Ни одно из существующих САРП не обеспечивает гарантированного (100%-ного) обнаружения всех эхо-сигналов, наиболее вероятен пропуск малой цели в условиях морского волнения и гидрометеоров.
Автоматическое обнаружение и захват целей на автосопровождение (АС) могут осуществляться двумя способами:
автозахват цели в момент пересечения эхо-сигналом охранного кольца заданной ширины на экране САРП, устанавливаемого на любой желаемой дальности (большинство современных САРП);
автозахват цели сканирующим автообнаружителем по всему полю экрана, начиная с любой желаемой дальности, в пределах заданного сектора захвата, симметричного ДП судна (САРП "Бриз-Е", "KRUPP-ATLAS", "8500A/CAS"1) и др.
Первый вариант захвата представляет собой "поиск на рубеже". Если цель минует охранное кольцо необнаруженной (например, слабый эхо-сигнал на волнении) либо будет потеряна внутри охранной зоны, то дальнейшее автоматическое обнаружение и захват цели на АС будут невозможны (рис.4.2). Так, цель А, впервые обнаруженная между внешним и внутренним охранными кольцами, или цель В, впервые обнаруженная внутри постоянного охранного кольца, не вызовет срабатывания предупредительной сигнализации. Это обстоятельство резко повышает роль "ручного" захвата целей на АС
Рис. 4.2. Ограничения систем "охранной сигнализации": — внешнее (переменное) кольцо; 2 —внутреннее (постоянное) кольцо; 3 — отметка курса;
При втором варианте захвата все пространство в пределах заданного сектора будет просматриваться сканирующим кольцом, что позволит обнаружить как новую, так и ранее потерянную цель, как только сила эхо-сигнала превысит установленный порог автообнаружения. Внешний предел действия сканирующего автообнаружения ограничивается либо охранным кольцом ("Бриз-Е"), либо заданным постоянным пределом (15 миль - САРП "8500A/CAS"). Внутренний предел действия сканирующего обнаружителя может выбираться судоводителем (любой, но не менее 0,4 мили в САРП "Бриз-Е") либо также фиксирован (5 миль, может быть установлено 2 мили - в САРП "8500A/CAS"). Чувствительность внутри зоны автоматически удерживается на уровне, близком уровню шумов, чтобы как можно раньше обнаруживать сигналы от малых целей.
Если автозахват цели осуществляется с помощью одного охранного кольца, то его радиус может задаваться судоводителем в зависимости от условий плавания. Если предпочтение отдается автоматическому захвату, то кольцо выдвигается на большую дистанцию (например, 10-12 миль), а судоводитель тщательно контролирует все поле обзора, осуществляя поиск малых целей (особенно в ближней зоне), которые могли быть пропущены САРП. Если судоводитель отдает предпочтение "ручному" захвату (по мере обнаружения целей на больших дистанциях), то охранное кольцо выставляется на малые дальности (например, 2-3 мили) и страхует судоводителя от пропуска малых целей.
Если захват целей осуществляется посредством двух охранных колец, то одно из них (обычно внутреннее) является фиксированным, а внешнее - переменным. При этом внешнее охранное кольцо выставляется на дальнее (10-12 миль) обнаружение целей, а внутреннее (2-3 мили) страхует судоводителя от пропуска малых целей. В ряде моделей САРП внутреннее, "страховочное" кольцо установлено на постоянную дистанцию (6 миль в САРП "AUTOTRACK-2", 4 мили - в САРП К.Н.3000А и в САРП "RAYCAS" и т. д)
Автоматический захват целей на АС удобно использовать при плавании в открытом море, где отсутствуют эхо-сигналы от береговой черты, а судопоток не является достаточно плотным. При плавании в стесненных водах обычно более предпочтителен ручной захват, так как наличие эхо-сигналов от большого числа объектов (в том числе береговых) ведет к быстрому переполнению памяти.
Для селекции эхо-сигналов, отраженных от берега, в современных САРП предусмотрены различные технические приемы, создающие зоны запрета захвата в определенных секторах обзора. Так, в САРП "RACAL-DECCA-1629C" предусмотрено секторное ограничение охранного кольца, т. е. автоматический захват целей обеспечивается двумя охранными кольцевыми секторами. Эксплуатация САРП на теплоходе "Ильич" показала, что в условиях прибрежного (и особенно шхерного) плавания секторное ограничение охранного кольца не является эффективным и ведет к быстрому переполнению памяти.
В САРП DB-7 строится зона автозахвата, вытянутая вдоль курсовой черты и поворачивающаяся вместе с ней. Параметры зоны вводятся в цифровом виде в оперативную память системы. "Селекция берега" проводится вручную путем нанесения на экран барьерных линий, за которыми автозахват не происходит (рис. 4.3).
В САРП JAS-800 (JRC) зона захвата ограничивается "линиями подавления" (две группы, по 4 линии в каждой группе) в режиме "LAND" ("Берег") или "SHIP" ("Судно"). В первом случае зона ограничения захвата неподвижна относительно центра экрана, во втором - относительно начала развертки (своего судна). Для исключения помех вблизи центра развертки устанавливается также "круг подавления", в пределах которого захвата также не будет.
В САРП SDL-1000 (JRC) зона захвата ограничивается по дальности пределами 0,5-16 миль, а по азимуту - в избираемом судоводителем секторе курсовых углов ±45°, ±90°, ±180° (границы зоны отображаются на экране штриховыми "электронными линиями").
Рис. 4.3. Зона поиска и автозахвата целей САРП DB-7 в режиме AUTOMODE:
1 — предельная дальность зоны поиска по корме (1—24 мили); 2 — предельная дальность зоны поиска впереди по курсу (3—24 мили); 3 — предельная дальность зоны поиска по траверзу (1—24 мили); 4 — минимальный радиус зоны обнаружения (0,5—5 миль); 5 — установленный предел Дкр.доп (0—24 мили); 6 — зона векторного отображения целей (0— 24 мили); 7 — кормовой сектор ограничения захвата (от 0 до ±90°)
В САРП "Бриз-Е" для устранения захвата берега введена специальная обработка сигналов с "селекцией берега".
В САРП "Океан-С" станцией формируется три различных вида зон запрета захвата точечных целей:
А - кольцевой сектор, автоматически Формируемый между первым и четвертым НКД с осью симметрии на КУ = 180°; угловые границы сектора автоматически регулируются (расширяя или сужая сектор) с тем, чтобы число обрабатываемых целей не превышало 57 (в случае необходимости кольцевой сектор захвата можно переориентировать в любое место экрана сенсором "Вынос сектора", при этом в дальнейшем положение оси симметрии сектора будет стабилизироваться от гирокомпаса);
В - зона запрета захвата в области протяженной цели, автоматически формирующаяся на удалении 8 мм перед ближайшей кромкой береговой черты; площадь обзора, расположенная в угловом створе за протяженной целью, также является зоной запрета захвата и на экране не отображается.