Человек и природа в произведениях мировой литературы
Варианты тем сочинения
«Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует» (Иоганн Вольфганг Гёте).
«Человек разрушит мир скорее, чем научится в нем жить» (Вильгельм Швебель)
«Природа - творец всех творцов» (Иоганн Вольфганг Гёте)
«В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло» (Л.Н.Толстой)
«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери)
«Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно» (Иоганн Готфрид Зейме)
«И что только ни делает с человеком природа!» (Ф.Г.Раневская)
«Леса учат человека понимать прекрасное» (А.П.Чехов)
Возможные тезисы (основные мысли сочинений) и список произведений к ним:
Человек и природа - единое целое. Все мы - порождение природы, ее часть
И.С.Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети»
|
|
М.Пришвин «Кладовая солнца»
В.П. Астафьев «Царь-рыба»
Э. Хемингуэй «Старик и море»
Лирика 19 века
Окружающая природа может изменить человека, сделать его счастливым.
В.М. Шукшин «Старик, солнце и девушка». «Залетный»
Ф.Абрамов "Есть, есть такое лекарство"
Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями».
Л.Н.Толстой «Война и мир». Эпизоды «Ночь в Отрадном», «Дуб».
К. Г. Паустовский. Рассказы
Необходимо бережно относиться к природе.
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
В.Г.Распутин «Прощание сМатерой»
Б.Васильев «Нестреляйте в белых лебедей»
Ч. Айтматов «Плаха»
Лирика серебряного века
Мы в ответе за тех, кого приручили. Проблема ответственности человека за свои поступки.
Л.Андреев «Кусака»
Н.Д. Телешов «Белая цапля».
А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Б.Ш. Окуджава «Мышка»
Цитаты к сочинениям
«Пойми живой язык природы — И скажешь ты: прекрасен мир!» Иван Никитин
«Удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми: все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какою была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять». Михаил Лермонтов
«Чем выше гений поэта, тем глубже и обширнее понимает он природу и тем с большим успехом представляет нам ее во взаимосвязи с жизнью» Виссарион Белинский
«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» Леонардо да Винчи
«Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать: кто жесток с животными, тот не может быть добрым человеком». Артур Шопенгауэр
|
|
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...» Тютчев Ф.И.
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами» Вернадский Владимир Иванович
«Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней – один из элементов нравственности, частица мировоззрения» Паустовский К.Г.
«Экология стала самым громким словом на земле, громче войны и стихии. Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды, никогда прежде не существовавшей перед человечеством» Распутин В.Г.
«Расплата в этом мире наступает всегда. Есть два генеральных прокурора: один — тот, кто стоит у ваших дверей и наказывает за проступки против общества, другой — сама природа. Ей известны все пороки, ускользающие от законов». Дени Дидро
«В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло». Л. Толстой
«Когда наши потомки увидят пустыню, в которую мы превратили Землю, какое оправдание они найдут для нас?» Айзек Азимов
«Человека можно назвать нравственным лишь тогда, когда жизнь для него настолько священна, что он ценит жизнь растений и животных наравне с жизнью своего ближнего, и когда он с готовностью посвящает себя помощи всем живым существам, которые в этой помощи нуждаются». Альберт Швейцер
«И стебелек травы достоин великого мира, в котором он растет.» Рабиндранат Тагор
«Ни злом, ни враждою кровавой
Доныне затмить не могли
Мы неба чертог величавый
И прелесть цветущей земли». Д.Мережковский
«В природы грубом красноречье
Я утешение найду.
У ней душа-то человечья». Варлам Шаламов
«Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами". В. И. Вернадский
О произведениях:
В. Астафьев “Царь-рыба”
Почему же "забылся в человеке человек", почему "жадность его обуяла"? - тревожится автор. Всех его персонажей можно условно разделить на уходящих от мира и старающихся жить с ним в гармонии. Люди злоупотребляющие неминуемо становятся разрушителями.
В центральной главе повествования "Царь-рыбы" браконьер Игнатьич изловил огромного осетра, но не но не смог с ним справиться. Рыба утащила его в воду, и долго, бесконечно долго находились реки "царь" и всей природы "царь" в одной ловушке. Но удивительное дело: в момент возмездия, когда страх смерти и угрызения совести терзают браконьера, происходит вдруг слияние вечно меняющихся ролями мучителя и мученика - человека и природы. Но не возвышенно-легкое, когда, как в главе "Капля", душа природы внятна человеку. Отягощена свершенным злом душа браконьера, и терпит он великие муки. Израненные, человек и "царица" рек встречаются в равном бою со стихией. Теперь "царь" природы уже не управляет ситуацией, природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей смерти. И Игнатьич просит: "Господи, отпусти эту рыбу!" Сам он этого сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в руках у природы.
Но природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния. Игнатьич - умный человек, он понимает свою вину и искренне раскаивается в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь. Это происшествие заставляет его вспомнить все давние грехи и проступки и подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет здесь. Идея повествования Астафьева состоит в том, что человек должен жить в мире с природой, не разрушать гармонии природы, не грабить ее.