ВР на комбинированный зрительно-слуховой сигнал, мс

Возраст, лет Мальчики Девочки Студенты колледжа
      Мужчины Женщины
3 ½        
8 ½     - -

Аналогичная картина была ранее (еще в 1927 г.) получена А. Р. Лурия и его сотрудниками при изучении ВР детей на различные словесные сигналы (в ассоциативном эксперименте). По их данным, ВР у подростков 16 лет вдвое короче, чем у детей 8 лет. Если ВР восьмилетних детей в среднем равнялось 2,7 с, то ВР подростков характеризовалось величиной всего 1,2 с.

В соответствии с современными трактовками информационной природы сигналов были установлены соотношения информационных и возрастных факторов, определяющих время реакций. При таком важном уточнении оказалось, что ВР есть функция информации стимула и возраста. Вместе с тем общая картина возрастных изменений ВР подтвердилась и при этом уточнении.

В литературе описаны значительные вариации ВР, связанные с информационной природой стимула, социальным развитием и образованием, отношением к задаче, тренированностью испытуемых и т. д. Однако эти вариации всегда находятся в определенных, уже известных нам возрастных диапазонах ВР. По этим диапазонам можно выделить известный оптимум временных характеристик сенсомоторных и речемыслительных реакций, который совпадает с периодом юности и молодости («студенческим возрастом»). Ни по одному виду реакций такой оптимум не располагается в каком-либо из детских возрастов. В детских возрастах не обнаружен такой оптимум даже по отношению к самым элементарным сенсомоторным реакциям, что свидетельствует о незавершенных в этих возрастных фазах процессах сенсомоторного развития.

Сопоставим описанные важные выводы из психологических исследований с выводами, полученными П. П. Лазаревым и его сотрудниками. На протяжении многих лет они изучали чувствительность различных модальностей (периферического зрения, слуха, кинестезии) у людей разных возрастов. На основании ряда серий подобных исследований П. П. Лазарев пришел к выводу, что чувствительность «для периферического зрения, для слуха, для центров движения и, вероятно, для других центров зависит от возраста»*. На рис. 11 изображена кривая возрастных изменений средних значений этих видов чувствительности (обозначается как Е0, из хода которой видно, как постепенно возрастает уровень чувствительности, достигая максимума к 20 годам жизни**.

* Лазарев П. П. Современные проблемы биофизики. – М.: Изд. АН СССР, 1945. – С. 98.

** Там же. - С. 99.

Рис. 11. Обобщенная кривая возрастной изменчивости слуховой, зрительной, периферической и кинестетической чувствительности (по П. П. Лазареву)

Пороговые значения, полученные для двадцатилетнего возраста, как полагал П. П. Лазарев, могут быть использованы в качестве эталона сенсорного оптимума, по сличению с которым можно определить возраст любого человека. «Определение возраста, – замечает П. П. Лазарев по поводу такого способа, – делается с точностью около 3-5 лет»*. Он особенно подчеркивает то обстоятельство, что эталоном для разных видов чувствительности избирается один и тот же двадцатилетний возраст: «...оптимальная чувствительность к внешним воздействиям на глаз при периферическом зрении наблюдается около 20 лет. В этом же возрасте имеется максимальная слуховая чувствительность (Лазарев, Беликов). Около этого возраста имеется и максимальная чувствительность двигательных центров. В возрасте около 20 лет восприимчивость указанных выше центров является повышенной...»** С некоторыми дополнениями эти выводы были подтверждены последующими экспериментальными работами.

* Там же. - С. 100.

** Там же.

Различительная чувствительность глаза по отношению к яркости ахроматических объектов возрастает весьма значительно, например в возрасте 16 лет она в 2,5 раза больше, чем у 6-летних детей. По данным Л. А. Шварц, различительная цветочувствительность заметно повышается с возрастом. По сравнению с первоклассниками у учащихся третьего класса она возрастает в среднем на 45 %, а у учащихся пятых классов – на 160 %*. Аналогичные явления были обнаружены в лаборатории С. В. Кравкова в отношении возрастных изменений электрической чувствительности глаза. Результаты многих исследований возрастной эволюции различительной чувствительности глаза были обобщены С. В. Кравковым (рис. 12)**.

* Шварц Л. А. Развитие цветоощущения у детей школьного возраста // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. – Т. 25. – Вып. 3. – М., 1948. – Л. А. Шварц установила вместе с тем, что абсолютная цветочувствительность постепенно снижается уже в эти годы.

** Кравков С. В. Глаз и его работа. - Изд. АН СССР, 1950. - С. 231.

Рис. 12. Изменение различительной чувствительности глаза в зависимости от возраста

Сравнительно с данными П. П. Лазарева сенсорный оптимум здесь передвинут еще выше, к 25 годам жизни.

Следует отметить также, что гетерохронность созревания и развития различных функций даже одного и того же анализатора существенно осложняет картину. Мы не имеем возможности останавливаться на этом важном вопросе, укажем только, что он специально освещен в нашей работе, написанной совместно с Е. Ф. Рыбалко*. С помощью корреляционного анализа экспериментальных данных о развитии зрительно-пространственных функций у детей от 4 до 16 лет (сравнительно со взрослыми) Е. Ф. Рыбалко обнаружила некоторые закономерности их онтогенетического взаимодействия, в том числе явления периодического понижения остроты зрения при расширении границ монокулярных полей зрения в отдельные периоды развития. Гетерохронность развития может быть следствием подобных коррелятивных изменений.

* Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей.

Гетерохронность функций в другой модальности (кинестезии) можно показать на экспериментальных данных К. X. Кекчеева (табл. 6)*.

* Кекчеев К. X. Интерорецепция и проприорецепция и их значение для клиники. – М.: Медгиз, 1946.– С. 148.

Таблица 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: