Потребители вступают в конкуренцию с отраслью, стремясь снизить цены, приобрести товары или услуги более высокого качества и сталкивая конкурентов друг с другом; и все это делается за счет реализуемой в отрасли прибыли. Сила каждой из наиболее важных групп потребителей в отрасли зависит от факторов, которые характеризуют рыночную ситуацию.
Группа покупателей обладает большой силой, если она соответствует следующим критериям:
1) она сконцентрирована или покупает большие объемы относительно объемов продаж поставщиков;
2) продукция, которую она покупает, представляет важную часть затрат или закупок в отрасли производства;
3) продукция, которую она покупает, стандартизована или недифференцирована;
4) она нечувствительна к издержкам конверсии;
5) ее нормы прибыли невелики;
6) от продукции отрасли не зависит решающим образом качество собственной продукции или услуг потребителя;
7) она хорошо информирована.
Возможности поставщиков
Поставщики могут оказать давление, угрожая поднять цену или снизить качество товаров или услуг. Поставщики, имеющие сильные позиции, могут снизить прибыльность отрасли, которая не в состоянии покрыть рост издержек путем повышения цен. Условия, которые делают поставщиков сильными, сходны с теми, которые придают силу группам покупателей.
Группа поставщиков считается сильной, если она соответствует следующим критериям;
1) в ней доминируют несколько компаний, концентрация в ней выше, чем в отрасли, которой она продает свою продукцию;
2) ей не приходится конкурировать с заменителями продукции, которые она продает отрасли;
3) рассматриваемая отрасль не является одним из ее наиболее важных заказчиков;
4) ее продукция имеет решающее значение для отрасли;
5) ее продукция дифференцирована;
6) она представляет реальную угрозу для проникновения покупателей в ее отрасль посредством вертикальной интеграции.
По мнению Портера, компания может сама определить свои сильные и слабые стороны (в своей отрасли), анализируя силы, которые влияют на конкуренцию в данной отрасли, и причины, лежащие в их основе.