыха и развлечений на берегу пруда в с. Чемал аттракцион «Катапульта». Для электрификации данного объекта потребовалась максимальная мощность 25 кВт. За 1 летний сезон общий объем выручки составил - 1,0 млн.руб., количество работников привлеченных на время туристического сезона – 10 чел.
СПоК «Усть-Кан молоко» - осуществил процедуру технологического присоединения к электрическим сетям для организации переработки молока.
Для обеспечения электричеством туристической деревни «Эстюба» расположенной в труднодоступном месте ООО «Инвест-Алтай», приняло решение о строительстве малой ГЭС на р. Эстюба мощностью 15кВт.
ООО «Эл Телеком» и ООО «Горизонт» совместно осуществляют строительство цифровой радиорелейной линии связи до населенного пункта Улаган. Специалисты данных компаний осуществили работу по монтажу и пуско-наладке систем цифровой радиорелейной связи, провели тестирование. Данный проект позволил населению Улаганского района иметь качественные услуги связи, такие как высокоскоростной доступ всеть Интернет, появилась возможность запуска сетей 3G и использование мультисервисных услуг для реализации программы «Электронное Правительство» вУлаганском районе.
Для реализации данного проекта были применены технологии, использующие возобновляемые источники электроэнергии – электропитание промежуточной радиорелейной станции, расположенной между с. Акташ и с. Улаган было выполнено с использованием ветрогенераторов и профессиональной солнечной энергетической установки. Указанный объект связи работает на высоте 2750 метров над у.м. вусловиях полной автономности. Потребляемая мощность оборудования на станции составляет 1,5 кВт., установленное оборудование электропитания обеспечивает работу указанного оборудования и функционирует без сбоев, несмотря на суровые условия работы.
11. Развитие промышленного производства по видам деятельности
В 2010 году индекс промышленного производства составил 102,3% к уровню 2009 года и обусловлен увеличением объемов производства в обрабатывающих отраслях промышленности, производства и распределения электроэнергии, газа, воды.
В отчетный период индекс промышленного производства по виду деятельности «Обрабатывающее производство» составил 112,6% к соответствующему периоду предыдущего года. Рост индекса произошел за счет увеличения индекса производства по виду деятельности «производство резиновых и пластмассовых изделий», который составил 196% к соответствующему периоду 2009 г. Данный показатель увеличился за счет увеличения в 1,8 раза производства окон и их коробок, подоконников полимерных, в 5 раз – производства дверей и их коробок полимерных. По виду деятельности «производство прочих неметаллических минеральных продуктов» индекс промышленного производства составил 184,4% к соответствующему периоду 2009 г. Увеличилось производство крупных стеновых блоков – в 3,5 раза, сборных железобетонных конструкций и деталей – на 1,6 раза, товарного бетона – в 2,2 раза. А также на рост индекса промышленного производства положительно повлиял рост индекса производства по виду деятельности «Целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность», который составил 109% к соответствующему периоду 2009 года.
Кроме того, увеличился выпуск продукции сельского хозяйства всеми сельхозтоваропроизводителями в 2010 году и составил 102,8 % к соответствующему периоду 2009 г. На рост производства продукции сельского хозяйства повлияло увеличение производства продукции животноводства.
Анализируя темпы роста промышленного производства в 2010 году можно сделать вывод, что наибольший рост произошел в отрасли производства строительных материалов, это обусловлено высокими темпами жилищного строительства.
12. Так же в 2010 году в число приоритетов была включена поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий, поскольку такие компании производят конкурентоспособную продукцию. Впервые на эти цели Минэкономразвития России было выделено 2 млрд. рублей в этом году. Между Правительством РА и Минэкономразвития России заключено Соглашение о предоставлении субсидии в объеме 15,5 млн.руб., которые в 2011 году будут направлены на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.
13. В 2010 году Министерством туризма и предпринимательства Республики Алтай в соответствии с соглашением Минэкономразвития РФ в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» была продолжена работа по созданию портала поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Алтай, который создан в целях повышения эффективности исполнения государственных функций, связанных с управлением социально-экономическим развитием региона. Так же в портале Министерством ведется реестр получателей государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Алтай в соответствии со ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Так же в рамках реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», и оказания информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в Центрах поддержки предпринимательства действующих при отделах экономики администрации районов установлены «Удаленные рабочие станции» (комплект компьютерного оборудования). Посредством станции субъект малого и среднего предпринимательства может получить доступ к Порталу поддержки малого и среднего предпринимательства на бесплатной основе.
Министерством с 2010 года через автоматизированную информационную систему «Управление государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» на региональном уровне в целях реализации мероприятий по предоставлению субсидий из федерального бюджета региональному бюджету на развитие предпринимательства в Республике Алтай осуществляется отправка электронных заявок, сдача отчетности в Минэкономразвития РФ. Использование АИС реализуется в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия», в целях повышения качества взаимодействия органов государственной власти и субъектов малого и среднего предпринимательства.
В декабре 2010 году приобретен информационный киоск для субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Алтай, где можно будет узнать о последних новостях, о видах и формах государственной поддержки, ознакомится с информацией о проводимых конкурсах.
В перспективе необходима реализация автоматизированной информационной системы «Управление государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» на муниципальном уровне.
14. Реализуется Концепция формирования Системы устойчивого развития малого и среднего предпринимательства. Концепция определяет основные положения организации взаимодействия органов власти, органов местного самоуправления, организаций поддержки предпринимательства. Основным результатом функционирования Концепции, стало создание в муниципальных образованиях Республики Алтай Центров поддержки предпринимательства. На базе МЦПП установлены удаленные рабочие станции, через которые каждый предприниматель может получить доступ к Порталу.
Заключено 392 соглашения и регламентов взаимодействия, в том числе 175 с исполнительными органами государственной власти Республики Алтай и 217 соглашений и регламентов взаимодействия с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Республике Алтай.15. Инфраструктура организационной поддержки представлена 9 некоммерческими объединениями предпринимателей, основным из которых является НП Объединение предпринимателей Республики Алтай и НП Палата ремесел Республики Алтай.
В 11 муниципальных образованиях Республики Алтай созданы и действуют общественные объединения предпринимателей в форме Советов, союзов.
16. Эффективной площадкой для открытого диалога представителей деловых кругов и власти, для обсуждения существующих проблем и совместного поиска перспективных путей экономического развития является Съезд предпринимателей Республики Алтай. В преддверии Съезда в каждом муниципальном образовании проведены районные конференции предпринимателей. В работе Съезда приняли участие более 200 делегатов.
В рамках Съезда была организована работа консультационного центра с привлечением специалистов консалтинговых и кредитных компаний Республики Алтай.
В торжественной части Съезда лучшие предприниматели республики отмечены различными наградами: Почетными грамотами Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Правительства Республики Алтай, Государственного Собрания – Эл Курултай Республики Алтай, Министерства туризма и предпринимательства Республики Алтай.
17. Становление и развитие предпринимательства является долговременным процессом, во многом зависящим от наличия благоприятных экономических и правовых условий, в значительной степени определяемых органами государственной власти и управления.
Как показывает практика, подтвержденная проведенным обзором нормотворчества Республики Алтай в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства, действующая в настоящее время нормативно-правовая база регулирования и государственной поддержки предпринимательства на республиканском уровне урегулировано достаточно полно. Так Республике Алтай действует 46 нормативно правовых актов, в целом или в части отдельных норм, регулирующих вопросы в сфере содействия предпринимательства.
По результатам юридических экспертиз установлено, что данные нормативные правовые акты Республики Алтай не содержат норм противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству.
В 2010 году Постановлением Правительства Республики Алтай № 183 от 19.08.10г. утверждена республиканская целевая программа «Развития малого и среднего предпринимательства в РА на 2011 – 2014 годы». Главной целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки в Республике Алтай.
Общий объем финансирования мероприятий республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Алтай на 2008-2010 годы» в 2010 году составил 329,4 млн. рублей, в том числе 176,2 млн. рублей за счет средств федерального бюджета и 153,2 млн. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай.
Из которых через Министерство туризма и предпринимательства Республики Алтай 220,4 млн.руб., в том числе 176,2 млн. рублей за счет средств федерального бюджета и 42,0 млн. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай.
Через Министерство финансов Республики Алтай финансирование составило 109,0 млн. рублей средства республиканского бюджета Республики Алтай.
В 2009 году внебюджетные источники на реализацию мероприятий Программы не привлекались.
Программой в 2010 году предусмотрены средства на реализацию мероприятий в размере 946,0 млн.руб. в том числе за счет средств федерального бюджета 681,6 млн. рублей, за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай 229,9 млн. рублей.
Фактическое исполнение Программы в 2010 году составило 301,5 млн. рублей, в том числе через Министерство туризма и предпринимательства РА 192,5 млн. рублей, через Министерство финансов РА 109,0 млн. рублей.
Общая сумма исполнения 301,5 м.р. сложилась (91% от финансирования) в том числе 150,6 млн. рублей (85 % от финансирования) за счет средств федерального бюджета и 150,8 млн. рублей (98% от финансирования) за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай.
Законом о бюджете на Программу предусмотрены ассигнования в размере 153,2 млн. рублей средства республиканского бюджета РА (67 % от предусмотренного Программой). Фактическое исполнение составило 150,8 млн.руб. (66% от предусмотренного Программой или 98% от предусмотренного Законом о республиканском бюджете РА).
В том числе:
- Министерству туризма и предпринимательства Республики Алтай предусмотрены ассигнования в размере 42,0 млн.руб., (19% от предусмотренного Программой). Фактическое исполнение составило 41,8 млн. руб. (18% от предусмотренного Программой или 94% от предусмотренного Законом о республиканском бюджете РА).
- Министерству финансов РА предусмотрены ассигнования в размере 109,0 млн. руб. (73% от предусмотренного Программой). Фактическое исполнение составило 109,0 млн. руб., (100% от предусмотренного Законом о республиканском бюджете РА).
Поступившие федеральные средства составляют 77% от предусмотренных Программой республиканских средств, 26 % от предусмотренных Программой федеральных средств, или 91 % от фактического исполнения (Министерством) Программы в 2010г.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что государственная поддержка востребована субъектами малого и среднего предпринимательства Республики Алтай, повышается информированность хозяйствующих субъектов о работе Министерства в сфере развития предпринимательства, о формах и видах государственной поддержки. Финансовая поддержка предоставила возможность СМСП увеличить мощность потребляемой электроэнергии, расширить производственную базу, модернизировать технологический процесс.
При этом в 2011 году перед Министерством стоят следующие задачи:
- участие в федеральном Конкурсе по отбору субъектов РФ для предоставления в 2011 году субсидий бюджетам субъектов РФ, для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
- развитие региональной и муниципальной инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса;
- поддержка молодежного предпринимательства.
- создание и развитие инновационного предпринимательства, созданию малых инновационных компаний.
Положительная динамика развития инновационного производства и модернизации существующего возможна только при повышении восприимчивости предпринимателей к нововведениям и стимулировании этого процесса со стороны органов власти через совершенствование механизмов государственной поддержки активных предприятий.
Результативность по совершенствованию инвестиционной привлекательности, создания условий для осуществления прямых инвестиций в реальный сектор экономики.
Итоги работы института социальных инвесторов.
За 2009 год налоговые доходы консолидированного бюджета Республики Алтай сложились в объеме 2946,15 млн. рублей.
Удельный вес налогов и сборов социальных инвесторов в платежах, осуществленных всеми налогоплательщиками республики, во все уровни бюджетной системы РФ составил 12,4 % (545,2 млн. руб.).
В том числе:
- 23 % (330,7 млн. руб.) в федеральный бюджет,
- 9,3 % (153,4 млн. руб.) в республиканский бюджет,
- 4,7 % (61,2 млн. руб.) в бюджеты муниципальных образований.
Темпы роста (снижения) поступления налогов в федеральный бюджет Российской Федерации от социальных инвесторов по видам налогов:
(млн. руб.)
Наименование налоговых и других доходов | темп снижения (%) | ||
Всего | 739,1 | 330,7 | 44,8 |
В том числе | |||
Налог на прибыль | 36,9 | 27,5 | 74,5 |
Налог на добавленную стоимость | 675,1 | 301,1 | 44,6 |
Темпы роста (снижения) поступления налогов в консолидированный бюджет Республики Алтай от социальных инвесторов по видам налогов:
(млн. руб.)
Наименование налоговых и других доходов | темп роста, снижения (%) | ||
Всего | 164,1 | 214,6 | 130,78 |
В том числе | |||
Налог на прибыль | 109,4 | 195,4 | |
Налог на доходы физических лиц | 87,1 | 78,9 | 90,6 |
Налоговые доходы по основным источникам в консолидированный бюджет Республики Алтай в 2010 г. превышают показатели соответствующего периода прошлого года в целом на 30,8 пунктов, в том числе по налогу на прибыль на 95,4. Темп снижения НДФЛ 9,4 %.
Удельный вес платежей социальных инвесторов по налогу на прибыль в платежах организаций РА, направляемых в консолидированный бюджет РА равен 10,9 %.
В республиканский бюджет поступило 5 млн. руб. инвестиционных платежей. В соответствии с Законом Республики Алтай «Об инвестиционной программе в социальной сфере Республики Алтай на 2008- 2010 годы» от 24.12.2007 года № 106-РЗ они направлены на капитальные вложения объектов социального назначения «Реконструкция республиканской гимназии им. В.К. Плакаса, г. Горно-Алтайск (Пристройка учебного корпуса на 500 мест - 1 очередь)»
План по «Прочим безвозмездным поступлениям в республиканский бюджет Республики Алтай выполнен на 103 %.
млн. руб.
Факт поступления 2009 | План | Факт поступления 2010 | % выполнения плана | Абсолютное отклонение 2010 от утвержденного плана | Темп роста (%) |
4,970 | 4,924 | 5,083 | 103,2 | 0,113 | 102,3 |
В числе социальных инвесторов - 25 «прямых» инвесторов, работающих в реальном секторе экономики региона.
В мониторинге приняли участие 13 организаций, в т.ч. КБ.
Размер уплаченных налогов во все уровни бюджетов составил 160,1 млн. руб., в том числе в консолидированный бюджет региона от этой категории налогоплательщиков поступило 17,7 млн. руб., как и в соответствующем периоде прошлого года.
Перечислено от 25 организаций в республиканский бюджет инвестиционных платежей в размере 0,5 млн. рублей.
В мониторинге приняли участие три коммерческих банка.
За рассматриваемый период ими уплачено налогов 101,08 млн. руб., в том числе в консолидированный бюджет республики 4,37 млн. руб., что на 7,9 млн. руб. меньше аналогичного периода прошлого года (12,3 млн. руб.).
Выдано кредитов в Республике Алтай 967,2 млн. рублей:
- юридическим лицам 495,2 млн. руб., что меньше соответствующего периода прошлого года на 121,17 млн. рублей (616,37 млн. рублей).
- предпринимателям 64,62 млн. руб., что превышает размеры соответствующего периода прошлого года на 1,62 млн. рублей (63 млн. рублей).
Размер спонсорской помощи в отчетном году составляет 1,178 млн. рублей.
Целью республиканской целевой программы «Развитие туризма и рекреации в Республике Алтай на 2008-2010 г.г.» является обеспечение рационального использования территориально-рекреационного потенциала и перспективного формирования, продвижения и реализации туристского продукта Республики Алтай на российском и международном туристских рынках. На данную Программу в 2010 году выделено 3,5 млн. рублей, освоено 3,5 млн. рублей (100 %).
На реализацию ВЦП «Территориальная организация и развитие массового отдыха и туризма в Республике Алтай на 2010-2012 годы» Законом о бюджете утверждено 1,7 млн. рублей, освоено 1,7 млн. рублей (100%). Данные средства были направлены на проведение Международной туристической выставки JATA в г.Токио (Япония).
Для продвижения регионального туристского продукта на Российском и международном уровне, рекламированию Республики Алтай, как региона привлекательного для инвестирования и развития туризма, Министерством проведена большая работа по подготовке к туристическим выставкам и участию в них, изготовлению и сбору рекламных и информационных материалов. В 2010 году Министерство приняло участие в 5 туристских выставках «ITB» (Берлин), «МАР» (Париж), «Интурмаркет» (Москва), «Турсиб» (Новосибирск), «JATA» (Япония) и Национальной российской выставке во Франции. В рамках туристкой выставки «Интурмаркет» была проведана фотовыставка «Очарование Горного Алтая». В рамках туристской выставки «Турсиб» (г.Новосибирск) проведено заседание Координационного Совета по туризму МАСС, под председательством Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай А.В. Бердникова.
Средства выделенные на РЦП «Развитие туризма и рекреации в Республике Алтай на 2008-2010 г.г.» были направлены на укрепление имиджа Республики Алтай как активно развивающегося туристского региона, демонстрацию туристско-рекреационного потенциала и продвижения регионального турпродукта на российский и международный рынки.
Результатом проведенных мероприятий стало установление новых деловых контактов, возможность размещения информации о потенциале и видов отдыха в Республике Алтай на сайтах Интернет-порталов Германии, проведения рекламных кампаний на безвозмездной основе. Получен Диплом за участие в Международной туристской выставке «Интурмаркет».
Были организованы, информационно обеспечены и проведены такие мероприятия, как:
- Традиционный слет туристов-водников «Праздник на воде», чемпионат Республики Алтай по водному слалому на р.Сема;
- Кубок Катуни «Ак-Талай Маргаан»;
- Соревнования на кубок Главы Республики Алтай «Телецкое снежное ралли»;
- Проведены мероприятия, посвященные Всемирному Дню туризма, в т.ч. регионального конкурса «Лидер туриндустрии», премия призвана продвигать Республику Алтай на российском туристском рынке и за рубежом, как наиболее благоприятный для туризма регион России, способствовать укреплению связей между туристскими фирмами Республики Алтай, формировать профессиональный туристский рынок России и цивилизованные отношения между туроператорами и турагентами, распространять лучшие достижения и опыт турбизнеса;
- Организованы и проведены 2 рекламных тура для СМИ, более 15 публикаций в российских и региональных СМИ.
Опубликованы статьи в таких журналах и каталогах, как «Путешествие по России», «Туризм.Практика.Перспективы», «Отдых по-сибирски», «Отдых в России» и т.д..
С целью безопасного отдыха на территории Республика Алтай, размещены информационные щиты о пограничном режиме и безопасном пребывании туристов на территории Республики Алтай.
Выше перечисленные мероприятия способствовали укреплению имиджа Республики Алтай, как активно развивающегося туристского региона, продвижению регионального турпродукта на российский и международный рынки. Увеличились объемы планового въездного туризма и организованного туризма, что обеспечило увеличение налоговых поступлений.
Министерством в 2010 году получено 3 диплома. За продвижение регионального турпродукта Министерство стало Победителем в конкурсе на соискание национальной премии им. Сенкевича, лауреатом в номинации «Золотая корона» в российском профессиональном конкурсе «Лидеры туриндустрии».
Тем самым министерство достигло:
- повышения эффективности государственного управления туристской отраслью;
- привлекательного имиджа Республики Алтай на рынке туруслуг и рост спроса на региональный турпродукт;
- турпоток в РА возрос на 14,3%;
- проведен мониторинг турпотока и его распределения;
- вовлечение местного населения в сферу туризма;
- определены 5 лучших турпредприятий по оказанию туристских услуг, организацию рекламных кампаний, по вкладу в развитие региона.