Предупреждение. Ни одно из существующих САРП не обеспечивает гарантированного (100%-ного) обнаружения всех эхо-сигналов

Ни одно из существующих САРП не обеспечивает гарантированного (100%-ного) обнаружения всех эхо-сигналов, наиболее вероятен пропуск малой цели в условиях мор­ского волнения и гидрометеоров.

Автоматическое обнаружение и захват целей на автосопровождение (АС) могут осуществляться двумя способами:

автозахват цели в момент пересечения эхо-сигналом охранного кольца заданной ширины на экране САРП, устанавливаемого на любой желаемой дальности (большинство современных САРП);

автозахват цели сканирующим автообнаружителем по всему полю экрана, начиная с любой желаемой дальности, в пределах заданного сектора захвата, симметричного ДП судна (САРП "Бриз-Е", "KRUPP-ATLAS", "8500A/CAS"1) и др.

Первый вариант захвата представляет собой "поиск на рубеже". Если цель минует охранное кольцо необнаруженной (например, слабый эхо-сигнал на волнении) либо будет потеряна внутри охранной зоны, то дальнейшее автоматическое обнаружение и захват цели на АС будут невозможны (рис.4.2). Так, цель А, впервые обнаруженная между внешним и внутренним охранными кольцами, или цель В, впервые обнаруженная внутри постоянного охранного кольца, не вызовет срабатывания предупредительной сигнализа­ции. Это обстоятельство резко повышает роль "ручного" захвата целей на АС

Рис. 4.2. Ограничения систем "охранной сигнализации": — внешнее (переменное) кольцо; 2 —внутреннее (постоянное) кольцо; 3 — отметка курса;

При втором варианте захвата все пространство в пределах заданного сектора будет просматриваться сканирующим кольцом, что позволит обнаружить как новую, так и ранее потерянную цель, как только сила эхо-сигнала превысит установленный порог автообнаружения. Внешний предел действия сканирующего автообнаружения ограничивается либо охранным кольцом ("Бриз-Е"), либо заданным постоянным пределом (15 миль - САРП "8500A/CAS"). Внутренний предел действия сканирующего обнаружителя может выбираться судоводителем (любой, но не менее 0,4 мили в САРП "Бриз-Е") либо также фиксирован (5 миль, может быть установлено 2 мили - в САРП "8500A/CAS"). Чувствительность внутри зоны автоматически удерживается на уровне, близком уровню шумов, чтобы как можно раньше обнаруживать сигналы от малых целей.

Если автозахват цели осуществляется с помощью одного охранного кольца, то его радиус может задаваться судоводителем в зависимости от условий плавания. Если предпочтение отдается автоматическому захвату, то кольцо выдвигается на большую дистанцию (например, 10-12 миль), а судоводитель тщательно контролирует все поле обзора, осуществляя поиск малых целей (особенно в ближней зоне), которые могли быть пропущены САРП. Если судоводитель отдает предпочтение "ручному" захвату (по мере обнаружения целей на больших дистанциях), то охранное кольцо выставляется на малые дальности (например, 2-3 мили) и страхует судоводителя от пропуска малых целей.

Если захват целей осуществляется посредством двух охранных колец, то одно из них (обычно внутреннее) является фиксированным, а внешнее - переменным. При этом внешнее охранное кольцо выставляется на дальнее (10-12 миль) обнаружение целей, а внутреннее (2-3 мили) страхует судоводителя от пропуска малых целей. В ряде моделей САРП внутреннее, "страховочное" кольцо установлено на постоянную дистанцию (6 миль в САРП "AUTOTRACK-2", 4 мили - в САРП К.Н.3000А и в САРП "RAYCAS" и т. д)

Автоматический захват целей на АС удобно использовать при плавании в открытом море, где отсутствуют эхо-сигналы от береговой черты, а судопоток не является достаточно плотным. При плавании в стесненных водах обычно более предпочтителен ручной захват, так как наличие эхо-сигналов от большого числа объектов (в том числе береговых) ведет к быстрому переполнению памяти.

Для селекции эхо-сигналов, отраженных от берега, в современных САРП предусмотрены различные технические приемы, создающие зоны запрета захвата в определенных секторах обзора. Так, в САРП "RACAL-DECCA-1629C" предусмотрено секторное ограничение охранного кольца, т. е. автоматический захват целей обеспечивается двумя охранными кольцевыми секторами. Эксплуатация САРП на теплоходе "Ильич" показала, что в условиях прибрежного (и особенно шхерного) плавания секторное ограничение охранного кольца не является эффективным и ведет к быстрому переполнению памяти.

В САРП DB-7 строится зона автозахвата, вытянутая вдоль курсовой черты и поворачивающаяся вместе с ней. Параметры зоны вводятся в цифровом виде в оперативную память системы. "Селекция берега" проводится вручную путем нанесения на экран барьерных линий, за которыми автозахват не происходит (рис. 4.3).

В САРП JAS-800 (JRC) зона захвата ограничивается "линиями подавления" (две группы, по 4 линии в каждой группе) в режиме "LAND" ("Берег") или "SHIP" ("Судно"). В первом случае зона ограничения захвата неподвижна относительно центра экрана, во втором - относительно начала развертки (своего судна). Для исключения помех вблизи центра развертки устанавливается также "круг подавления", в пределах которого захвата также не будет.

В САРП SDL-1000 (JRC) зона захвата ограничивается по дальности пределами 0,5-16 миль, а по азимуту - в избираемом судоводителем секторе курсовых углов ±45°, ±90°, ±180° (границы зоны отображаются на экране штриховыми "электронными линиями").

Рис. 4.3. Зона поиска и автозахвата целей САРП DB-7 в режиме AUTOMODE:

1 — предельная дальность зоны поиска по корме (1—24 мили); 2 — предельная дальность зоны поиска впереди по кур­су (3—24 мили); 3 — предельная дальность зоны поиска по траверзу (1—24 мили); 4 — минимальный радиус зоны обна­ружения (0,5—5 миль); 5 — установленный предел Дкр.доп (0—24 мили); 6 — зона векторного отображения целей (0— 24 мили); 7 — кормовой сектор ограничения захвата (от 0 до ±90°)

В САРП "Бриз-Е" для устранения захвата берега введена специальная обработка сигналов с "селекцией берега".

В САРП "Океан-С" станцией формируется три различных вида зон запрета захвата точечных целей:

А - кольцевой сектор, автоматически Формируемый между первым и четвертым НКД с осью симметрии на КУ = 180°; угловые границы сектора автоматически регули­руются (расширяя или сужая сектор) с тем, чтобы число обрабатываемых целей не превышало 57 (в случае необходимости кольцевой сектор захвата можно переориентиро­вать в любое место экрана сенсором "Вынос сектора", при этом в дальнейшем положе­ние оси симметрии сектора будет стабилизироваться от гирокомпаса);

В - зона запрета захвата в области протяженной цели, автоматически формирующаяся на удалении 8 мм перед ближайшей кромкой береговой черты; площадь обзора, расположенная в угловом створе за протяженной целью, также является зоной запрета захвата и на экране не отображается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: