Запуск интегрированной среды программирования

Для запуска интегрированной среды программирования нужно установить текущим каталог с Турбо Паскалем (TP7\BIN) и ввести команду: turbo.exe.

Задание. Запустите среду программирования и рассмотрите экран. Перед вами полоса меню, область окна и строка статуса. Нажмите клавишу F10 – теперь вам доступны все опции меню. С помощью клавиш перемещения курсора рассмотрите меню. С командами меню мы будем знакомиться постепенно. Нажмите клавишу Esc (вы вышли из меню). Перемещая курсор в окне следите за строкой статуса. Запишите в тетрадь ответ на вопрос: какая информация отражается в этой строке?

Почти все что вы видите и делаете в среде Турбо Паскаль происходит в окнах.

Окно – это область экрана, которую можно перемещать, изменять в размере, перекрывать, закрывать и открывать.

Интегрированная среда программирования Турбо Паскаль позволяет иметь любое количество открытых окон, но в любой момент времени активным может быть только одно.

Активное окно– это окно с которым вы в настоящий момент работаете.

Общие горячие клавиши:

F1 – выводит окно подсказки;

F2 – сохраняет файл активного окна;

F3 – появление диалогового окна и возможность открыть файл;

F4 – запускает программу до строки, на которой стоит курсор;

F5 – масштабирует диалоговое окно;

F6 – переходит к следующему открытому окну;

F7 – запускает программу в режиме отладки с заходом внутрь процедур;

F8 – запускает программу в режиме отладки, минуя вызов процедур;

F9 – компилирование программы в текущем окне;

F10 – возвращение в меню.

Мы начнем изучение меню с наиболее важных и необходимых режимов.

Как войти в меню? Всего есть три возможности:

- с помощью "мышки";

- с помощью клавиши F10;

- с помощью комбинации Alt+<выделенная буква>. О том, что мы в меню свидетельствует курсор - прямоугольник зеленого цвета.

С помощью клавиш управления курсором подсветите слово FILE и нажмите клавишу "Enter". Что вы видите?

Появилась вертикальная таблица со списком команд, называемая выпадающим меню. Познакомимся с ним.

Open-F3 – открыть существующий файл (при активизации этой опции появляется окно со списком файлов, где можно выбрать необходимый),

New – создать новый файл (очищает память редактора и переводит в режим создания нового файла, которому присваивается имя Noname.pas; имя можно изменить при записи файла на диск),

Save-F2 – сохранить файл (переписывает файл из памяти редактора на диск),

Save as – сохранить с новым именем,

Save all – сохранить все в окнах (записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие файлы),

Change dir – смена каталога (позволяет изменить установленный по умолчанию диск или каталог),

Print – печать файла,

Get info – выдача информации о текущем состоянии программы и используемой памяти,

DOS Shell – выход в DOS без выгрузки из памяти (для возврата ввести команду exit),

Exit – выход и выгрузка из памяти.

Программы на языке Паскаль имеют блочную структуру:

1. Блок типа PROGRAM – имеет имя, состоящее только из латинских букв и цифр. Его присутствие не обязательно, но рекомендуется записывать для быстрого распознавания нужной программы среди других листингов.

2. Программный блок, состоящий в общем случае из 7 разделов:

•раздел описания модулей (uses);

•раздел описания меток (label);

•раздел описания констант (const);

•раздел описания типов данных (type);

•раздел описания переменных (var);

•раздел описания процедур и функций;

•раздел описания операторов.

Общая структура программы на языке Паскаль следующая:

Рrogram ИМЯ..; {заголовок программы}

Uses...; {раздел описания модулей}

Var..; {раздел объявления переменных}

...

Begin {начало исполнительной части программы}

... {последовательность

... операторов}

End. {конец программы}

Начнем знакомство с Паскалем с программы, которая складывает два числа и выводит сумму на экран.

Откройте файл, в который Вы запишите эту программу. Для этого нажмите клавишу F10, чтобы выйти в главное меню, затем клавишами перемещения курсора выберите опцию File, а в выпавшем меню команду New.

Примечание. Обратите внимание на оформление текста программы.

Program Summa2;

{Задача. Вычислить сумму двух чисел и вывести на экран.

Решение. Иванов Петр, 10 А класс.}

Var

number1, {переменная для хранения первого числа}

number2, {переменная для хранения второго числа}

rezult {переменная для хранения результата вычисления}

: integer;

Begin {признак начала программы}

number1:= 3; {присваиваем переменной number1 значение 3}

number2:= 4; {присваиваем переменной number2 значение 4}

{складываем значения переменных number1 и number2 и результат присваиваем переменной rezult }

rezult:= number1 + number2;

Write (number1, '+', number2,'=',rezult); {вывод примера на экран}

End. {признак конца программы}

Задание. 1) Найдите в этой программе заголовок, раздел описания переменных, признак начала программы, признак конца программы, тело программы, комментарий.

2) Что обозначает строчка

number1, number2, rezult: integer;

3) Как вы понимаете запись:

number1:= 3;

4) Чему равно значение переменной rezult после выполнения оператора

rezult:= number1 + number2;

5) Переведите с английского языка слово Write. Как вы думаете, что должен делать оператор с таким названием?

6) Поменяем местами второй и третий операторы. Будет ли программа работать? Почему?

7) Какой недостаток Вы видите у этой программы? Как нужно изменить условие задачи, чтобы решать подобные задачи с любыми числами. Подумайте, что должно измениться в теле нашей программы, чтобы выполнить эту задачу.

А теперь подведем итог вашим размышлениям.

Имя этой программы Summa2. Заметим, что требования к имени выполняются: оно отражает содержание программы, а также не содержит недопустимых символов.

Далее идет специально выделенный комментарий, в котором вы должны записать подробно условие задачи и указать, кто написал эту программу и когда.

Из разделов описаний имеется лишь один – раздел переменных. Он начинается со служебного слова Var. Мы описали три переменные: number1, number2, rezult. Все они переменные целого типа. Поэтому мы перечислили их через запятую, поставили двоеточие и указали тип переменных. Подобные объявления разделяются между собой точкой с запятой.

После описательной части идет раздел операторов, начинающийся со служебного слова Begin, после которого идут операторы языка.

Недостатком этой программы является то, что значения переменных постоянны. А нам нужно научиться писать такие программы, которые решают поставленные задачи в общем виде, т. е. для любых значений переменных. Для этого мы научимся запрашивать значения у пользователя, анализировать их и выдавать соответствующий результат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: