Осуществляя взаимодействие в правоохранительной сфере, государства используют две основные правовые формы:
1) договорно-правовую, или конвенционную (заключение и реализация договоров, в которых регулируются отношения в данной сфере);
2) институционную (сотрудничество в рамках международных организаций, как всеобщего, так и регионального характера – ООН, Интерпол, Международной организации гражданской авиации, Совета таможенного сотрудничества, СНГ, Совета Европы, Совета государств Балтийского моря, Черноморского экономического сотрудничества и др.).
Говоря о видах международного сотрудничества в борьбе с преступностью, можно выделить следующие:
1) гармонизация национального уголовного права;
2) совместное изучение проблем борьбы с преступностью, обмен опытом их решения;
3) обмен информацией (в том числе, оперативной, криминалистической, правовой);
4) оказание материальной, технической и экспертной помощи;
5) исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
|
|
6) оказание правовой помощи по уголовным делам;
7) экстрадиция;
8) передача для целей международного правосудия;
9) признание и исполнение приговоров и решений по административным делам
10) передача осужденных.
Направления сотрудничества государств по уголовным делам определяются наиболее актуальными вопросами, которые стоят перед ними. Чаще всего речь идет о борьбе с отдельными видами преступлений. Таким образом, можно выделить следующие направления:
1) борьба с международными преступлениями;
2) борьба с терроризмом;
3) борьба с преступлениями против человечности и массовым нарушением прав человека;
4) борьба с трансграничной организованной преступностью;
5) борьба с легализацией доходов от преступной деятельности;
6) борьба с коррупцией;
7) борьба с контрабандой оружия;
8) борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
9) борьба с торговлей людьми;
10) борьба с фальшивомонетничеством.