Тема исследования: «Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам»

Целью данного исследования является определение роли ИТ в современном образовательном процессе в контексте обучения иностранным языкам.

Основная задача исследования – определение ценности и актуальности использования ИТ в методике преподавания иностранных языков. Также необходимо проиллюстрировать возможности ИТ в данной сфере, классифицировать способы использования компьютерных технологий и выявить преимущества и недостатки данного метода.

Соответственно, применение новых информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам и является объектом данного исследования.

Введение:

В последнее время вопрос применения новых информационных технологий становится все более актуальным. Одной из отличительных особенностей современного этапа развития общества является процесс информатизации, который приобрел в последние годы поистине глобальный характер. Именно воздействие информационных технологий является причиной кардинальных изменений во многих сферах деятельности людей.

Сейчас под информационными технологиями чаще всего понимаются именно компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и непосредственно программного обеспечения для создания, обработки, хранения, а также передачи и получения информации.

Вместе с этим стоит отметить, что за последние годы существенно изменился статус иностранного языка в российском обществе, чему способствовало стремительное вхождение России в мировое сообщество. Знаниеиностранных языков и компьютерных технологий в наши дни стало рассматриваться как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста.

Под применением ИТ понимают не только применение компьютеров, но и использование существенно новых методов преподавания иностранного языка, а также инновационный подход к процессу обучения в целом.

Внедрение ИТ способствует достижению более высокого качества обучения, увеличению доступности образования, формированию гармоничного развития личности информационном пространстве. В этом и заключается главная цель модернизации образования.

Для достижения этой цели необходимо создание информационно-образовательной среды - инновационной среды, созданной средствами новых информационных и коммуникационных технологий и являющейся составной частью среды обучения.

Средства и классификация:

Сфера применения компьютерных технологий в обучении иностранным языкам необычайно широка, т. к. использование компьютера предоставляет возможность работы в интерактивной среде обучения. Компьютер может быть эффективно использован для наглядного представления материала, расширения словарного запаса, визуализации и улучшения запоминаемости изучаемых конструкций языка, а также тренинга определённых умений и навыков.

Наиболее широкое распространение получили мультимедийные технологии, основу которых составляет звук, текст и видео. Применение ИТ на уроках иностранного языка может включать в себя

· прослушивание различных текстов для аудирования,

· просмотр видеоматериалов лингвострановедческого характера или же ведение телемоста с использованием веб-камер,

· создание проектов мультимедийных презентаций,

· использование образовательных ресурсов Интернета — энциклопедий, электронных словарей, учебников и пособий,

· возможность проведения он-лайн тестирования и т. д.

Использование компьютерных технологий возможно при изучении практически любой темы.

Среди технических средств стоит отметить использование интерактивных досок, CD и DVD дисков, мультимедийных проекторов.

Вместе с тем даже базовое использование компьютерных технологий может быть крайне эффективным. К примеру, при обучении грамматике можно задействовать демонстрацию схем, таблиц, графиков, диаграмм, рисунков на экраны персональных компьютеров или же использовать их в виде распечаток на принтере. При удачном цветовом оформлении, голосовом сопровождении (произнесение примеров на иностранном языке) материал будет восприниматься легче и быстрее. А при наличии домашних персональных компьютеров у всех обучаемых материал можно будет сохранять на цифровых носителях (CD-, DVD-диски, flash-карты).

Одним из актуальных нововведений стало использование интерактивной доски как средства повышения эффективности процесса обучения за счет наглядности и динамичной подачи материала. На сегодняшний день наиболее популярным ПО для интерактивной доски являются программные оболочки «Notebook» и«Lynx 4». Среди их преимуществ простота применения и удобный интерфейс. Данное программное обеспечение позволяет одновременно работать с текстом, графическим изображением, видео и аудиоматериалами, управляя процессом работы с помощью указки по сенсорной поверхности доски. Особенно полезной при выполнении подобных заданий является флэш-анимация, готовые схемы можно найти в интернете и заполнить их необходимым тематическим материалом.

Стоит упомянуть эффективность аудирования, использование которого невозможно без технических средств. Именно с аудирования начинается владение устной коммуникацией, которое складывается из умения дифференцировать воспринимаемые звуки и интегрировать их в смысловые комплексы. В обучающих программах используются средства визуализации в виде анимации, иллюстрирующей движение органов речи, и осциллограммы, показывающей амплитуду колебания звука, что позволяет студентам наглядно представить процессы, сопровождающие процесс производства речи.

Одной из самых важных задач преподавателя на уроке иностранного языка является формирование коммуникативной компетенции ученика. Помочь в этом могут аутентичные материалы, в том числе, видеофильмы и различные видеоматериалы. Существует огромное количество видеоматериалов, которые по стилю передаваемой информации можно разделить на:

· художественные (мультфильмы, художественные фильмы),

· научно-популярные,

· публицистические (интервью с известными людьми, документальные и учебные фильмы),

· информационные (рекламные ролики, фрагменты новостей или телепередач),

· страноведческие.

Видеоматериалы помогают создать атмосферу реальной языковой коммуникации, восполнив отсутствие естественной языковой среды, а также способствуют возникновению эффекта соучастия, делая процесс усвоения материала более эмоциональным и активизируя внимание ученика.

Разумеется, широкое распространение при обучении иностранному языку получило использование образовательных ресурсов Интернета. Использование Интернет-технологий предполагает увеличение контактов, дает возможность обмениваться социокультурными ценностями, преодолеть коммуникативный барьер, развивать творческий потенциал. Также среди основных функций — поиск информации, развитие лексико-грамматических умений перевода и контроль правильности перевода, расширение кругозора учащихся на основе лингвострановедческого материала глобальной сети, обучение различным видам анализа текста. Интернет можно использовать и для самостоятельного изучения иностранного языка.

Для аналогичной цели подходит и обучение с помощью мультимедийных программ на CD­ или DVD дисках, электронных учебников и пособий. Обучающие программы по иностранному языку способствуют росту мотивации учащихся, развитию базовых умений, выработке навыков контроля и самоконтроля учащихся.

Невозможно представить образовательный процесс без мультимедийных презентаций. Благодаря проектной деятельности учащиеся могут самостоятельно выбрать тему своей творческой работы, и, используя различные источники информации, выбрать способ ее демонстрации. Метод проектов наиболее полно отражает основные принципы личностно ориентированного подхода, базирующегося на принципах гуманистического направления в психологии и педагогике. Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран. Особое значение имеет эгофактор, т.е. возможность сообщать, о чем обучающиеся думают, что планируют, чем увлекаются.

Компьютер широко используется и как средство осуществления контроля над деятельностью обучаемых. В зависимости от возможностей, обучающиеся могут пройти тестирование на персональных компьютерах в локальной сети учебного заведения или в сети Интернет. Быстрое получение результатов при таком тестировании позволяет преподавателю своевременно корректировать учебный процесс, предупреждать отставания, проводить индивидуальную работу с учащимися. Учащемуся же это помогает понять, каких успехов он достиг в изучении иностранного языка и над чем ему нужно больше работать. Этот вид работы у нас практикуется в период подготовки к экзаменам, проводимым в форме компьютерного тестирования, а также во время подготовки к промежуточному государственному контролю (ПГК).

Недостатки использования ИТ:

Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя в учебном процессе. Здесь необходимо тщательное планирование времени работы с компьютером, использование его только тогда, когда этого требует образовательный процесс.

Частой ошибкой при использовании компьютерных технологий в процессе обучения является постоянное проведение времени обучаемых у компьютера. Нужны разнообразные формы учебной деятельности, которые должны быть скомпонованы таким образом, чтобы компьютер становился не самоцелью, а лишь логическим и очень эффективным дополнением к учебному процессу.

Заключение:

Применение компьютеров на уроках иностранного языка значительно повышает интенсивность образовательного процесса. Интерактивное обучение с помощью обучающих технологий способствует реализации целого комплекса методических, педагогических, дидактических, психологических принципов. Использование мультимедийных средств, компьютера и сети Интернет помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и их уровня знаний, а также предоставляет мотивацию к дальнейшему изучению языка.

Библиография:

1. Панов Е.И., Кузовлев В.П., Коростелев В.С. Цель обучения иностранным языкам на современном этапе развития общества. // Иностранные языки в школе. No 6, 1987.

2. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.

3. Касьянова В. П. Использование новых технологий при обучении иностранному языку на начальном этапе [Текст] / В. П. Касьянова, Т. Л. Кучерявая // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). — Уфа: Лето, 2011. — С. 129-132.

4. Зенкина, С. В. Информационно-коммуникационная среда, ориентированная на основные образовательные результаты [Текст] / С. В. Зенкина. – М.: Просвещение, 2007. – 260 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: