double arrow
Методы, используемые в процессе управления природопользованием

Природопользование - один из самых сложных объектов управления, оно находится на стыке взаимодействия естественных и общественных процес­сов. Отсюда - чрезвычайно важная роль научного обоснования управленче­ских решений на всех уровнях управления природопользованием.

Эффективность системы управления природопользованием в решающей мере определяется состоянием контроля и нормирования использования при­родных ресурсов. Необходимо разработать комплексную систему контроля, нормирования и стимулирования природопользования.

В управлении природопользованием используют различные методы воз­действия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население страны. Среди них наиболее широко распространены админист­ративно-правовые, организационные, социально-психологические и эконо­мические методы управления. Все эти методы в управлении природопользо­ванием должны применяться комплексно, в системе, при приоритете эконо­мических методов управления.

Административно-правовые методы управления заключаются в разра­ботке и издании правовых и административных актов, регулирующих орга­низацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц и населения страны по эконом­ному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязатель­ную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, ор­ганизаций, отдельных работников и население данного района.




Особое место в системе рационального природопользования занимают организационные методы, охватывающие процессы подготовки, принятие и реализацию решений, направленных на предотвращение и ликвидацию на­рушений, загрязнений окружающей среды, организацию малоотходных и безотходных технологий при использовании природных ресурсов. Организационные методы обеспечивают распределение функций в сфере управления, поддержание технологической дисциплины, контроля, обобщения опыта, рационализацию управления на основе достижения науки и техники.

Социально-психологические методы управления представляют собой сис­тему средств социального и психологического воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население данного района с целью обеспечения благоприятных погодных условий проживания человека, снижения заболеваемости населения, увеличение продолжительно­сти жизни людей и способности их к труду, сохранение эстетической цен­ности природных ландшафтов, заповедных зон и т.п.



Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.

Система цен, тарифов, платежей и штрафов призвана:

· обеспечивать рациональное и комплексное использование минеральных и других ресурсов;

· охрану и воспроизводство окружающей природной среды.

При использовании экономических методов отпадает необходимость прину­ждения коллективов и отдельных работников предприятий к снижению потерь полезных ископаемых при добыче и переработке, к восстановлению нарушенных земель, очистке сбрасываемых в водоемы вод и выбросов в атмосферу. Эти задачи решаются на основе использования системы экономического стимулирования рационального природопользования.

Конечные результаты работы предприятий должны быть тесно увязаны с эффективностью проводимых ими природоохранных мероприятий, чтобы каждый трудовой коллектив, и каждый работник были заинтересованы в соблюдении требований природоохранительного законодательства.

Все возрастающую роль в обеспечении охраны окружающей природной среды и рациональном использовании природных ресурсов играют методы оптимизации управленческих решений. Они основаны на широком использо­вании экономико-математических методов, сетевых моделей, автоматизиро­ванных систем управления и ЭВМ в разработке, оптимизации и принятии управленческих решений. С их помощью разрабатывают модели охраны природы в зоне действия промышленных предприятий, регионов страны и водных бассейнов. Подобные модели позволяют наблюдать будущие ситуа­ции, анализировать влияние различных проектов и решений на состояние природной среды, вносить коррективы и предложения по предупреждению последствий.

Средства, взимаемые с предприятий и организаций за загрязнение окру­жающей среды и нерациональное использование природных ресурсов, на­правляются на выполнение природоохранных мероприятий.

Надзор и контроль за состоянием природных ресурсов осуществляется также через систему кадастрового учета. Государственные кадастры природ­ных ресурсов представляют собой свод достоверных и необходимых сведе­ний о количественном и качественном состоянии соответствующих ресурсов, их правовом статусе и народнохозяйственном использовании. Согласно дей­ствующему законодательству в РК ведутся кадастры природных ресурсов - земельный, водный, лесной и месторождений полезных ископаемых.

За последние годы в Казахстане произошли коренные перестройки в структуре управленческого природоохранного аппарата. В 1988 г. в соответствии с Постановлением бывших ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 января 1988г. «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» в республике был создан Государственный комитет Каз ССР по охране природы (Госкомприрода). В его состав входили в то время пять управлений: экономики и организации природопользования, научно-технического прогресса, пропаганды экологических знаний и внеш­них связей, контрольно-инспекционного управления и главной экологической экспертизы. В 1992 г. в соответствии с указом Президента РК от 7 февраля 1992 года «О совершенствовании организации и деятельности органов государственного управления РК в условиях экономической реформы», а также Постановления Кабинета Министров в республике на базе Государственного Комитета по охране природы было образовано Министерство экологии и биоресурсов Республики Казахстан, куда вошли также Комитет лесного хо­зяйства, главное управление по охране рыбных запасов и контролю за при­родопользованием на рыбохозяйственных водоемах, Главное управление по охране животного мира и Государственное научно-производственное объе­динение промышленной экологии «Казмеханобр».

Контрольные вопросы:

  1. Понятие об управлении природопользованием.
  2. Объект, субъект и цели управления.
  3. Комплексность управления природопользованием.
  4. Руководство процессом ресурсопользования и природоохранной деятельности.
  5. Организационная структура руководства природопользованием.

Литература:

1. Тонкопий М.С. Экономика природопользования. Алматы: «Экономика», 2000 г.

2. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Экономика природопользования и рынок. Москва: «ЮНИТИ», 1997 г.

3. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). М: «Юрист», 1998 г.






Сейчас читают про: