Естественные стадии восприятия природы

Играя с детьми на природе в течение многих лет, я постепенно понял, что существует определенная последовательность использования различных игр и занятий, которая «работает» лучше всего, независимо от возраста детей, их настроения или физического состояния. Я убедился, что эта последовательность оказалась такой эффективной потому, что она находится в гармонии с определенными аспектами человеческой природы.

Со временем я распределил все игры на природе, которые придумал сам или которым научился у кого-нибудь, в соответствии с этим естественным путем познания. Я использую свою систему уже почти десять лет с огромным успехом, в совершенно непохожих ситуациях и с группами учеников различной национальности, возраста и социального положения.

Я называю эту систему «поток познания», потому что у нее есть стадии, которые перетекают одна в другую естественно и плавно:

Стадия 1 – пробуждение энтузиазма.
Стадия 2 – сосредоточение внимания.
Стадия 3 – приобретение прямого опыта.
Стадия 4 – передача своего вдохновения (или впечатления) другим.

Теперь давайте рассмотрим поподробнее каждую стадию.

1. Без энтузиазма вы никогда не приобретете значимого опыта общения с природой. Под энтузиазмом я понимаю отнюдь не возбуждение, сопровождающееся громкими воплями и прыжками от радости, а спокойный напряженный личный интерес и повышенную готовность воспринимать новое. Без такого энтузиазма мы познаем очень мало.

2. Познание зависит от умения сосредоточить свое внимание. Одного энтузиазма совершенно недостаточно. Если наши мысли блуждают где-то, мы не можем динамично воспринимать окружающее – ни природу, ни что-нибудь еще. Поэтому мы должны сосредоточить наш энтузиазм на предмете познания.

3. По мере того, как мы постепенно концентрируем наше внимание, мы лучше начинаем воспринимать то, что видим, слышим, к чему прикасаемся, запах чего ощущаем, или то, что мы получаем интуитивно. С помощью спокойного внимания мы можем лучше вписаться в ритм и жизнь природы, окружающей нас. Сосредоточенное внимание создает внутренний покой и открытость, которые позволяют нам непосредственным образом познавать природу, преодолев господство устоявшихся стереотипов, созданных разумом. Поэтому во время третьей стадии мы приобретаем прямой опыт.

4. Опыт способствует возникновению более глубокого восприятия. Что я хочу этим сказать? В книге «Давайте наслаждаться природой вместе с детьми» я описал игру под названием «Неподвижная охота», во время которой «охотник» старается сидеть не шевелясь, а природа вокруг живет своей обычной жизнью. Давайте представим, что вы играете в «Неподвижную охоту» и прямо над вашей головой на дерево садятся птички. Оставаясь неподвижным, вы начинаете проникаться потрясающим чувством единства с жизнью, окружающей вас, словно вы совсем слились с пейзажем и ощущаете жизнь через птичье пение, шелест травы или движение веток деревьев. Пребывая неподвижным, вы иногда можете ощутить огромную, охватывающую всего вас радость, или глубокое полное счастье, или всепоглощающее чувство красоты, или огромную творческую силу. Природа ВСЕГДА вдохновляет нас, и только наш суетливый ум не позволяет нам слишком часто с радостью осознавать это.

Учитель может способствовать усилению в своих учениках чувства вдохновения, рассказывая истории о природе, которые возвышают и вдохновляют душу, или истории из жизни великих натуралистов и борцов за сохранение природы.

Я называю четвертую стадию «передачей своего вдохновения» потому, что когда мы передаем что-нибудь, мы усиливаем и проясняем для себя наш собственный личностный опыт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: