13.1.1. Автобусы, движущиеся в составе транспортных потоков, по режиму работы и скоростным качествам разделяются на группы: скоростные междугородные и туристские; пригородные экспрессные и служебные; пригородные маршрутные (табл. 13.1).
13.1.2. При приведении смешанного потока к потоку легковых автомобилей следует пользоваться дифференцированными значениями коэффициентов приведения автобусов различных типов, представленными в табл. 13.1.
Таблица 13.1
┌───────────────────┬────────────────┬──────────────────────────────────┐
│ Тип автобусов │Средняя скорость│Коэффициенты приведения для дорог │
│ │ свободного ├───────────────────┬──────────────┤
│ │ движения, км/ч │ четырехполосных │ двухполосных │
|
|
├───────────────────┼────────────────┼───────────────────┼──────────────┤
│Междугородные: │ │ │ │
│Икарус-250(255) │ 70-80 │ 1,82 │ 1,96 │
│ЛАЗ-697 (699) │ 70-80 │ 1,61 │ 1,75 │
│Пригородные │ │ │ │
│маршрутные: │ │ │ │
│ЛиАЗ-677, ЛАЗ-695 │ 60-65 │ 3,82 │ 3,85 │
│Служебные: │ │ │ │
│ПАЗ-672, КАвЗ-685 │ 40-50 │ 1,48 │ 1,54 │
└───────────────────┴────────────────┴───────────────────┴──────────────┘
Таблица 13.2
┌───────────────┬───────────────────────────────────────────────────────┐
│ Типы │ Значения К_ос при расстояниях между остановками, м │
│ планировочных ├─────────────────┬──────────────────┬──────────────────┤
│решений в зоне │ > 1200 │ 600-1200 │ < 600 │
|
|
│ автобусных ├─────────────────┴──────────────────┴──────────────────┤
│ остановок │ Доля маршрутных автобусов в составе потока, % │
│ ├─────┬─────┬─────┬─────┬──────┬─────┬─────┬─────┬──────┤
│ │ 1-3 │ 3-5 │ 5-8 │ 1-3 │ 3-5 │ 5-8 │ 1-3 │ 3-5 │ 5-8 │
├───────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼──────┼─────┼─────┼─────┼──────┤
│Дополнительная │ 1,0 │ 1,0 │ 1,0 │ 1,0 │ 1,0 │ 1,0 │ 1,0 │ 1,0 │ 1,0 │
│полоса │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│"Карман" с│ 1,0 │ 1,0 │ 0,99│ 0,99│ 0,98 │ 0,96│ 0,96│ 0,94│ 0,91 │
│переходно-ско- │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ростными │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│полосами и│ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│разделительным │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│островком │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│То же, но без│ 0,99│ 0,98│ 0,97│ 0,97│ 0,96 │ 0,95│ 0,94│ 0,92│ 0,89 │
│островка │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│Простое │ 0,90│ 0,80│ 0,85│ 0,85│ 0,80 │ 0,76│ 0,75│ 0,71│ 0,66 │
│уширение │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
└───────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴──────┴─────┴─────┴─────┴──────┘
13.1.3. На пропускную способность дорог значительное влияние оказывают параметры автобусных остановок и интенсивность движения автобусов.
В табл. 13.2 приведены значения коэффициентов снижения пропускной способности К_ос в зоне автобусной остановки, учитывающие влияние указанных факторов. Зона влияния автобусной остановки составляет 400 м.
Таблица 13.3
┌──────────────┬───────────────┬──────────────┬─────────────┬───────────┐
│ Расстояние │ Максимальная │Длина участка │Длина участка│ Ширина │
│ между │ скорость │торможения, м │ разгона, м │дополните- │
│остановками, м│ 80%-ной │ │ │ льной │
│ │обеспеченности,│ │ │ полосы, м │
│ │ км/ч │ │ │ │
├──────────────┼───────────────┼──────────────┼─────────────┼───────────┤
│ 200 │ 32 │ 32,9 │ 65,8 │ 3,50 │
│ 400 │ 43 │ 59,4 │ 118,9 │ 3,60 │
│ 600 │ 51 │ 83,6 │ 167,2 │ 3,65 │
│ 800 │ 58 │ 108,1 │ 216,3 │ 3,70 │
│ 1000 │ 63 │ 127,6 │ 255,0 │ 3,70 │
│ 1200 и более │ 66 │ 140,0 │ 280,0 │ 3,75 │
└──────────────┴───────────────┴──────────────┴─────────────┴───────────┘
|
|
13.1.4. Для повышения безопасности движения и устранения взаимного влияния автобусов и автомобилей в зоне остановок и на перегонах между ними необходимо обособление автобусов от потока автомобилей. В зависимости от условий движения возможны различные планировочные решения (рис. 13.1).
13.1.5. Тип планировочного решения по отделению маршрутных автобусов от потоков автомобилей назначают по номограммам рациональных областей применимости различных типов остановок и дополнительной полосы для автобусов, приведенным на рис. 13.2, с учетом интенсивностей движения автобусов и автомобилей, а также частоты расположения автобусных остановок.
13.1.6. Для снижения единовременных затрат и повышения эффективности капитальных вложений может быть предусмотрено стадийное улучшение условий движения в зоне автобусных остановок по мере роста интенсивности движения автобусов и уровня загрузки дороги.
13.1.7. Длину участков разгона l_р и торможения l_т переходно-скоростных полос и ширину дополнительной полосы назначают исходя из максимально возможной скорости на каждом конкретном перегоне 85%-ной обеспеченности в зависимости от расстояния между остановками (табл. 13.3).
13.1.8. В зависимости от частоты расположения примыканий и интенсивности местного движения могут быть предусмотрены два типа полос: только для движения автобусов (рис. 13.3) - при редком расположении примыканий (не более одного на 1 км) и небольшой интенсивности движения правоповоротных автомобилей (не более 50 авт/ч); совмещенная для автобусов и местного движения с устройством "карманов" для заезда автобусов (рис. 13.4) - при частом расположении примыканий и высокой интенсивности поворачивающих автомобилей (более 50-100 авт/ч).
13.1.9. Схема организации движения в зоне примыкания при наличии дополнительной обособленной полосы, предназначенной только для автобусов, показана на рис. 13.5.
13.1.10. Места расположения автобусных остановок в зоне пересечений в одном уровне ввиду большого разнообразия влияющих факторов следует определять путем сравнения различных вариантов их размещения (перед пересечением, за пересечением, вне зоны пересечения). В общем случае рекомендуется располагать остановку за пересечением или примыканием с совмещением полос разгона для правоповоротных автомобилей и автобусов и обязательным уширением полосы у автобусной остановки.
|
|
13.2. Мероприятия по улучшению условий движения в период интенсивных
перевозок сельскохозяйственной продукции
13.2.1. Для участков дорог с интенсивными перевозками урожая в течение месяца и более следует предусматривать мероприятия по обеспечению безопасности движения с учетом особенностей движения и состава уборочных транспортных средств. Разработка и осуществление этих мероприятии производятся дорожными службами совместно с органами ГАИ и заинтересованными хозяйственными организациями (РАПО, совхозами, колхозами, государственными заготовительными пунктами).
Таблица 13.4
┌─────────────┬────────────────────────┬────────────────────────────────┐
│ Тип полосы │ Длина дополнительной │Расстояние между дополнительными│
│ │ полосы, км │ полосами, км │
├─────────────┼────────────────────────┼────────────────────────────────┤
│ I │ 1-2 │ 8-10 │
│ II │ 1,5-2,5 │ 6-8 │
│ III │ 2-3 │ 4-6 │
└─────────────┴────────────────────────┴────────────────────────────────┘
Таблица 13.5
┌──────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┐
│Количество тракторов в│ Тип дополнительной обгонной полосы при │
│ потоке, % │ интенсивности движения, авт/ч │
│ ├───────────┬────────────┬───────────┬───────────┤
│ │ 200 │ 400 │ 600 │ 800 │
├──────────────────────┼───────────┼────────────┼───────────┼───────────┤
│ 0-3 │ - │ - │ - │ I │
│ 3-5 │ - │ I │ I │ II │
│ 5-10 │ - │ I │ II │ III │
│ 10-15 │ I │ II │ III │ III │
└──────────────────────┴───────────┴────────────┴───────────┴───────────┘
13.2.2. При разработке мероприятий особое внимание уделяют следующим участкам дорог:
участкам дорог общей сети с интенсивным движением тракторных поездов;
местам пересечений маршрутов перевозок урожая с дорогами общей сети;
подъездам к государственным заготовительным пунктам (хлебоприемным предприятиям, элеваторам, хлебоприемным пунктам, сахарным заводам и т.п.);
грунтовым участкам дорог;
мостам, путепроводам.
13.2.3. При возникновении во время уборочной кампании смешанных автомобильно-тракторных потоков для обеспечения безопасного обгона тракторных поездов рекомендуется устройство дополнительных обгонных полос трех типов (табл. 13.4).
13.2.4. Необходимость устройства дополнительных обгонных полос какого-либо типа определяется в зависимости от интенсивности движения и количества тракторов (табл. 13.5).
13.2.5. Дополнительные обгонные полосы шириной 3,5 м располагают в плане в шахматном порядке (рис. 13.6), устраивая их за счет обочин и частичного уширения земляного полотна.
13.2.6. Для организации выезда уборочных транспортных средств с полей на дороги общей сети следует профилировать в пределах полосы отвода временные летние пути, на которые осуществляется выезд с поля и по которым происходит движение вдоль дороги до ближайшего оборудованного пересечения. По летним путям осуществляется также движение крупногабаритной уборочной и другой сельскохозяйственной техники.
13.2.7. При невозможности устройства летних путей на период уборочной кампании допускается оборудование дополнительных пересечений с твердыми покрытиями на дорогах III-V категорий в соответствии с требованиями технологии уборочных работ. В остальное время эти пересечения должны надежно закрываться. Пересечения устраивают не чаще чем через 2 км на дорогах III категории и не чаще чем через 500 м на дорогах IV, V категорий.
13.2.8. Подъезды к придорожным заготовительным пунктам, расположенным в непосредственной близости к дороге, рекомендуется оборудовать по схеме рис. 13.7.
13.2.9. Чтобы предотвратить помехи для движения, создаваемые транспортными средствами, ожидающими разгрузки около расположенных вблизи от дороги заготовительных пунктов, предусматривают дополнительные полосы с твердым покрытием (табл. 13.6). На этих участках переходно-скоростные полосы и полосы, отделяющие дополнительные от основной проезжей части, устраивают согласно СНиП 2.05.02-85.
Таблица 13.6
┌──────────────┬────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Мощность │ Параметры дополнительной полосы для транспортных │
│заготовитель- │ средств, ожидающих разгрузки, при интенсивности │
│ ного пункта, │ движения, авт/ч │
│ тыс. т/сут ├─────────────────────┬─────────────────┬────────────────┤
│ │ 100 │ 100-150 │ 150-200 │
├──────────────┼─────────────────────┼─────────────────┴────────────────┤
│ 4-10 │За счет расширения│За счет расширения земляного│
│ │земляного полотна;│полотна; ширина не менее 3,0 м;│
│ │ширина не менее 3,0│длина 350-400 м │
│ │м; длина 250-300 м │ │
├──────────────┼─────────────────────┼─────────────────┬────────────────┤
│ 2-4 │Не требуется │За счет│За счет│
│ │ │расширения │расширения │
│ │ │земляного │земляного │
│ │ │полотна; ширина│полотна; ширина│
│ │ │не менее 3 м;│не менее 3 м;│
│ │ │длина 150-200 м │длина 200-250 м │
├──────────────┼─────────────────────┴─────────────────┼────────────────┤
│ 0,5-2 │ Не требуется │За счет│
│ │ │расширения │
│ │ │земляного │
│ │ │полотна; ширина│
│ │ │не менее 3 м;│
│ │ │длина - 60-100 м│
└──────────────┴───────────────────────────────────────┴────────────────┘
Длину дополнительных полос для транспортных средств, ожидающих разгрузки, назначают в пределах 60-400 м в зависимости от мощности заготовительного пункта и его пропускной способности.
При интенсивности движения более 250 авт/ч устройство придорожных заготовительных пунктов не рекомендуется.
13.2.10. Размеры площадки для кратковременной стоянки определяют в зависимости от пропускной способности заготовительного пункта, наличия на нем пунктов питания.
13.2.11. Тупиковые заготовительные пункты, расположенные в отдалении от дороги, оборудуют в соответствии со схемой рис. 13.8.
13.2.12. При назначении ширины проезжей части подъездных участков к тупиковым заготовительным пунктам учитывают среднесуточную (на период уборки) интенсивность движения уборочных транспортных средств (определяемую с учетом роста урожайности сельскохозяйственных культур) и состав движения. В табл. 13.7 даны рекомендации по ширине подъездов к зерновым заготовительным пунктам с учетом того, что с увеличением их мощности в составе потока уборочных машин возрастает количество автопоездов.
13.2.13. На период подготовки и проведения уборочных работ в дорожных эксплуатационных организациях совместно с заинтересованными хозяйствами создают специальные механизированные отряды для содержания грунтовых участков дорог и обеспечения их проезжаемости.
Таблица 13.7
┌─────────────────┬───────────────────────────┬─────────────┬───────────┐
│Мощность зерновых│ Перспективная на период │ Ширина │ Ширина │
│ заготовительных │ уборки среднесуточная │ проезжей │ обочин, м │
│ пунктов, тыс. │ интенсивность движения │ части │ │
│ т/сут │ уборочных транспортных │ подъездных │ │
│ │ средств │ участков, м │ │
│ ├──────────┬────────────────┤ │ │
│ │ всего, │ в том числе │ │ │
│ │ авт/сут │ автопоездов, % │ │ │
├─────────────────┼──────────┼────────────────┼─────────────┼───────────┤
│ Более 10 │ 500-600 │ 35-50 │ 8,0 │ 2,0 │
│ 4-10 │ 400-500 │ 25-35 │ 7,5 │ 2,0 │
│ 2-4 │ 200-400 │ 10-15 │ 7,0 │ 2,0 │
│ 0,5-2 │ 100-200 │ 5-10 │ 7,0 │ 2,0 │
│ Менее 0,5 │Менее 100 │ До 5 │ 7,0 │ 2,0 │
└─────────────────┴──────────┴────────────────┴─────────────┴───────────┘
13.2.14. На грунтовых участках дорог с значительной пылимостью и интенсивностью движения в период уборки более 300 авт/сут следует проводить мероприятия по обеспыливанию. При невозможности обеспыливания рекомендуется организовывать одностороннее движение по кольцевым маршрутам или путем использования лесополос в качестве разделительных.
Часть III.
Обустройство автомобильных дорог
Глава 14.
Обслуживание движения