Сначала наблюдайте, говорите потом

Иногда спектакль природы может захватить ребенка целиком: появившаяся откуда-то стрекоза, слегка покачивающая крыльями; одинокий олень, пасущийся на лужайке. Но даже если и не будет таких запоминающихся сцен, ребенок может познавать природу просто вблизи. У детей есть замечательная способность погружаться в то, на что они смотрят. Ваш ребенок лучше поймет то, что ВНЕ его, сливаясь с этим, чем слушая устный рассказ. Дети редко забывают опыт прямого общения с природой.

Не расстраивайтесь, если не знаете названий каких-либо животных или растений. В конце концов, это всего лишь искусственные ярлыки для обозначения того, что в действительности они собой представляют. Как вашу внутреннюю сущность не отражает ваше имя или даже внешность и черты характера, так и в простом дубе есть нечто большее, чем просто набор сведений о нем. Вы лучше поймете, что такое дуб, если научитесь видеть, как он меняется в течение дня при изменении его освещенности. Понаблюдайте за деревом с различных точек. Почувствуйте на ощупь его кору и листья, вдохните их запах. Посидите спокойно на его ветвях или в его тени и попробуйте увидеть все формы жизни, которые можно найти рядом с деревом или на нем.

Наблюдайте. Задавайте вопросы. Догадывайтесь. Веселитесь. Когда душа вашего ребенка зазвучит в унисон с Природой, ваши отношения перестанут быть отношениями «ученик-учитель», а станут отношениями товарищей по приключению.

5. ПОЗНАНИЕ ПРИРОДЫ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОНИЗАНО РАДОСТЬЮ!

Познание природы должно быть пронизано радостью, как в форме открытого веселья, так и в форме спокойного внимания. Дети естественным образом тянутся к познанию, если вам удается поддерживать атмосферу радости. Помните, ваш энтузиазм заразителен, и это, возможно, самое ценное, что вы имеете как учитель.

Приемы, позволяющие сделать ваш рассказ захватывающим:

  • Выучите начало и конец вашего рассказа. Это поможет вам уверенно начать и закончить его на эмоциональном подъеме. Распределите самые интересные моменты равномерно по всей программе, чтобы интерес слушателей не угасал.
  • Тщательно продумайте детали своего появления «на сцене». Показывайте и рассказывайте. Тратьте меньше времени на словесные описания. Глубоко прочувствуйте настроение или особенности той истории, которую вы хотите рассказать. Определите основную идею каждого рассказа и старайтесь донести ее до слушателей. Расскажите несколько историй с разными идеями.
  • Определите кульминационный момент каждой истории и так спланируйте свой рассказ, чтобы интерес слушателей достиг своей наивысшей точки именно в этот момент.
  • Не пытайтесь рассказать все, что вы знаете по той или иной теме. Делайте ваши истории простыми. Не включайте в вашу программу эпизоды, которые не помогают раскрытию ее основной идеи. Сделайте наиболее впечатляющими и интересными те рассказы, которые действительно могут оказать влияние на людей.
  • Смотрите в глаза своим слушателям. Исключения составляют только те случаи, когда вы изображаете диалог между двумя героями или когда разыгрываете какую-нибудь сцену и вовлекаете аудиторию в спектакль.
  • Вживайтесь в образ. Слушатели поверят вам в такой же степени, в какой вы верите самому себе и в какой степени вам удалось вжиться в образ своего героя. Для того, чтобы передать различные свойства характера своего героя, меняйте выражение глаз и лица.
  • Руки помогут вам «творить» пространство, показать его протяженность. Руками вы будете рисовать. Оживите свою роль жестами, которые позволят вам подчеркнуть особо важные моменты. Жесты должны быть широкими, не бойтесь оторвать руки от своего тела; тогда люди, сидящие в задних рядах, смогут увидеть все, что вы хотите им показать.
  • Чаще меняйте свою манеру разговора, ритм и настроение. За счет чередования ритма вы сможете добиться того, что ваше «представление» будет смотреться с неослабевающим интересом. Время от времени замедляйте скорость речи, чтобы слушатели смогли немного отдохнуть.
  • Если вы хотите подчеркнуть что-нибудь важное или передать ощущение неизвестности, таинственности, сделайте паузу. Если вы сумеете контролировать свои эмоции и не станете волноваться, что забудете что-нибудь, вы сможете придать каждому слову наибольшую выразительность.
  • Не впадайте в панику, если что-нибудь забудете. Просто сделайте паузу, подумайте и не отводите глаза от слушателей. Чем более раскованно вы будете себя вести, тем легче вы сможете выпутаться из сложной ситуации.
  • Насыщайте свое представление юмором: он помогает слушателям расслабиться и делает их более восприимчивыми к тем идеям, которые вы хотите до них донести. Лучше всего излагать самые важные и серьезные идеи сразу же после какой-нибудь смешной истории.
  • Ваше представление должно строиться с учетом возрастных особенностей слушателей. Мышление детей очень конкретно, им нужно наглядно все представить; взрослым интереснее словесное выражение ваших идей. Дети медленнее успокаиваются после смешных историй.
  • Лучше, если вы будете делиться своими чувствами и настроениями с аудиторией, а не просто изображать кого-то перед ними. Разделите со слушателями свой восторг и радость, которые вызывает у вас история жизни вашего героя.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: