Возраст, лет | |||||
Группы | |||||
Женская | |||||
Мужская |
В. И. Сергеева отмечает, что если зрительное поле 14-15 и даже 16-летних мальчиков по своему объему мало чем отличается от поля зрения 10-11-12-летнего подростка, то поле зрения девочек 13-14-15 и тем более 16-летнего возраста более чем на 1000 кв. ед. шире зрительного поля 10-11-12-летних девочек. Значительный рост объема поля зрения девочек, по мнению В. П. Сергеевой, связан, вероятно, с более быстрым развитием их в процессе полового созревания. Этим же, возможно, объясняется более позднее, но весьма интенсивное увеличение объема зрительного поля у мальчиков к 17 годам, когда происходит выравнивание периметрических показателей обеих групп.
Что касается структуры полей зрения, то она также своеобразно изменяется в процессе развития у мальчиков и девочек. Наиболее важным симптомом структурного изменения поля зрения является факт более раннего у девочек установления абсолютного преобладания горизонтали над вертикалью. Поэтому можно и в отношении структуры поля зрения отметить ту же закономерность, которая проявляется в отношении объема общей площади поля: у девочек наблюдается более интенсивный рост величины поля зрения и становление его структуры в более раннем возрасте (с 13 лет), чем у мальчиков.
|
|
В отношении поля зрения половые различия проявляются как фактор, дополнительный к возрастному. Сами по себе половые различия специфически не характеризуются каким-либо функциональным механизмом, имеющимся у одного пола и отсутствующим у другого, не определяют они и какой-либо особенной констелляции или уровня развития свойств зрительного поля. Действие фактора полового диморфизма каталитическое: он ускоряет внутренние процессы созревания зрительной системы и достижение ее зрелости в более ранние сроки у девушек, что стоит в непосредственной связи с процессом общесоматического и полового созревания и объективной необходимостью их сенсорного обслуживания. Вместе с тем возможно тормозящее действие фактора полового диморфизма в отношении других сенсорных функций, например в сфере восприятия времени.
Таблица 17