Вопрос 83. Территориальное море. Право мирного прохода

Территориальное море – это морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних морских вод.

На территориальное море распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской государственной границей прибрежного государства.

В территориальном море действуют законы и правила, установленные прибрежным государством. В территориальном море осуществляется суверенитет прибрежного государства, однако с соблюдением права иностранных морских судов пользоваться мирным проходом через территориальное море других стран. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

При проведении исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега. Кроме того, система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

Внешняя граница территориального моря может находиться в пределах от 3 до 1 2 морских миль от исходных линий для измерения территориального моря. Комиссия международного права отметила в 1956 г., что «международное право не допускает расширения территориального моря за пределы 12 миль». Разграничение территориального моря между противоположными или смежными государствами в соответствующих случаях осуществляется по соглашениям между ними.

Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривают право мирного прохода через территориальное море для иностранных судов. Под проходом через территориальное море понимается плавание судов с целью:

1) пересечь это море без захода во внутренние воды, а также не вставая на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод;

2) пройти во внутренние воды или выйти из них либо встать на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод.

Проход иностранного судна через территориальное море считается мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на его борту.

Право мирного прохода иностранных судов через тер­риториальное море (12 морских миль) не допускает погрузки и выгрузки товаров, валют, лиц, рыбную ловлю и т.п.

Прибрежное государство может установить морские ко­ридоры для иностранных судов (танкеров, судов с ядерными двигателями). Прибрежное государство вправе в зоне, приле­жащей к территориальному морю (прилегающая зона — 12 морских миль), осуществлять контроль с целью обеспечения иностранными судами иммиграционных, таможенных, фис­кальных и санитарных правил прибрежного государства.

На континентальном шельфе (200 морских миль) при­брежное государство обладает суверенными правами в отно­шении разведки, разработки минеральных ресурсов поверх­ности шельфа и недр, живых ресурсов (рыбные запасы, крабы, кораллы, жемчуг), возведения необходимых для этого сооружений, установок.

Вместе с тем, другие государства вправе прокладывать на континентальном шельфе подводные кабели и трубопроводы при согласовании их трасс с прибрежным государством, а также вести научные исследования с согласия прибрежного государства. Как правило, прибрежные государства регла­ментируют разведку и разработку природных ресурсов, науч­ную деятельность на шельфе своим внутригосударственным правом.

В режиме открытою моря со вступлением в силу в 1994 г. Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. появились суще­ственные изменения в институтах свободы рыболовства и до­бычи минеральных ресурсов. Конвенцией было введено по­нятие «исключительной экономической зоны» (200 морских миль), правовой режим которой включает право прибрежно­го государства на разведку, разработку живых и неживых ре­сурсов, другие виды экономической деятельности (производ­ство энергии путем использования силы течений, ветра), со­здание и использование искусственных островов, установок, сооружений, ведение научных исследований, сохранение морской среды.

Иностранные государства в исключительной экономичес­кой зоне могут участвовать в промысле живых ресурсов зоны, научных исследованиях, создании сооружений, но только по соглашению с прибрежным государством. В то же время, в экономической зоне сохраняются такие «свободы открытого моря», как свобода судоходства, свобода полетов над открытым морем, свобода прокладки кабелей и трубо­проводов.

Государство, не имеющее выхода к морю, договаривается с прибрежным государством о предоставлении ему возмож­ности пользоваться каким-либо портом прибрежного госу­дарства (суда под флагом Чехии, например, пользуются польским портом Щецин).

Территория за пределами континентального шельфа по­лучила название «международного района морского дна» (или «Района») и статус «общего наследия человечества». Конвенцией ООН по морскому праву предусмотрено, что финансовые и экономические выгоды от деятельности в «Районе» должны распределяться на основе принципа спра­ведливости с учетом интересов и нужд PC. От имени челове­чества осуществлять все права на ресурсы и деятельность в «Районе» должен «Международный орган по морскому дну».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: