Пассивное чтение, имеющее целью лишь восприятие информации, недостаточно для того, чтобы творчески проработать прочитанное. Постановка вопросов к тексту стимулирует активное осознанное чтение, а также способствует повышению внимательности (мотивации к чтению):
— Идет ли речь о новой или уже известной информации?
— Идет ли речь в данном источнике информации о фактах, мнениях, гипотезах?
— Какие намерения преследует автор в изложении?
— С какими воззрениями можно согласиться, а каким — возразить?
— Какую предварительную подготовку предполагает текст?
— Чем отличается содержание прочитанного от моих прежних знаний?
— Следует ли для меня из прочитанного необходимость действия?
Постановка вопросов помогает отделить существенное от несущественного, читать критически и концентрированно, исключает необходимость повторного чтения.
Чтение.
Следующая ступень — целевое и концентрированное восприятие материала. Для этого можно воспользоваться вспомогательными средствами, предлагаемыми автором: различными выделениями в тексте, графиками, указаниями и ссылками. В остальном можно и должно пользоваться описанными выше приемами быстрого чтения.
Для проработки специальной литературы мы рекомендуем следующие две ступени пятиступенчатого метода.
Обобщение.
Прочитанный текст нуждается в обобщении, чтобы удостовериться, что материал усвоен. Особенно помогают при этом вопросы к тексту, которые ставятся в начале чтения.
Переход от постановки вопросов к чтению и обобщению материала поддерживает мотивацию к чтению и предотвращает наступление усталости.