Объекты и методы экологического управления (экоменеджмента)

Объектами экологического управления (экоменеджмента)являются:

а) качество элементов ОС, б) деятельность природопользователей, а также в) состояние их защищенности от неблагоприятных (вредных) антропогенных (техногенных) и природных воздействий.

Уровни систем экоменеджмента подразделяются на: государственный (в лице субъектов - государственных органов экоуправления), межфирменный («внешний» - в рамках предпринимательских ассоциаций, в т. ч ТНК) и внутрифирменный (в т.ч. производственный) экоменеджмент. За последние десятилетия (особенно после всемирного форума РИО-92 начал формироваться еще один, четвертый - международный уровень.

К методам (инструментам) экологического менеджмента относятся: информационные - методология ГИС и экологическое картографирование, экологический мониторинг и «экологический учет», экологическое образование, экологические исследования и разработки, экологическая маркировка и этикетирование, экологическая реклама, а также многие другие; административные - экологическое нормирование и стандартизация, «экосертификация» и «экологическое лицензирование», экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологический контроль и экоаудит (предупредительные меры), а также меры эколого-правовой ответственности, основывающиеся на санкциях (принудительные меры); экономические - экологические инвестиции, субсидии, дотации, кредиты, льготы, ускоренная амортизация и др. (стимулы), а также штрафы, платежи, налоги и др. финансовые взыскания («эколого-экономическая ответственность»;. Комплексные (смешанные) меры (например, создание «экологических фондов), являются инструментами эколого-экономического взыскания и стимулирования одновременно. При этом обязательное экологическое страхование также можно считать смешанной административно-экономической мерой. Перечень указанных методов экоменеджмента не является исчерпывающим, так как данная область считается относительно молодой и продолжающей развиваться.

В зависимости от форм взаимоотношений Общества и Природы различаются и формы экоменеджмента, к которым относят: «управление природопользованием», «управление охраной ОС» и «управление безопасностью в экологической сфере». Они, имея сходные черты, в то же время характеризуются и особенностями и наборе применяемых ими управленческих методов (мер).

Так, управление природопользование (от англ. «nature management administration»), определяемое как управление деятельностью, связанной с извлечением полезных свойств из природных объектов (ресурсов) и их использованием для удовлетворения различных потребностей общества и человека или, как иногда говорят, «управление природными ресурсами» и даже «управление Природой», часто использует следующие методы: учет, в основном статистический и кадастровый(например, земель или лесов; социально-экономическую оценку природных ресурсов; экологические налоги, платежи за пользование природными ресурсами; методы мониторинга (в том числе, земель) и экспертизы запасов тех или иных природных ресурсов (в частности, недр); нормирования их количества (например, стоимости земельных участков), стандартизации и сертификации их качества (например, древесины «на корню»); лицензирования и выдачи разрешений для осуществления работ в области использования природных ресурсов (недр, объектов животного мира и др.); а также применение различных санкции за нарушения и другие меры, регулирующие недра-, водо-, лесопользование и иные виды природопользования.

Управление охраной окружающей природной среды - это разработка и реализация комплексе мер ( технических, административно-правовых, экономических и др.), направленных на рациональное использование, сохранение и воспроизводство природных объектов (в целом, а не только их полезных ресурсов), а также на улучшение качества окружающей человека среды. Таким образом, управление природопользованием, по-видимому, можно (хотя бы частично) включить в управление охраной окружающей среды. Последний термин иногда трактуют еще как обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих вредное воздействие антропогенной деятельности на окружающую природную среду, а также как рациональное использование природных ресурсов, обеспечивающее их воспроизводство.

При управлении охраной окружающей среды применяют не только общие с природопользованием вышеуказанные методы, но и свои, особенные - «природоохранные»: статистический учет (наблюдение) видов и источников неблагоприятного воздействияна окружающую среду (например, по форме № 2-тп-воздух и др.), «экологические платежи» за загрязнениеокружающей среды, экологический мониторинг (контроль) источников ее загрязнения, оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологическую экспертизу, экологическое нормирование вредных воздействий(например, на водные объекты), экологическую стандартизацию (в том числе, ГОСТ 24525-80), а также экологическую паспортизацию объектов и территорий (например, ГОСТ 17.0.0.04.90).

Сюда можно отнести и систему обязательной сертификации по экологическим требованиям, зарегистрированную Госстандартом в Государственном реестре под номером РОСС RU.0001.01ЭТОО на Государственный комитет по охране окружающей среды, выдачу различных разрешений и лицензирование в области охраны окружающей среды и ее мониторинг.

Применение санкций за нарушения правил охраны ОС, как и в природопользовании регулируется через экологические законы и кодексы (в том числе уголовный, гражданский, об административных правонарушениях и др.).

Управление безопасностью в экологической сфере это управление состоянием (положением) объекта управления, при котором отсутствуют (нейтрализованы) угрозы жизненно важным интересам личности, общества и государства со стороны природных объектов, нарушенных (в т. ч. загрязненных ) длительной техногенной деятельностью или в результате внезапной аварии (катастрофы) природного и техногенного характера.

Управление безопасностью в экосфере является важнейшей задачей экоменеджмента.

Рассматривая функции зкоменеджмента и их особенности, необходимо выделить: техническую (например, экологически чистое, безотходное производство, «инженерные» меры по охране ОС), коммерческую (в т. ч, экологический маркетинг), финансовую (привлечение капиталов в экологическую сферу и эффективное распоряжение ими), страховую (экологическое страхование), учетную (кадастры природных ресурсов и т.д.) и организационно-административную (регулирование природопользования и охраны ОС, экологический контроль и др.). Если прочие функции оперируют природными ресурсами, материалами, финансами и другими техническими или экономическими показателями деятельности, то организационно-административная функция воздействует на людей, то есть является социальной. Под ней ошибочно иногда понимают управление в целом. Однако помимо административной функции к функциям управления относятся все вышеуказанные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: