Выпускного сочинения по литературе (12 класс)

Методические рекомендации к написанию

При написании сочинения по литературе следует помнить:

- oб объеме сочинения: 4-5 страниц;

суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;

- почерк должен быть разборчивым;

- соблюдать поля;

- писать желательно синей или фиолетовой пастой;

- на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;

- выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;

- на черновике составить план (переносить в чистовик не надо);

- удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.;

- сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.);

- нумеровать страницы черновика;

- строго придерживаться избранной темы;

- сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;

- не сбиваться на пересказ текста;

- не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения (это при условии, что цитата будет вами заучена);

- если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);

- если не помнишь автора критической работы или ее названия, можно сделать

косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»:

«критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);

- то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения,

- указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»),

заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного

героя» и т.п.;

- главное- умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («Пo моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;

- удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные

варианты ответов;

- привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким

образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;

- рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания сочинения на чистовик. Не забыть о членении текста: разделить сочинение на абзацы.

Обычно не знаешь, как начать и как закончить сочинение. В зависимости от темы можно рекомендовать следующие варианты введения:

- историческое краткая характеристика эпохи, анализ ее политических, социальных, экономических условий

- общая характеристика произведения, если тема предполагает анализ одного или нескольких образов

-о месте произведения в контексте эпохи, в контексте творчества писателя; о новизне и значимости произведения, идейном замысле.

Введение должно по замыслу соответствовать вступлению.

Всегда нужно помнить, что сочинение является творческой работой, в которой вы показываете свое умение оформлять свои размышления на заданную тему, отбрасывая все лишнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: