double arrow

Формирование научного мировоззрения учащихся



План:

1. Сущность, виды, структура и функции мировоззрения.

2. Формирование у школьников основ научного мировоззрения в учебно-воспитательном процессе.

3. Экономическое воспитание как часть формирования мировоззрения учащихся.

4. Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников.

5. Дидактические и воспитательные условия формирования научного мировоззрения учащихся.

Основные понятия: мировоззрение, научное мировоззрение, религиозное мировоззрение, обыденное или житейское мировоззрение, знания, взгляды, убеждения, идеалы, экономическое воспитание, экологическое воспитание.

Сущность, виды, структура и функции мировоззрения.

Уровень личностного развития человека во многом определяется тем, насколько он овладел научным мировоззрением. Осмысливая сущность мировоззрения как важнейшей личностной характеристики человека, следует прежде всего обратить внимание на лексическую структуру этого термина. Он состоит из двух слов «мир» и «воззрение». Последнее означает «взгляд, взирание» вокруг, то есть осознание окружающего. В общем плане мировоззрение – это специфическая форма сознания человека, его взгляды на окружающий мир и свое место в нем.




В философском понимании «мировоззрение – это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности». В основе мировоззрения лежит миропонимание, то есть совокупность определенных знаний о мире, его возникновении и развитии. Какие-то свои представления и взгляды, свое отношение к происходящим в природе и обществе явлениям имеются у каждого человека. Но их качественная характеристика различна в зависимости от житейского опыта и научной подготовки. В связи с этим различают два основных вида мировоззрения:

- обыденное или житейское мировоззрение (оно есть на разных уровнях у каждого человека, основано на здравом смысле и житейском опыте);

- научное мировоззрение (в его основе лежит теоретическое осмысление сущности и причинно-следственных связей, т.е. закономерностей, характеризующих развитие природных и общественных явлений.

Можно говорить о различных полноте и глубине научного мировоззрения. В процессе школьного обучения и воспитания необходимо формировать именно научное мировоззрение как специфическую форму сознания человека, в которую включены система научных знаний, взглядов, идеалов и убеждений, выражающих его отношение к развитию природы и общества, определяющих жизненную, гражданскую позицию.



Можно выделить и такие виды мировоззрения, как религиозное (понимание человеком окружающей действительности с точки зрения веры в бога, глубокой убежденности в божественном происхождении жизни на земле, в существовании божественного предопределения жизни каждого человека), политическое (видение сущности всего происходящего через призму определенных политических взглядов и убеждений). Система взглядов человека на окружающую действительность может носить сугубо художественно-эстетический характер, когда человек воспринимает мир через призму определенных художественно-эстетических воззрений.

Существует гуманистическое мировоззрение как совокупность идей, в основе которых лежит признание человека, его жизни и личностного достоинства центром всего сущего. Все виды мировоззрений имеют право на существование, кроме тех систем восприятия и понимания мира, которые лежат в основе поступков, деятельности, наносящих непоправимый ущерб жизни на земле, личности человека. В этом смысле можно говорить о технократическом мировоззрении, в соответствии с которым цель оправдывает любые средства ее достижения и этой целью является не развитие личности человека, а, допустим, средства достижения материального благополучия. Печально известны такие системы взглядов, как нацизм и расизм, допускающие возможность уничтожения людей только за то, что они не принадлежат к определенной нации или расе.

Приведенные определения сущности мировоззрения и примеры его видов позволяют представить его общую структуру.

В качестве важнейших структурных компонентов мировоззрения выступают:

а) система знаний (мы определили как наиболее востребованное обществом на современном этапе научное мировоззрение, поэтому речь идет о системе научных знаний);

б) взгляды;

в) убеждения;

г) идеалы.

Знания являются объективным компонентом мировоззрения и представляют собой систему научных истин и фактов, которые воспринимаются и осмысливаются, понимаются как объективные проявления природы и общества. В этом смысле эти истины, факты, информация воспринимаются людьми одинаково (как, например, законы природы, описание исторических событий). Но не объективные знания определяют мировоззрение человека. Иоганн Гете писал: «То, что я знаю, знать может каждый, а сердце такое лишь у меня». Иными словами, знания приобретают для каждого человека субъективный смысл и становятся взглядами и убеждениями, в которых и проявляется мировоззрение. Взгляды – это суждения, основанные на знаниях и выражающие собственное отношение человека к тому, что он познал.

Убеждение – качественно более высокое состояние взглядов. Это такие знания, идеи, теории, концепции, в которые человек верит как в непреложную истину и которые являются для него руководством к действию. Взгляды, несомненно, имеют большое значение для миропонимания человека и оказывают влияние на его поведение, но прямой переход от взгляда к поступку, к действию может и не произойти, если взгляды не превратились в убеждения. Убеждения – это не нечто «знаемое» и «понимаемое», это знания и отношение к ним, перешедшие во внутреннюю позицию человека.

Выполняя регулятивную функцию, убеждения определяют весь духовный строй личности – ее направленность, ценностные ориентации, интересы, желания, чувства, поступки. Убеждения заключают в себе веление действовать в соответствии с познанной человеком необходимостью. Убеждения в рамках научного мировоззрения основывается на понятиях, суждениях, умозаключениях, гипотезах, теориях, которые отражают наиболее существенные, закономерные связи и отношения объективной действительности. Они основываются на достоверных научных фактах (элементах научного знания).

Факты действительности становятся фактами науки как основы научного мировоззрения, если они поднимаются до уровня теоретических обобщений. Отражая общие и наиболее существенные стороны множества явлений, обобщения служат средством их объяснения и предвидения, дают принципы решения не только тех задач, на основе которых они были выведены, но и всех других, относящихся к данной целостности. На протяжении формирования научного мировоззрения у школьников необходимо вырабатывать именно мировоззренческие обобщения.

Среди мировоззренческих обобщений чрезвычайно важная роль принадлежит методологическим идеям,в которых с наибольшей полнотой и глубиной раскрываются внутренние законы действительности. Отражая не только сущностное, но и должное, такого рода идеи выступают одним из механизмов организации и получения научного знания, лежащего в основе научного мировоззрения. Поэтому в процессе формирования научного мировоззрения учащихся надо уделять особое внимание формированию методологических понятий, обобщений, идей, характеризующих действительность и ее теоретические описания.

Научное мировоззрение во всей полноте его структуры выполняет ряд важных функций:

- просветительная функция состоит в том, что научное мировоззрение делает для человека понятным мир природы и общества, формирует просвещенное сознание, избавляет от социальных, политических, религиозных предрассудков и пережитков, обогащает человека системой духовно-ценностных ориентаций;

- воспитательная функция мировоззрения реализуется в результате того, что принятые на основе познанного взгляды и убеждения требуют от человека формирования у себя определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности (воспитывается воля, твердость характера, гуманизм, чувства ответственности и долга, формируются эстетические идеалы общественной и личной жизни);

- развивающая функция заключается в том, что работа по усвоению мировоззрения включает в активную деятельность мышление, делает его гибким, творческим, изучающим явления в движении, взаимосвязи. Развивается способность к новым обобщениям, к творческому осмыслению явлений природы и общества;

- организационная функция мировоззрения проявляется в том, что оно является исходной позицией в практической деятельности людей. Научное мировоззрение является активным организующим началом в жизни человеческого общества, в эволюционном преобразовании экономики, образа жизни;

- прогностическая функция научного мировоззрения, основывающегося на знании законов природного и общественного развития, проявляется в научно-теоретическом и практическом осмыслении направлений, тенденций общественного бытия, в выдвижении идей по созиданию будущего в настоящем.

Мировоззрение как цельное личностно-психологическое образование формируется у школьников в целостном педагогическом процессе (в процессе обучения и воспитания), одновременно влияющем на развитие их сознания, чувств, воли и поведения. В его задачи входит формирование научных знаний, взглядов и убеждений, критического отношения к антинаучным и антиобщественным представлениям. Его неотъемлемой частью являются интеллектуальные чувства, диалектическое мышление, умение объективно оценивать явления природы и общества, исходя из научных данных, способность твердого проявления воли, решительности при реализации своих убеждений.

Эти задачи решаются в учебно-воспитательном процессе с помощью овладения наукой, а также в результате нравственного, культурологического (эстетического, художественного воспитания), экономического и экологического воспитания.

Формирование у школьников основ научного мировоззрения в учебно-воспитательном процессе.

Формирование мировоззрения – это долговременный и сложный процесс развития в органическом единстве и одновременно научного сознания, базирующегося на научных знаниях, культуры мышления, чувств и эмоциональных отношений, целеустремленности и культуры волевых действий.

Педагогика исходит из научно-философских основ учебного плана, которыми обусловливается отбор основных предметов, способных в совокупности достаточно полно раскрыть перед учениками мировоззренческую картину мира и обеспечить научной базой их практическую деятельность. Этим обеспечивается внутренняя логика взаимосвязи и взаимозависимости подлежащих изучению школьниками наук.

Все учебные предметы имеют две педагогические задачи:

- раскрытие законов и изучение фактов конкретной науки (прямая педагогическая задача);

- включение фактов и законов изучаемого учебного материала в целостную систему научного мировоззрения школьника (косвенная педагогическая задача).

Косвенная задача педагогического процесса и профессиональной деятельности учителя, воспитателя является не менее важной, чем прямая, можно утверждать, что она предстает как одна из важнейших для учителя.

Научное мировоззрение формируется прежде всего в процессе изучения учащимися предметов естественно-математического цикла. Учитывая возрастные особенности детей, учителя математики, физики, информатики, химии и т.д. имеют возможности раскрыть перед ними идею материальности мира природы. На основе учета принципа межпредметных связей в процессе обучения можно показать единство материальной действительности, взаимосвязь и взаимозависимость различных форм существования и движения материи. Необходимо теоретически и на практике показать учащимся непреложный факт постоянного развития, движения и изменения материи и бесконечность процесс познания ее человеком.

В ходе научного познания естественного мира как диалектически развивающейся, целостной материальной системы у школьников формируется диалектическое мышление, совершенствуются познавательные процессы, развивается интеллект.

Важное значение для формирования мировоззрения как совокупности знаний, взглядов, убеждений, чувств, воли имеют предметы общественно-гуманитарного цикла. История, обществоведение, основы государства и права, как и естественные предметы, имеют единую философскую и историческую основы. Изучая их, школьники усваивают определенную сумму фактов из жизни человеческого общества, основные законы и перспективы его развития.

Рассматривая вместе с педагогом общественные явления с точки зрения истории, учащиеся узнают, почему они возникали, как взаимосвязаны, какое место занимают в жизни человеческого общества и в каком направлении развиваются. Нужно учить детей видеть противоречивость общественных событий, понимать противоречия как движущую силу развития.

Конкретно-историческое мышление позволяет детям уже в школе овладевать способностью грамотно оценивать общественно-политические события в стране и за рубежом, самостоятельно разбираться в потоке научной и политической информации.

Центральное место в формировании мировоззрения учащихся занимают предметы гуманитарно-художественного цикла (они рассматриваются скорее как искусство, а не как учебные предметы). Литература, изобразительное искусство, музыка и танцы проникают в содержание различных учебных предметов. Наиболее важные проблемы преподавания искусства в школе связаны с идеей целостного освоения детьми художественных произведений. Реализация данной идеи в педагогическом процессе содействует выработке взглядов и убеждений, способствует формированию эстетических идеалов как структурных компонентов мировоззрения. Спроецированное во всей полноте в сознание школьника художественное произведение (в литературе, живописи, кино и т.д.) порождает мысли, чувства, переживания, которые способствуют выработке мировоззренческих взглядов и убеждений.

Огромную роль в формировании мировоззрения школьников играет собственная практическая, творческая деятельность в различных видах искусства, поэтому необходимо не только развивать у школьников способность восприятия художественных произведений, но и учить детей овладевать языком искусства, вооружать творческими умениями и навыками в соответствии с их склонностями и способностями.

Практически действенному утверждению мировоззрения детей активно способствует их общественно-полезный и производительный труд. Трудовая деятельность, участие в производственных отношениях, достижение успеха в труде (в том числе и в учебном) дают возможность детям убедиться в правильности своих взглядов, реализовать себя как личность, действующую в соответствии с убеждениями.

В связи со сказанным выше необходимо отметить большую роль в формировании научного мировоззрения школьников внеклассной учебно-воспитательной деятельности, в процессе организации которой учитываются принципы добровольного участия в ней, учета индивидуальных особенностей учащихся.

Педагогу необходимо знать о специфике формирования научного мировоззрения школьников в учебно-воспитательном процессе в соответствии с их возрастными особенностями. Уже в начальных классах существует принципиальная возможность раскрывать идеи, дающие знания общих законов, которым подчинено движение и развитие. Пониманию младших школьников вполне доступны некоторые существенные связи и зависимости в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер. К ним относятся начальные представления о жизни природы, в частности, о сезонных изменениях, о материальном единстве мира и его постоянном развитии и т.д.

Интенсивное формирование личности в подростковом возрасте делает учебно-воспитательный процесс достаточно благоприятным для овладения диалектико-материалистической концепцией мира.

Актуальная потребность в подростковом возрасте – стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Удовлетворение этой потребности расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы индивидуального опыта, дает толчок к установлению жизненных установок и идеалов. Вместе с тем учитель должен давать себе отчет в том, что подростковый возраст называют «кризисным», подросткам характерны неустойчивость суждений, взглядов, неадекватность самооценки, большая склонность к подражанию. Учитывая все это, необходимо направлять педагогические усилия в процессе формирования научного мировоззрения не только на полноценное усвоение школьниками-подростками учебного материала, но и на развитие их инициативы и самостоятельности в суждениях, к обоснованной и аргументированной оценке событий и фактов.

В юношеском возрасте школьники в основном достигают физической и духовной зрелости, которая определяет их готовность к усвоению научного мировоззрения во всем объеме и полноте. В этом возрасте проявляются такие особенности молодых людей, как философская направленность мышления (поиски смысла жизни и своего в ней места всегда присущи молодым людям), познавательное отношение к действительности, потребность проникнуть в сущность и систему всех вещей и явлений. Это создает основу для формирования у старшеклассников методологических идей высокого уровня обобщенности; твердых взглядов и убеждений, позволяющих правильно ориентироваться в жизни; принципов поведения и деятельности.

В юношеском возрасте происходит самосознание личности, формируется уровень притязаний на основе адекватной самооценки, достаточно четко определяются идеалы и ценностные ориентации, жизненные планы. С определенных мировоззренческих позиций осуществляется в этом возрасте профессиональное самоопределение.

Основным средством формирования научного мировоззрения в учебно-воспитательном процессе является создание условий для усвоения учащимися системы знаний, которая отражает, насколько это возможно, структуру современного научного знания, организуется вокруг и на основе методологических идей, теорий и принципов.

Чтобы знания переросли во взгляды и убеждения, нужно, чтобы они проникли в сферу чувств и переживаний учащихся. В этом смысле важным средством формирования научного мировоззрения предстает создание в педагогическом процессе положительного эмоционального состояния учащегося и воспитание его воли для преодоления препятствий и трудностей, возникающих в учении.

Наряду с интеллектуальным и эмоционально-волевым компонентом в состав мировоззрения входит практическо-действенный. В связи с этим значимым средством формирования научного мировоззрения школьника можно назвать организацию разнообразной воспитательной деятельности, причем сфера практических действий учащихся должна быть достаточно широкой.

Наиболее общими критериями сформированности научного мировоззрения школьника являются:

- наличие фактических учебных знаний, их глубина и объединенность в целостную систему, объясняющую сущность и закономерности явлений природы, общества, мышления;

- развитая способность диалектического осмысления действительности, обнаруживающаяся в умениях учащихся анализировать природные и общественные явления, обобщать их, делать выводы на основе познанного;

- проявление социальной активности школьников, сформированность гражданской позиции, экономического и экологического мышления.

Экономическое воспитание как часть формирования мировоззрения учащихся.

Под экономическим воспитанием понимают специально организованную педагогическую деятельность, продуманную систему воспитательной работы, направленной на формирование эккономического сознания учащихся (Б.Т. Лихачев). Экономическое сознание – важнейшая составная часть научного мировоззрения. Оно обеспечивает знание и понимание устройства экономической жизни государства, активное творческое участие каждого гражданина в производственных процессах.

Экономическое сознание включает в себя знания об основных законах рыночной экономики, о структуре основных производств, о системе управления экономикой и методах хозяйствования.

Важной частью экономического сознания является экономическое мышление, позволяющее осуществлять творческий поиск путей производительности труда, достижения высококачественного производительного результата при наименьших затратах, осмысливать явления экономической жизни с учетом новейших достижений науки и техники. Оно позволяет понимать экономику как целостное социальное явление, в котором эффективность всего народного хозяйства зависит от эффективности каждого отдельного производственного звена, от трудолюбия и рачительности каждого отдельного специалиста.

Экономическое воспитание в школе осуществляется на уроках по всем основным предметам. Общественно-гуманитарный цикл предметов обеспечивает усвоение учащимися основных понятий экономики (понятия об экономическом базисе как совокупности производственных отношений, о производительных силах и их размещении; о различных экономических системах, основанных на тех или иных формах собственности и способах распределения материальных благ и т.д.).

На уроках математики необходимо предлагать учащимся решения задач экономического содержания. На уроках физики, химии, биологии можно демонстрировать использование в производстве достижений науки и техники, которые обеспечивают рост производительности труда. Прямо связано с задачами интенсификации производства изучение школьниками информатики и вычислительной техники, обеспечение компьютерной грамотности. Особое значение в экономическом воспитании приобретает специальное изучение ими общих вопросов экономического развития страны на уроках истории, обществоведения, законов государства, права.

В деятельности классного руководителя экономическое воспитание осуществляется в вовлечении школьников в общественно полезную работу по сбору макулатуры и металлолома, сохранению общественных богатств. Эта деятельность должна быть хорошо организованной, давать реальный экономический эффект, быть оплачиваемой. Низкое качество производительного труда, бесхозяйственность и бесплатность не только не способствуют формированию экономического сознания как части мировоззрения, но и разлагают нравственное сознание учащихся.

В системе экономического воспитания школьников большое значение имеют производственные экскурсии, встречи с руководителями образцовых предприятий и хозяйств, передовиками производства, с представителями арендных хозяйств, семейного подряда. Содержание этих форм экономического воспитания должно тщательно планироваться с целью последовательного и систематического ознакомления учащихся с актуальными экономическими проблемами, образцовым ведением экономических дел, хозяйств.

Просчеты и недостатки экономического воспитания оборачиваются экономической безграмотностью будущих граждан, неготовностью к выбору профессии, пренебрежением к труду, безалаберностью и отсутствием трудовой дисциплины. Все это переносится детьми из школы во взрослую жизнь. Несформированность экономического сознания у выпускников школ наносит большой урон развитию общества, не способствует их самореализации в личной жизни.

Механизмы, средства и способы экономического воспитания школой разнообразны. Как уже отмечалось, содержание общественного экономического сознания учащиеся усваивают в процессе учебно-познавательной деятельности. Главным механизмом формирования экономического сознания школьников является непосредственная, доступная им экономическая деятельность. Экономическое воспитание осуществляется также в процессе экономических отношений, в которые необходимо вовлекать детей. Они должны взаимодействовать с родителями и проявлять свое отношение к бюджету семьи, к вещам личного пользования, формировать в своем характере такие важные качества, как экономность, рачительность, трудолюбие.

В общественно полезном труде ученики вступают во взаимоотношения друг с другом, со взрослыми участниками производства, учатся бережно относиться к орудиям труда, мебели, инвентарю, школьным учебникам и учебному оборудованию. Экономическое познание, деятельность и отношения – механизмы, которые формируют экономическое сознание учащегося как значимую часть его научного мировоззрения.

Критериями эффективности экономико-воспитательной работы с учащимися являются:

- знание ими основных экономических понятий и ведущих экономических идей в РБ; умение подойти с экономическими мерками к вопросам организации труда;

- проявление бережного отношения к личной и общественной собственности;

- трудолюбие, отношение к труду как основе жизни человека, осознание долга и ответственности перед обществом за состояние и развитие народного хозяйства, то есть сформированность гражданской позиции;

- бережное отношение к природным ресурсам и богатствам Республики Беларусь. Данный критерий в большой мере относится к определению результативности экологического воспитания.

Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения школьников.

Экология как форма общественного сознания является частью биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия и взаимоотношений внутри фауны и флоры, их представителей между собой и с окружающей средой. Термин «экология» в 1866 г. впервые употребил немецкий биолог Э. Геккель, образовав его от греческих слов «ойкос» (дом, жилище) и «логос» (слово, мысль). Под экологией Геккель понимал «общую науку об отношениях организмов к окружающей среде, куда относятся в широком смысле все «условия существования».

В CC столетии экологию определяют как биологическую науку об организации и функционировании надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов (сообществ), экосистем, биогеоцинозов и биосферы. Часто ее рассматривают также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная экология интенсивно изучает проблемы взаимодействия человека и биосферы.

Мир природы – это среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Вместе с тем человек, преобразовывая окружающую действительность, вмешивается в естественные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих интересах, иногда забывая, что он сам – тоже часть природы. Если деятельность человека протекает бесконтрольно, без учета экологических закономерностей и возобновления восстановимых природных ресурсов, биологический баланс природе может быть разрушен, что неизбежно повлечет за собой гибель человеческого сообщества.

Сегодня уже существуют значительные экологические проблемы как общечеловеческого масштаба, так и региональные. Только усилиями всего человечества можно сохранить чистоту атмосферы, спасти от загрязнения Мировой океан, разумно использовать земные недра, предотвращая их полное истощение. Вместе с тем каждое отдельное государство должно проявлять заботу о чистоте своих природных регионов, бороться с истреблением лесов, флоры и фауны, способствовать культуре земледелия, сохранению почв.

Природа является для людей средой обитания, объектом познания и эстетического отношения. Ее явления эстетически совершенны и доставляют человеку глубокое духовное наслаждение. Проникновение в ее тайны способствует формированию научного мировоззрения. Этим обусловлена необходимость осуществления экологического образования и воспитания, которые способствуют формированию экологического сознания, экологической культуры человека.

Экологическое сознание включает в себя экологические знания (факты, сведения, выводы и обобщения об окружающей среде и взаимодействии с ней живых организмов), эстетические чувства и экологическую ответственность. Использование человеком природы требует от него развитого экологического мышления, проявляющегося в умении экономно и эффективно использовать экологические знания при создании промышленных и сельскохозяйственных объектов, в творческом подходе к предотвращению и устранению отрицательных для природы последствий некоторых технологических процессов производства.

В состав экологического сознания входят также волевые устремления человека, направленные на охрану природы. Таким образом, экологическое сознание – это знания об экологических закономерностях, переживание эстетических чувств от наблюдения за природой, ответственность за ее сохранение; экологическое мышление, способствующее поддержанию природного баланса, и добрая воля человека, позволяющая реализовать экологические знания и мышление.

Экологическое сознание выполняет функции, присущие научному мировоззрению:

- просветительную (изучение природы как среды обитания человека и как эстетическое совершенство);

- развивающую (развитие умений осмысливать экологические явления, устанавливать связи и зависимости, существующие в мире растений и животных);

- воспитательную (формирование у учащихся нравственного и эстетического отношения к природе);

- организующую (стимулирование природоохранительной деятельности школьников);

- прогностическую (развитие умений предвидеть возможные последствия тех или иных действий человека в природе).

Эффективная реализация данных функций обусловливает формирование у учащихся экологической культуры как совокупности экологического сознания и экологической деятельности, поведения.

Экологическая культура как важная часть научного мировоззрения формируется в процессе экологического воспитания.

Экологическое воспитание – это целенаправленная, специально организованная, систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие экологической образованности и воспитанности детей.

Под экологической образованностью и воспитанностью понимается:

- сформированность экологических знаний, умений и навыков природоохранительной деятельности;

- развитие нравственно-эстетических чувств по отношению к природе;

- осознание детьми положения о том, что человек – это часть природы, природа – среда обитания человека;

- наличие твердой воли к осуществлению природоохранительной работы.

Экологическое воспитание осуществляется в результате целенаправленного обучения в школе. В ходе нравственного и эстетического воспитания вырабатываются бережное отношение учащихся к окружающей природной среде, любовь ко всему живому, умения наслаждаться красотой природы. Общественно полезный труд приучает школьников к природоохранной работе. Эта взаимосвязь и обусловленность разнообразных видов деятельности определяют систему экологического воспитания.

Она реализуется на уроках естественно-математического и гуманитарно-эстетического циклов. Так, биология и география рисуют детям картину экологического состояния современного мира растений, животных, всей окружающей среды. Физика и химия дают учащимся комплекс политехнических знаний, научные основы современного производства. История, обществоведение, основы государства и права показывают недопустимость варварского отношения к природе, ее хищнической эксплуатации. Учащиеся узнают о недостатках законодательства, регулирующего отношения к природе государственных и общественных организаций, отдельных личностей.

Литература, языки, изобразительное искусство, музыка раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, оказывающую огромное влияние на развитие духовности и нравственности человека.

В системе экологического воспитания большая роль принадлежит туристско-краеведческой работе, созданию школьных лесничеств, уголков природы в Домах и Дворцах школьников, объединений учащихся-экологов, кружков юных натуралистов и т.д.

Эффективное осуществление экологического воспитания зависит от разрешения некоторых противоречий. Во-первых, школьникам важно осознать, что поскольку природа является источником всех материальных благ, люди стремятся взять от нее как можно больше. Вместе с тем ее запасы не бесконечны, поэтому их использование должно быть разумным. Противоречие преодолимо, если деятельность человека в природе направлена одновременно на ее использование и сохранение. Во-вторых, природа – это важнейший фактор воспитания детей, их интеллектуального, эстетически-нравственного и физического развития. Но урбанизация, широкое применение техники, автоматизация производства и быта отчуждают детей от природы, подменяют духовно-эстетическое отношение к ней утилитарно-прагматическим. Противоречие разрешимо только при условии эффективного экологического воспитания в результате познавательной и практической деятельности в природе, эстетического освоения природной среды.

Основными показателями экологической образованности и воспитанности (а следовательно, в достаточной мере сформированности научного мировоззрения) являются:

- знание и понимание детьми современных экологических проблем;

- осознание ими ответственности за сохранение природы;

- активная природоохранная деятельность в соответствии с возрастными особенностями учащихся;

- развитое чувство любви к природе;

- умение видеть и понимать красоту природы, любоваться и наслаждаться ею.

Дидактические и воспитательные условия формирования научного мировоззрения.

Исследование процесса формирования мировоззрения позволяет определить ряд наиболее существенных дидактических и воспитательных условий, способствующих переводу усваиваемых знаний во взгляды и убеждения и выработке научного мировоззрения у школьников.

Одним из наиболее значимых дидактических и воспитательных условий формирования мировоззрения учащихся является обеспечение педагогом глубокой научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех теоретических выводов и фактов мировоззренческого характера. Реализация этого положения достигается при условии использования учителем в процессе изложения учебного материала убедительных фактов и их глубокого анализа («Учат, воспитывают факты, всегда факты, идеи сопутствуют, а не предшествуют фактам». Необходимо раскрывать в процессе изучения учебного материала зависимости, которые существуют между развитием науки, производства и общественным прогрессом, истолковывать изучаемые предметы, явления и процессы на основе причинно-следственных связей.

Не менее важным условием формирования мировоззрения является развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеклассных занятий. В лекциях по дидактике подчеркивалось, что в буквальном смысле знания нельзя учащимся «передать» или «привить», что овладение ими и формирование на их основе взглядов и убеждений происходит только в процессе активной познавательной деятельности самих учащихся. «Представления, понятия, законы, - пишет М.Н. Скаткин, - нельзя механически вложить в головы учеников. Сформировать их должен обязательно сам ученик под руководством и с помощью учителя. Образование представлений, понятий, осознание законов – активный процесс мышления и деятельности учащихся».

Для развития познавательной активности и самостоятельности школьников необходимо широко использовать весь арсенал методов, приемов и средств обучения, создавать противоречия между знанием и незнанием, формировать потребности в преодолении этих противоречий, мотивацию учения. В полной мере этого можно достичь, придавая обучению проблемный характер, практикуя проведение уроков-семинаров, уроков-диспутов, широко используя наглядность и технические средства обучения.

При проведении учебно-воспитательной внеклассной работы (бесед, предметных вечеров, утренников, кружковых занятий, читательских конференций и т.д.) необходимо добиваться как их содержательности, так и активности учащихся, вырабатывать субъектную позицию школьника в педагогическом процессе.

Обусловливают результативность педагогических усилий в процессе формирования научного мировоззрения умения и навыки учителя в пробуждении эмоционально-положительного отношения детей к изучаемому материалу. Переживание учащимися положительных эмоций (чувства радости, удовлетворения от познания и успехов в нем и т.д.) позволяет им сформировать субъектное отношение к процессу познания и его результатам (знаниям), что способствует выработке взглядов и убеждений мировоззренческого характера. В этом плане большое значение имеет коммуникативная компетентность педагога, в частности, сформированность педагогической речи. Она характеризуется направленностью на аудиторию, аудивизуальностью, импровизационностью, что делает речь учителя воспринимаемой не только содержательно, но и эмоционально.

К речи педагога наряду с общекультурными требованиями (лексическое богатство, соответствие нормам литературного языка) предъявляются профессиональные, способствующие решению задач учебно-воспитательного процесса, в частности, формированию научного мировоззрения. Педагогическая речь должна способствовать не столько усвоению информации, сколько воздействию излагаемых фактов на сознание, чувства учеников. В этом смысле речь учителя должна отвечать требованиям точности, логичности и в то же время образности и эмоциональности.

Для формирования положительно-эмоционального отношения школьников к учению большое значение имеет умение учителя строить изложение учебного материала на ярком, запоминающемся фактическом материале, дополнять учебник интересными деталями, раскрывать сложные пути познания той или иной истины, использовать примеры из жизни и деятельности выдающихся ученых, художников, писателей и т.д.

Взгляды и убеждения являются не только результатом мысли и эмоционально-интеллектуальных переживаний. Большое влияние на них оказывает жизнь. В связи с этим значимым дидактическим и воспитательным условием формирования научного мировоззрения в педагогическом процессе является тесная связь обучения и воспитательной деятельности с жизнью. Педагогу нужно так строить учебно-воспитательный процесс, чтобы социально-бытовая и нравственная атмосфера, в которой находится ученик, его практическая деятельность находили свой отклик в изучаемом учебном материале, отражались в важнейших положениях научного мировоззрения, которые усваиваются ребятами во внеклассной воспитательной деятельности.

Важным условием формирования научного мировоззрения учащихся является также учет их возрастных и индивидуальных особенностей в процессе учебно-воспитательной работы.

Наконец, огромную роль в системе работы по формированию научного мировоззрения учащихся отыгрывает личность учителя.



Сейчас читают про: