Serguey Kondratiev, Alexander Emanov

THE 75TH ANNIVERSARY OF V.A. DANILOV


Юлия Сергеевна Обидина, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры всеобщей истории Марийского государственного университета. Область научных интересов – история античности, древние языки, древнегреческая философия и религия, представления о смерти и бессмертии в античности. E-mail: basiley@mail.ru

[1] Подробнее об учении метемпсихоз у древних греков и римлян, см.: Милославский П. Древнее языческое учение о странствии и переселении душ и его следы в первые века христианства. Казань, 1873. С. 185-284.

[2] Sub terra censebant reliquam vitam agi mortuorum. Цицерон, Tusc., I., 16. Это верование настолько было сильно, прибавляет Цицерон, что даже когда установился обычай сжигать трупы, продолжали верить, что мертвые живут под землею. Еврипид, Алкеста, 163; Гекуба, passim.

[3] Вергилий, Энеида, III, 67: animamque sepulcro condimus.

[4] Овидий, Fast., V, 451: tumulo fraternas condidit umbras. Плиний, Ep., VII, 27: manes rite conditi. Описание Вергилия относится к употреблению кенотафов, то есть пустых гробниц; было допущено, в случае невозможности отыскать тело родственника, устроить ему церемонию, воспроизводившую в точности все погребальные обряды, и верили, что этим действием в могиле погребается душа за отсутствием тела. Еврипид, Елена, 1061, 1240. Схолиаст ad Pindar. Pyth., IV, 284. Вергилий, VI, 505; XII, 214.

[5] Илиада, XXIII, 221. Еврипид, Алкеста, 479: Kоύφα σοι χθών επάν ωθεν πέσοι. Павсаний, II, 7, 2. Ave atque vale, Катулл, С. 10. Сервий, ad Aeneid., II, 640; III, 68; XI, 97. Овидий, Фасты, IV, 852; Метаморфозы, Х, 63. – Sit tibi terra levis; tenuem et sine pondere terram; Ювенал, VII, 207; Марциал,I, 89; V, 35; IX, 30.

[6] Еврипид, Алкеста, 637, 638; Орест, 1416-1418; Вергилий, Aen., VI, 221; XI, 191-196. Относительно Афин древний обычай приносить дары усопшим засвидетельствован Фукидидом, II, 34; εισφέρει τω εαντϋέ καστος. Закон Солона запрещал погребение более трех одежд с усопшим (Плутарх, Солон, 21). Лукиан также упоминает об этом обряде: «Сколько одежд и убранств сожжено или зарыто вместе с мертвыми, как будто бы они могли им пригодиться под землею». При погребении Цезаря, в эпоху большого суеверия, древний обычай был еще соблюден; на костер были возложены одежды, оружие, утварь (Светоний, Caesar, 84). Тацит, Ann., III, 3.

[7] Илиада, XXI, 27-28; XXIII, 165-176. Вергилий, Энеида, Х, 519-520; XI, 80-84, 197. Тот же обычай существовал и Галлии: Цезарь, Записки о Галльской войне, V, 17.

[8] Цицерон, Тускул., I, 16. Еврипид, Throad.,1085. Геродот, V, 92; Вергилий, VI, 371, 379. Гораций, Оды, I, 23. Овидий, Фасты, V, 483. Плиний, Письма, VII, 27. Светоний, Калиг., 59. Сервий, ad. Aen., III, 68.

[9] Светоний, Калигула, 59; Satis constat, priusquam id fieret, hortorum custodes umbris inquietatos… nullam noctem sine aliquo terrore transactam. Подробнее о греческих и римских погребальных обрядах см.: Велишский Ф.Ф. Быт греков и римлян. Пер. с чешс. Прага, 1878.

[10] В Илиаде, XXII, 338-344, Гектор просит своего победителя не лишать его погребения: «Заклинаю тебя жизнью, твоими родителями, не предавай моего тела собакам: но прими золото от моего отца и отдай ему мой труп для того, чтобы троянцы и троянки воздали мне подобающие почести погребального костра». – Точно также у Софокла Антигона пренебрегает смертью, «только бы её брат не остался без погребения» (Софокл, Антигона, 467). То же чувство выражено Вергилием, IX, 213. Гораций, Оды. I, 18 ст. 24-36. Овидий, Heroides, XI, 119-123; Tristes, III, 3, 45. Также в проклятиях самое ужасное, что можно было пожелать врагу, это – умереть без погребения (Вергилий, Эн., IV, 620). Подробнее см.: Ф. де Куланж. Древняя гражданская община. М., 1903. С. 8-9.

[11] Эсхил, Семеро против Фив, 1013. Софокл, Антигона, 198. Еврипид, Phen., 1627-1632. Лисий, Епитаф., 7-9. Все древние общины прибавляли к наказанию злостных преступников лишение погребения.

[12] По латыни это называлось inferias ferre, parentare, ferre solemnia. Цицерон, О законах, II, 21: majores nostri mortius parentari voluerunt. Лукреций, III, 52: Parentant et nigras mactant pecudes et Manibus divis inferias mittunt. Вергилий, Эн., VI, 380: tumulo solemnia mittent; IX, 214; absenti ferat inferias decoretque sepulcro. Овидий, Amor., I, 13, 3: annua solemni cuede parentat avis. Эти жертвы, по праву принадлежавшие мертвым, назывались Manium jura. Цицерон, О зак., II, 21. Цицерон намекает на это в pro Flacco, 38, и первой Филиппике, 6. Эти обычаи еще соблюдались во времена Тацита (Ист., II, 95). Тертуллиан порицает их, как еще бывшие в полной силе в его время: Defunctis parentant, quos escam desiderare praesumant (De resurr. Carnis, I); Defunctos vocas securos, se quando extra portam cum obsoniis et matteis parentans ad busta recedis (De testim. Animae, 4).

[13] Solemnes tum forte dapes et tristia dona

Libabat cineri Andromache manesque vocabat

Hectoreum ad tumulum.

(Вергилий, Эн., III, 301-303).

Hic duo rite mero libans carchesia Baccho

Fundit humi, duo lacte novo, duo sanguine sacro

Purpureisque jacit flores ac talia fatur:

Salve. Sancte parens, animaeque umbraeque paternae.

(Вергилий, Эн., V, 77-81).

Est honor et tumulis; animas placate paternas.

… Et sparsae fruges parcaque mica salis

Inque mero mollita ceres violaeque solutae.

(Овидий, Фасты, II, 535-542).

[14] Эсхил, Хоэфоры, 482-484. В Персах Эсхил наделяет Атоссу мыслями греков: «Я несу моему супругу эти приношения, веселящие мертвых, молоко, мед и виноград; призовем душу Дария и выльем эти напитки; их вберет в себя земля и они дойдут до подземного бога» (Персы, 610-620). Когда жертвы предлагались божествам, обитающим в небе, то люди участвовали в трапезе, но когда они приносились мертвым, то все мясо сжигалось (Павсаний, II, 10).

[15] Лукиан, Харон, 22; Овидий, Фасты, II, 566: posito pascitur umbra cibo.

[16] Лукиан, Харон, 22: «Они выкапывают ямы вблизи могил и там готовят пищу для мертвых».

[17] Фест, слово culina: culina vocatur locus in quo epulae in funere comburuntur. См.: Nilsson M.P. A History of Greek Religion. Oxford, 1940. P. 23.

[18] Плутарх, Аристид, 21: παρακαλεϊ τους αποθανόντας επι το δεϊπνον και τήν αιμοκουρίαν.

[19] Όδιον τούς μεθεστωτας ίερόυς νομίζειν. Плутарх, Солон, 21.

[20] Χρήστοι, μάκαρες, Аристотель цит. Плутархом Qust. Rom, 52; grecq., 5; μάκαρες χθόνιοι, Эсхил, Хоэфоры, 475.

[21] Еврипид, Phenic, 1321: τοϊς θανουσι χρη τον ου τεθνηκότα τιμας δίδοντα χθόνιον ευ σέβειν θεόν. Одиссея, Х, 526: ευχησι λίση κλυτα έθνεα νεκρων. Эсхил, Хоэфоры, 475: «О блаженные, обитающие под землею, услышьте мой призыв: спешите на помощь к вашим детям и облегчите им победу». В этом смысле Эней называет своего умершего отца Sancte parens, divinus parens: Верг., Эн., V, 80;V, 47. Плутарх, Римск. Вопр., 14: θεον γεγονέν τόν τεθνηκότα λέγουσι. Корнелий Непот, отрывки, XII: parentabis mihi et invocadis deum parentem.

[22] Еврипид, Алкеста, 1015: νιν δ΄ εστι μάκαιρα δαίμων χαιρ, ω πότνι, εό δέ δοίης.

[23] Эврипид, Троянка, 96: τύμβους δ΄ ιερα των κεκμηκότων. Электра, 505-510 Вергилий, Эн., VI, 177: Aramque sepulcri; III, 63; Stant Manibus arae; III, 305: Et geminas, causam lacrymis, sacraverat aras. Грамматик Ноний Марцелл говорит, что гробница называлась храмам у древних, и действительно, Вергилий употребляет слово templum (храм) при описании гробницы или пустой могилы (кенотафа), устроенной Дидоною в память о моем муже (Энеида, IV, 457). Плутарх, Римск. воп., 14: Επί των τάφων επστρέφωντάι, καθάπερ θεων ιερα τιμωντες τα των πατέρων μνήματα.

[24] Это почитание, воздаваемое мертвым, выражалось по-гречески словами: εναγίζω, εναγισμος. Поллукс, VIII, 91; Геродот, I, 167; Плутарх, Аристид, 21; Катон, 15; Павсаний, IX, 13, 3. Слово εναγίξω означало жертвы, предложенные мертвым, θύω – жертвоприношение небесным богам; это различие указано Павсанием, II, 10, 1, и схоластом Еврипида, Phenic., 281. Плутарх, Римск. Воп., 34; χοάς καί εναγισμους τοις τεθνηκόσι… χοας και εναγισμον φέρουσιν επι τον τάφον.

[25] У Геродота, I, 167, рассказ о двух душах фокейцев, наделавших беспокойства целой стране, пока по ним не установили годовщину, несколько подобных же историй у Геродота и Павсания, VI, 6, 7. Также у Эсхила: Клитемнестра, извещенная, что Маны Агамемнона негодуют на нее, поспешно посылает пищу на его могилу. Вот также римская легенда, рассказанная Овидием, Фасты, II, 549-556: «Однажды было забыто совершение parentalia, тогда души вышли из могил и с воем бегали по улицам города и по полям Лациума, пока на их могилах им не были принесены жертвы».

[26] Овидий, Фасты, II, 518: Animas placate paternas. Вергилий, Эн., VI, 379; Ossa piabunt et statuent tumulum et tumulo solemnia mittent. Ср. греческое ίλάσκομαι (Павсаний, VI, 6,8). Тит Ливий, I, 20: Justa funebria placandosque manes.

[27] Еврипид, Алкеста, 1004 (1016). «Существует верование, что, если мы не радеем о мертвых и пренебрегаем их почитанием, они приносят нам зло, но, напротив, они приносят добро, если мы их умилостивляем своими жертвами». Порфирий, De abstin., II, 37. См.: Гораций, Оды, II, 23; Платон, Законы, IX, стр. 926, 927.

[28] Возможно, что первоначальное слово ήρως значило умерший человек. Язык надписей является языком народным и в нем дольше удерживается древнее значение слов, а он иногда употребляет слово ήρως с тем простым значением, какое мы даем слову «покойник»: ήρως χρήστε χαίρε, Бек, Corp. Inscr. №№ 1629, 1723, 1781, 1782, 1784, 1786, 1789, 3398. Ф. Леба, Monum. De Moree, стр. 205. См. Феогнид, 513, Павсаний, VI, 6,9. У фиванцев было древнее выражение, значившее умереть, ήρωα γίνεσθαι (Арист., отрывки. Изд. Хейца, ч. IV, ст. 260; Плутарх, Proverb. Quibus Alex. Usi sunt, с. 47). Греки называли также душу умершего демоном (δαίμων). Еврипид, Алкеста, 1140, и Схолиаст. Эсхил, Персы, 620: δαίμονα Λμρειον. Павсаний, VI, 6: δαίμων ανθρώπου.

[29] Manes Virginiae (Тит Ливий, III, 58). Manes conjugis (Вергилий, VI, 119). Patris Anchisae Manes (id., X, 534). Manes Hectoris (id., III, 303). Dis Manibus Martialis, Dis Manibus Acutiae (Орелий, №№ 4440, 4441, 4447, 4459 и т.д.). Valerii deos manes (Тит Ливий, III, 19).

[30] Цицерон, Тимей, 11. Дионисий Галикарнасский переводит Lar familiaris как: κατ οικίαν ήρως. (Antiq. Rom., IV, 12).

[31] Об этом наглядно свидетельствует уже тот факт, что римское божество преисподнего мира, Оркус, поедающий трупы, превратился у итальянцев в orco и в ogre (людоед) французских сказок. См.: Фюстель де Куланж. Древняя гражданская община. С. 14.

Александр Георгиевич Еманов, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Древнего мира и Средних веков Тюменского государственного университета. Занимается медиевистикой, византинистикой, историей мировых цивилизаций доиндустриальной эпохи. E-mail: aemanov@utmn.ru

* Исследование осуществлено при поддержке РГНФ (03-01-18079е). Начало, см.: Европа: Международ альманах. Тюмень,2002. Вып.2. С.60-67; 2003. Вып.3. С.32-36.

[32] Tautu A.L. Acta Iohannis PP. XXII (1316-1334). Romae, S.a.

[33] В источниках обознчение «грек» выступало не только в этническом, но и в конфессиональном смысле; о греческом присутствии в Кафе, см.: Miklosich P., Müller J. Acta et diplomata medii aevi.Vindobonae,1860. Vol.1. N 226. 1862. Vol.2. N 369; Papadopoulou KerameuV A. Ierosolumitikh bibliojhkh. P.,1891. T.1. P.30; Sturm J. Ein unbekanntes Idyll aus der Mitte des XCV Jh. // Byzantinische Zeitschrift. Leipzig,1901. Bd.10. S.450-451; Mercati S. G. DihghsiV thV polewn Qeodwrou // Studi bizantini. Roma,1927. Vol.2. P.19-30; Idem. Collectanea bizantina. Roma,1970. Vol.1. P.383-398; Laurent M.-H. L’ activité d’Andre Chrysoberges, O.P. sous le pontificat de Martin V (1418-1431): études et documents // Echo d’ Oriente. P.,1935. T.XXXIV. P.414-438; Trapp E. Prosopographisches Lexicon der Palaiologenzeit. Wien,1983. Fasc.VI. N 13893,13895; Gamillscheg E., Hartfinger D. Repertorium der griechischen Kopisten 800-1600. Wien,1989. T.2. N 457; Schreiner P. Studia byzantino-bulgarica. Wien,1986. P.140-141; Idem. Texte zur spätbyzantinischen Finanzß und Wirtschaftsgeschichte in Handschriften der Biblioteca Vaticana. Citta del Vaticano,1991. S.289; Idem. Gli intelettuali nelle colonie italiane dell’ Oriente Bizantino // Storia dei genovesi. Genova,1995. Vol.XII. P.359; Emanov A. L’administration de la communauté grecque de Caffa aux XIV-XV siècles (Tentative de reconstruction) // XX-e Congres international de études byzantines. P.,2001. T.3. P.211; Balard M. Notes sur la fiscalité génoise a Caffa au XV-e siècle // Bulletin de la société nationale des antiquaries de France. P.,1993. P.224-241; Idem. Caffa januensis civitas in extremo Europae // Rivista di biyantinistica. S.L.,1993. N 3. P.165-182; Idem. The Greeks of Crimea under Genoese Rule in the XIV-th and XV-th centuries // Dumbarton Oaks Papers. Washington,1995. Vol.49. P.23-32; Idem. Pouvoir et argent a Caffa au XV-e siècle // Melangés offerts a H. Arweiler. P.,1998. P.75-84; Idem. Genuensis civitas in extremo Europae: Caffa from the Fourteenth to the Fifteenth century // Medieval frontiers: Concepts and practies. Aldershot,2002. P.143-151$ Matschke K.-P. The Notaras Family and its Italian connections // Dumbarton Oaks Papers. Washington,1995. Vol.49. P.59-72; Idem, Tinnefeld F. Die Gesellschaft im späten Byzanz: Gruppen, Strukturen und Lebensformen. Köln,2001; Idem. Das Kreuz und der Halbmond. Düsseldorf,2004.

[34] Обозначение «армянин» средневековых источников также имело не только этнический смысл, но и конфессиональный, распространяясь на всех, кто придерживался монофиситства. Об армянской общине Кафы, см.: Кучук-Иоанессов Х. Старинные армянские надписи и старинные рукописи в пределах Юго-Западной Руси и в Крыму // Древности восточные. М.,1903. Т.3. Вып.3; Микаэлян В.А. На крымской земле: История армянских поселений в Крыму. Ереван,1974; Корхмазян Э.М. Армянская миниатюра Крыма. Ереван,1978; Дрампян И.Р., Корхмазян Э.М. Худажественные сокровища Матенадаран. Ереван,1980. С.169 и др.; Халпахчьян О.Х. Этапы планировки и застройки Феодосии // Архитектурное наследство. Киев,1975. С.35-49; Он же. Данные о неизвестном армянском монастыре в Кафе // Историко-филоллогический журнал. Ереван,1978. №2. С.175-181; Loenertz J. Deux eveques dominicains de Caffa // Archivum fratrum praedicatorum. Roma,1935. T.5. P.346-357; Richards J. Deux eveques dominicains, agents de l’union armenienne au moyen age // Archivum fratrum praedicatorum. Roma,1949. T.19. P.255-265; Cazacu M., Kevonian K. La chute de Caffa en 1475 á la lumiere de nouveaux documents // Cahiers du monde russe et sovietique. P.,1975. N 4. P.495-538; Buschhausen H. Die Krim als letztes Zentrum der Kreuzfahrerkunst und ihre Beziehungen zum Kleinarmenischen Königreich Kilikien // Byzantinobulgarica. Sofia,1986. Vol.8. S.150-169; Balard M. Les arméeniens á Caffa du XIII-e au XV-e siècle // Arménie entre Orient et Occident. P.,1996. P.139-141.

[35] О тюрках, татарах, мусульманах в Кафе, см.: Веселовский А.Н. Новые сведения о Кафе и крымских татарах из начала XV в. // Журнал Министерства народного просвещения. С.-Пб.,1888. Ч.256. №4; Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII в. С.-Пб.,1887; Абу-л-Гази Бахадур хан. Родословное древо тюрков. Казань,1906; Еманов А.Г. Латиняне и нелатиняне в Кафе (XIII-XV) // Из истории Византии и византиноведения. С.-Пб.,1991. С.107-116; Zaianczkowski A. La chronique des steppes Kipchak “Tevarich-i Dest-i Qipcaq” du XVII-e siecle. Warszawa,1956; Lombard M. Caffa et la fin de la route mongole // Annales. Economeis. Sociétés. Civilisations. P.,1949. P.100-103; Musso G. Gli orientali nei notai genovesi di Caffa // Archivi e cultura / Rassegna dell’ Assoziazione archivistica. Roma,1973. N 7. P.97-110; Drüll D. Der Codex Cumanicus: Entstehung und Bedeutung. Stuttgart,1980; Balard M. Les orientaux á Caffa au XV-e siècle // Byzantinische Forschungen. 1987. T.11. P.223-238; Idem. „Infideles“ ou Comans? A propos des “sarraceni” de Caffa // La storia dei genovesi. Genova,1988. Vol.8. P.9-15; Kramarovski M. I mongoli sulle coste settentrionali del Mar Nero. Un nuovo paradigma culturale // Dal Mille al Mille. Tesori e popoli dal Mar Nero. Milano,1995. P.226-235.

[36] Обозначение «еврей» средневековых тестов имеет многозначный смысл: с этнографической точки зрения это – предки караимов и крымчаков, с лингвистической точки зрения это – тюрки, с антропологической точки зрения – монглоиды. О евреях и караимах в Кафе, см.: Лехно Д. [Девар Сефатаим] // Записки Одесского общества истории и древностей. Одесса,1850. Т.2. С.693-704; Хвольсон Д.А. Восемнадцать еврейских надгробных надписей из Крыма. С.-Пб.,1882; Гаркави А. Отрывки из исторического сочинения Д. Лехно // Отчет Императорской публичной библиотеки за 1882 г. С.-Пб.,1884; Полканов А.И. Крымские караимы. Симферополь,1995; Chwolson D. Corpus inscriptionum hebraicarum. S.-Pb.,1882. S.220-233; Harkawy A. Altjudische Denkmäler aus der Krim. S.-Pb.,1876; Musso G. Gliebrei nel Levante Genovese: Ricerche d’archivio // La Berio/ Genova,1970. An.10. N 2. P.5-27; Jacoby D. Société et démographie á Byzance et en Romanie Latine. L.: Variorum,1975.

[37] В историографии XIX – первой половины XX вв. преобладало мнение о 70000 жителей Кафы, основанное на информации Иоганна Шильтбергера начала XV в. о 6000 домов в бурге и 11000 домов в пригорода (Шильтбергер И. Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 гг. Баку,1984. С.45). В конце ХХ в. эти данные были пересмотрены на основе сравнения с турецкими переписями конца XV в., количества храмов, бань, площади и плотности населения. М.Балар полагал, что население Былов пределах 20000 жителей (Balard M., Veinstein G. Continuité ou changement d’une paysage urbain& (Caffa génoise et ottomane) // La paysage urbain au Moyen Age. Lion,1981. P.121). М.М.Фрейденберг определял численность населения 10000-11000 человек (Фрейденберг М.М. Дорогами тысячелетий, или об одном распространенном заблуждении // Правда. Феодосия,1988. №208). А.Л.Пономарев на основе математического моделирования по данным книги массариев Кафы 1381-1382 гг. говорил о 9000 жителей города (Пономарев А.Л. Территория и население Кафы по данным бухгалтерской книги – массарии казначейства за 1381-1382 гг. // Причерноморье в средние века. С.-Пб.,2000. Вып.4. С.381-392).

[38] Defremery C., Sanguinetti B.R. The travels of Ibn Battuta a.d. 1325-1354. Cambridge,1972. P.470-471.

[39] Evans A. La pratica della mercatura di Francesco Balducci Pegolotti. Cambridge Mass.,1936.

[40] Например, см.: Григорьев А.П., Григорьев В.П. Коллекция золотоордынских документов XIV в. из Венеции.С.-Пб.,2002.

[41] О спорности осмысления термина «тудун», см.: Пономарев А.Л. Указ. соч. С.393, сл.

[42] Desimoni C. Tratatto dei genovesi col chan dei tartari nel 1380-1381 scritto in lingua volgare // Archivio storico italiano. Firenze,1887. Vol.20. P.161-165.

[43] А.Л.Пономарев отмечает различие между «ханлюками-евреями» и «ханлюками-греками», представлявшими основные группы местного населения земледельческой периферии (Пономарев А.Л. Указ. соч. С.393, сл.).

Евгений Васильевич Петров, доктор исторических наук, профессор кафедры Всеобщей истории Нижневартовского государственного педагогического института. Медиевист, специалист по истории средневековой Австрии, автор монографий и учебных пособий по этой проблематике. E-mail: persej@nptus.ru; ngpisci@nvartovsk.wesnet.ru

* Начало, см.: Европа: Междунар. альманах. Тюмень: ТюмГУ, 2003. Вып. III. С. 37-45.

[44] Stolz O. Land und Landesfürst in Bazern. Ein Beitrag zur Geschichte dieser Bezeichnungen und Begriffe in Deutschland // Zeitschrift für bayerische Landesgeschichte. München,1942.Bd.13. S. 189; Brunner O. Land und Herrschaft. Grundfragen der territorialen Verfassungsgeschichte Österreich im Mittelalter. Leipzig; Prag,1959. S. 229.

[45] Stolz O. Land und Landesfürst. S. 217; Hupp O. Die Wappenbücher von Arlberg // Die Wappenbücher der deutschen Mittelalters. 1937-1939. Bd. 1. S. 22: „dye grafschaft ze Tyrol“ (1400).

[46] Brunner O. Op. cit. S. 332; Rlein H. Erzstift Salzburg und seine Nachbarrterritorien // Salzburg-Atlas. Salzburg, 1955. T. II. S. 95.

[47] Stolz O. Verfassungsgeschichte des Landes Voralberg. Monfort,1950. Bd.5. S.44; Weitl L. Landesgeschichte // Landes- und Volkskunde, Geschichte, Wirtschafts und Kunst Vorarlberg. Wien, 1968. Bd. 2. S. 167; Bilgeri B. Voralberger Geschichte im neuen „Territiorien-Ploetz“. Monfort, 1965, Bd. 17. S. 389.

[48] Stolz O. Op. cit. S. 18.

[49] Ibid. S.28, 52.

[50] Ibid. S. 32.

[51] Ibid. S.42; Tiffenthaler M. Die Voralberger Eidgenossenschaft von 1391 // Schriften des Vereines für Geschichte des Bodensees und seiner Umgebung. Salzburg, 1951. Bd. 70. S. 31.

[52] Weitl l. Op. cit. S.211; Stolz O. Op. cit. S. 43.

[53] Brunner O. Land und Herrschaft. S.205.

[54] Hoffmann A. Das Wappen des Landes Oberösterreich als Sinnbild seiner Staatsrechtlichen Entwicklungsgeschichte. S.L.,1947; Idem. Das Landeswappen und der große Freicheitsbrief Rudolfs IV // Mittelungen des Oberösterreichischen Landesarchivs. Linz,1960. Bd. 7. S. 296.

[55] Mitteis H. Der Staat des hohen Mittelalters. Grundlinien einer Verfassungsgeschichte des Lenszeitalters. München,1962. S.203.

[56] Bader K.S. Volk – Stamm – Territorium // Historische Zeitschrift. Wien,1953. Bd.176. S.466; Hirsch H. Die hohe Gerichtsbarkeit im deutschen Mittelalter. München,1922; Brunner O. Land und Herrschaft. S. 193.

[57] Kallen G. Das Kölner Erzstift und der „Ducatus Westfalie et Angarie“ // Probleme der Rechtsordnunug in Geschichte und Theorie. Zehn auswählte Aussätze. Köln,1965. S.22.

[58] Luschin von Ebengreuth A. Österreichische Reichsgeschichte des Mittelater. Bamberg,1914. S.182; Brunner O. Land und Herrschaft. S. 191; Mayer T. Friedrich I. und Heinrich der Löwe // Keisertum und Herzogsgewalt im Zeitalter Friedrichs I. / Schriften des Reichsinstituts für ältere deutsche Geschichtskunde. Leipzig,1944. Bd.9. S.411; Hirsch H. Die Klostergrundungen // Das Waldviertel. Wien, 1937. Bd. 7. S.102.

[59] Brunner O. Land und Herrschaft. S.190.

[60] Brunner O. Land und Herrschaft. S.193; Mitteis H. Land und Herrschaft. Bemerkungen zu dem gleichnamigen Buch Otto Brunner // Die Rechts idee in der Geschichte. Gesammekte Abhandlungen und Vorträge. München,1957. S.369.

[61] Schlesinger W. Herrschaft und Gefolgschaft in der germanisch-deutschen Verfassungsgeschichte des Mittelalters.Bd.I: Germanen, Franken, Deutsche. München,1963. S.49.

[62] Brunner O. Land und Herrschaft. S.194.

[63] Luschin von Ebengreuth O. Op.cit. S.289.

[64] Представление о праве издания законов земским князем, например, герцогом Рудольфом IV, см.: Stolz O. Land und Landesfürst. S.209, 211.

[65] Brunner O. Land und Herrschaft. S. 392; Luschin von Ebengreuth A. Op. cit. S. 97, 297.

[66] Plausnitz O. Feuda extra curtem. Mit besondere Berücksichtigung der Branderburgischen Lehen in Österreich // Quellen und Studien zur Verfassungsgeschichte des Deutschen Reiches in Mittelalter und Neuzeit. München,1929. Bd.VI. T.3; Lechner K. Zur Geschichte und Bedeutung der Brandenburgischen Lehen in Österreich // Jahrbuch für Landeskunde von Niederösterreich. Wien,1931. Bd.24. S.259.

[67] Все это касается, например, господ или графов Шаунбергских, см.: Hoffmann A. Zur Geschichte der Schaunbergischen Reichslehen // Mitteilungen des Oberösterreichischen Landesarchivs. Linz,1954. Bd.3. S.381; Hageneder O. Die Grafschaft Schaunberg. Beiträge zur Geschichte eines Territoriums im späten Mittelalter. S.L.,1957. Bd.5. S.196; Idem. Das Land der Abtei und die Grafschaft Schaunberg. S.L.,1960. Bd.7. S.272; Strnadt J. Materialien zur Geschichte den Entwicklung der Gerichtsverfassungs und des Verfahrens in den alten Vierteln des Landes ob der Enns bis zum Untergange der Patrimonialgerichtsbarkeit // Archiv für Österreichsche Geschichte. Wien,1909. Bd.97. S.280. О подобных правах бамбергских господств в Каринтии ср.: Brunner O. Land und Herrschaft. S. 211.

[68] Luschin von Ebengreuth A. Op. cit. S.62, 143.

[69] Brunner O. Land und Herrschaft. S.218.

[70] Stolz O. Land und Landesfürst. S.190.

[71] Brunner O. Land und Herrschaft. S. 218.

[72] Stölz J. Zur Geschichte der Herren und Grafen von Schaunberg // Denkschriften der philosophisch-historischen Akademie der Wissenschaften. Wien, 1862. Bd.12. S.162.

[73] Hageneder O. Geistliche Gerichtsbarkeit in Ober- und Niederösterreich. Von den Anfängen bis zum des 15. Janrhunderts // Forschungen zur Geschichte Oberösterreichs. Linz,1967. Bd.10. S.155.

[74] Ibid. S.151; Appelt H. Die Rechtstellung der ältesten steirischen Landeshauptleute // Zeitschrift der historischen Vereines für Steiermark. Steir,1962. Bd.53. S.15; Hageneder O. Die Entstehung des Landes ob der Enns // Kulturzeitschrift Oberösterrech. Linz, 1968. Bd. 18. T.2. S.20.

[75] Wiesflecker H. Meihard der Zweite. Tirol, Kärnttn und ihre Nachbarländer am Ende des 13. Jahrhundert. Innsbruck,1955. S.199, 215.

[76] Ibid. S.22.

[77] Brunner O. Land und Herrschaft. S.211; Luschin von Ebengreuth A. Op. cit.; Neumann W. Wirklichkeit und Idee des „Windischen“ Erzherzogtum Kärnmen // Das Kärtner Landesbewußtsein und die österreichschen Freicheitsbriefe. Südostdeutsches Archiv. Klagenfurt,1960. Bd.3. S.166.

Сергей Станиславович Пашин, доктор историческихнаук, профессор кафедры отечественной истории Тюменского государственного университета. Специалист по истории Галицкой Руси, Польши XIII – XVI вв., автор монографий и книг по генеалогии и дипломатике этих регионов. E-mail: spashin@utmn.ru

[78] Маterialy агchiwalne. Lwow, 1890. N 74. S. 6; Аkta grodzkie i ziemskie (далее – AGZ). We Lwowie, 1875. Т. 5. N 90, 115; S. 115, 148; We Lwowie, 1876. Т. 6. N 77. S. 110; We Lwowie, 1878. Т. 7. N 88. S. 161-162; We Lwowie, 1883. Т. 9. N 80, 89. S. 110-111, 122; We Lwowie, 1888. Т. 13. N 881, 5986, 6067, 6333, 6380. S. 65, 489, 498, 521, 524; We Lwowie, 1889. T. 14 N 630, 646. S. 79-80; We Lwowie, 1891. Т. 15. N ССХС, 1951, 3126. S. 102, 256, 421; We Lwowie, 1903. Т. 18. N 1690, 2447, 2473. S. 243, 358-359, 363; We Lwowie, 1906. Т. 19. N 2865, 2971. 5. 515, 542.

[79] AGZ. We Lwowie, 1894. T. 16. N 2200. S. 253-254; Zrodla dziejowe (далее – ZD). Warszawa, 1902. T. 18. Cz. 1. S. 114, 117, 143-145.

3АGZ. Т. 7. N. 88. S. 161-162; Т. 13. N2791. S. 202; Т. 18. N 169, 275,431, 714,724, 1577, 1784. S.25,39,65, 109, 111, 230, 256; Т. 19. N 2889. S. 519; ZD. Т. 18. Cz. 1 (В). S. 6, 20.

4 AGZ. Т. 15. N. 4449. S. 550; Т. 17. We Lwowie, 1901. N 786, 982, 2235-2236, 2491. S. 110, 134, 298, 331; Т. 18. N LXIII, 2474, 2476, 2503-2505, 3668. S. 110,364, 370, 511.

5 Ibid. Т. 17. N МСССLХШ. S. 504; Т. 18. N 2107, 2734, 4097. 8. 310, 404, 558;.20. Т. 18. Сz. 1. S. 114, 144.

[83] АGZ. Т. 13. N 4556-4558. S. 345; Т. 18. N 633. S. 97; Т. 19. N 2702, 2747, 2789. 8. 486, 493, 396, ZD. Т. 18. Сz. 1 (В). S. 11.

[84] АGZ. Т. 7. N 88. S. 161; Т. 13. N 6721, 6860. S. 555, 558; Т. 18. N 2354. S. 344; Т. 19. N 3034, 3064-3069, 3074-3076, 3085-3086. S. 571, 595-601, 605-609, 620-621:ZD Т. 18. Cz.. 1. S. 115.

[85] АGZ. We Lwowie, 1887. Т. 12. N 3541, 3676, 3876. S. 344, 360, 377; Т 13. N3155, 4009, 4063,4142, 4180-4181. S.227,293,297, 303, 305-306; Т.17. N 706. S. 68, Т.18.N 125, 899(с), 945,1430,1928,2560, 3869. 5.20, 137,143. 210. 284. 378, 532; Т. 19. N 860. S. 173; ZD. Т 18. Сz. 1(В). S. 2.

[86] 'АGZ.Т. 17. N 572, 633.S. 53, 60; Т. 18. N 117, 157. S. 18,24.

[87] Ibid. Т. 13. N 4556-4558, 6721, 6860. S. 345. 555, 558; Т. 18. N 633. S. 97; ZD. Т. 18. Сz. 1 (В).S. 11.

[88] Ibid. Т. 13. N 4550, 4556-4558, 5194, 6721, 6860. S. 344-145, 413, 555, 558; Т. 17 N 706. S.68; Т. 18.N 633,1431,2563. S.97,210, 379; Т.19.N 3036, 3038. 5.574-576;20. Т. 18. Сz. 1(В). S.11.

[89] АGZ. Т. 13. N 4770, 4826, 6117, 6855. 5. 3369, 374, 502, 558; Т. 18. N 1344, 1385, 2464, 4097. S. 200, 205, 361-362, 558; 20. Т. 18. Сz. 1 (В). S. 21; Boniecki А. Негbагz роlski. Warszawa, 1900. Т. 3. S. 369-370; Warszawa, 1904. Т. 7. S. 308.

[90] Boniecki A. Herbarz polski. Warzawa, 1901. Т. 4. 5. 16-17; ZD. Т. 18. Сz. 1 (В). S. 8, 17, 29.

[91] Kodeks dyplomatyczny malopolski. W Krakowie, 1905. Т. 4. N 1084. S. 93; Южнорусские грамоты. Киев, 1917. Т. 1. № 38. С. 70.

[92] АGZ. Т. 7. N 55. S. 106; Т. 17 N 30. S. 3. См. также: Т. 13. N 5896. S. 481.

[93] Ibid. T. 12. N 3460. S. 333; T. 17. N 3056, 3941. S. 357, 486; T.18. N 1258-1259, 1796, 3723, 3730. S. 187, 258, 518-519; T. 19. N 1091, 3037. S. 207, 574; ZD. T. 18. Cz. 1. S. 116, 145.

[94] АGZ. Т. 13. N 2791, 5924, 6123-6124, 6135-6137. S. 202, 484, 502-503; Т. 18. N 157-158, 924, 1690, 2353-2354. S. 24, 141, 243, 344; Кutrzeba S. Materyaly do dziejow pospolitego ruszenia z lat 1497 i 1509 // Archiwum komisji historycznej. Krakow, 1902. T.2. S. 112.

[95]AGZ. Т. 18. N 1313, 1318-1319, 2224, 2464, 2787, 2935, 3357, 4097. S. 195, 327, 361-362, 412, 428, 472, 558; ZD. Т. 18. СZ. 1. S. 115-116, 144.

[96] АGZ. Т. 13. N 3116, 4770, 4826, СССIV. S. 224, 369, 374-375; Т. 18. N 71, 1848. 263/, 3643,3868.S.12,268-269,390, 508, 532; ZD. Т. 18. СZ.1 (В). S. 29.

[97] АGZ. Т. 18. N 93, 1303, ССХ1Х. S. 14, 193-194, 471; Т. 19. N 3034, 3036, 3056-3057. S. 571-572, 574, 589-590; Boniecki А. Негbarz polski. Warszawa, 1907. Т. 10. S 166.

[98]АGZ. Т. 13. N 4556. S. 345;Т.18.N 2083,2446,2549,2560, 3406, 3412-3413, 3668, 3827, 3877. S. 306-307, 358, 377-378, 477-478, 528, 533; Kutzeba S. Materyaly….S. 295, ZD. Т. 18. Сz.1.S.114-116,144.

[99] АGZ. Т. 13. N 1182, 1729, 4699. S. 84, 121, 360; Т. 17. N 1641. S. 170; Т. 18. N 132, 1430, 1902, 2224, 2787, 3195, 3994, 4112. S.21,210,280,327,412,455-456,544, 559.

[100] Ibid N 612,2782, 3780-3781. S.92,411, 523-524; ZD. Т. 18. Сz.1. S. 114, 145.

[101] Словник староукраiнськоi мови XIV-XV ст. Киiв, 1977. Т. 1. С. 25, 518, Вoniecki А. Herbarz polski. Warszawa, 1908. T. 12. S. 351.

[102] Monumenta Poloniae historica. Lwow, 1872. T. 2. P. 627; Жерела до iсториi Украiни – Руси. Львiв, 1985. T. 1. C. 204.

[103]Полное собрание русских летописей. М., 1962. Т. 2. Стб. 787; Крип'якевич I.П. Галицько-Волинське князiвство. Киiв, 1984. С. 33.

[104] AGZ. Т. 13. N 2549, 2668. 4715-4716. S. 181, 191, 363; 18. N 147, 1449, 2085-2086, 2385. S. 22, 213, 307, 348; Kutrzeba S. Materyaly... N 247. S. 295; ZD. Т. 18. Сz. 1. S. 116

[105] АGZ. Т. 18. N 1401, 1837, 2953, 4403. S. 207, 266, 430, 591.

[106] Ibid. N 1886,3470-3473,3765. S.277,486-487,522, ZD. T. 18. Сz. 1. s. 116.

[107] АGZ. Т. 13. N 2480, 2545, 2653,2736-2737, 3166, 3594, 4715-4716. S. 177, 181, 190, 197. 228,258,363.

[108] Ibid. N 2778, 5603-5604, 6551. S. 201, 453, 538;.Т. 18. N 57-58, 146-147, 683, 1448. S. 9-10, 22, 104,213.

[109] Ibid. Т. 15. N 2235. S. 298; Т. 18. N 2465, 2948-2951. S. 362, 430:ZD. Т. 18. Cz 1. S.115. Ср.: Вoneski A. Herbarz polski. Warszawa, 1907. T. 11. S. 139

[110] АGZ. Т. 17.N 1420-1424, 1530-1537,1545-1552, 1602-1608,1627-1634,1643-1650. S. 145, 159-162,166-167,169-171; Т.18.N 624-625,627. S.95.

[111] Ibid. Т. 18. N 1080, 1488-1491, 1627, 2086, 2990, 3892, 3912, 3945, 3966, 4400-4405. S. 164, 218, 237, 307,435, 534, 536, 539, 542, 591-592; ZD. Т. 18. Cz. 1. S 116, 144.

[112] АGZ. Т. 13. N 805, 812, 3116, 3171, 3173, 3175, 3766, 3773, 4061, 6867. S. 60-61, 224, 228, 271-272, 296, 559; Т. 17. N 3519. S. 417; Т. 18. N 866(а)-867, 1125, 1992, 3449, 3862, 4073, 4077. S.132,170,293,483, 531, 554-555.

[113] ZD. Т. 18. Сz. 1 S. 115, 144; АGZ. We Lwowie, 1884. Т. 10. N 251. S. 16. Ср: Bonieski А. НегЬагz polski. Т. 12. S. 306.

[114] Пашин С.С. Дрогобычская шляхта XV - начала XVI века // Европа. Международный альманах. Тюмень, 2002. Вып. II. С. 68-78.

Сергей Витальевич Кондратьев, доктор исторических наук, профессор, декан факультета истории и политических наук, заведующий кафедрой новой истории и международных отношений Тюменского государственного университета. Специалист по по истории раннего нового времени, истории политической и правовой мысли Европы. Автор монографий и книг по этим проблемам. E-mail: skondratiev@utmn.ru

* Этот текст был написан еще в 1988 г. и предназначался сначала в качестве доклада для конференции, посвященной «буржуазной» (т.е. несоветской) историографии, а затем – статьи в соответствующий сборник. Но сборник тот, хотя и был собран, но по каким-то причинам так и не увидел свет. Первоначально я несколько раз предпринимал вялые попытки вернуть статью, пока не выяснил, что редактор, как и все мы в начале 90-х увлеченный занятиями далекими от науки, но важными с точки зрения хлеба насущного, просто не знает о судьбе папки с переданными ему когда-то рукописями. С тех пор об этом курьезном случае было забыто, но, недавно перебирая старые бумаги, я обнаружил у себя одну из машинописных «закладок» того текста. Он публикуется здесь после минимальной правки. Такую «бородатую» статью можно было бы и не публиковать, когда бы в учебной литературе не приходилось сплошь и рядом натыкаться на абзацы, описывающие борьбу абсолютизма Тюдоров или Стюартов с парламентской оппозицией. Оказавшись недавно сам в числе приглашенных участвовать в написании вузовского учебника, я с грустью прочел в присланной мне программе о том, что нужно среди прочего отразить «нарастание оппозиционности парламента». Эта фраза побудила извлечь из стола то, что там пролежало шестнадцать лет.

[115] Начало было положено в 1916 г. выступлением У. Нотстейна в Американской исторической ассоциации. См.: Notestein W. The Stuart Period: Unsolved Problems // Annual Reports of the American Historical Association for the year 1916. Washington, 1919. P.389 – 399.

[116] Notestein W. The Winning of the Initiative by the House of Commons // Proceedings of the British Academy. 1924. Vol. II. P. 125 – 176; Idem. The House of Commons, 1604 – 1610. New Haven, 1971; Pollard A. The Evolution of Parliament. L., 1926; Neal J.E. The Elizabethan House of Commons. L., 1949; Idem. Elizabeth I and her Parliaments. L., 1953. Vol. 1, 1957, Vol. 2.

[117] Greaves M.A.R. The Tudor Parliaments: Crown, Lords and Commons, 1485 – 1603. Auckland, 1985. P.1.

[118] Вывод априорный, поскольку палату лордов упомянутые историки вообще не изучали. В работах о верхней палате эта точка зрения подтверждения не получила. См.: Greaves M.A.R. The House of Lords in Parliaments Edward VI and Mary I. Cambridge, 1981; Foster E.R. The House of Lords, 1603 – 1649: Structure, Procedure and the Nature of Business. Chapel Hill, 1983.

[119] Тезис Дж. Нила о наличии в парламентах Елизаветы Тюдор пуританской оппозиции опровергается некоторыми современными историками. См.: Greaves M.A.R. The Tudor Parliaments… P.127.

[120] См., например: Roskell J.S. Perspectives in English Parliamentary History // Bulletin of the John Rylands Library. 1964. Vol.46. P.448 – 475. Reprinted in Historical Studies of the English Parliament. Cambridge, 1970. Vol.2. P.296 – 322.

[121] Russell C. Parliamentary History in Perspective, 1604 – 1629 // History. 1976. Vol.61, N.201. P.1 – 27. К. Рассел родился в 1937 г., в семье знаменитого философа Бертрана Рассела. Дед его, Джон Рассел, был премьер-министром от партии вигов. После окончания Оксфорда К. Рассел долгое время читал лекции в Бэдфорд Колледж, в Лондоне. С 1979 по 1984 г. он преподавал в Йельском университете, в котором существует центр по изучению истории парламента, возглавляемый Д. Андердауном. Затем вернулся в Англию. В настоящее время является профессором Университетского колледжа (University College) в Лондоне. Автор работ по истории английского парламента XVI – начала XVII в. См.: Russell C. The Crisis of Parliaments: English History, 1509 – 1660. Oxford, 1971; Parliament and the King’s Finance // The Origins of the English Civil War / Ed. By C.Russell. Macmillan, 1973. P.91 – 116; The Foreign Policy Debate in the Parliament of 1621 // Historical Journal. 1977. Vol.20, N2. P.289 – 309; Parliaments and English Politics, 1621 – 1629. Oxford, 1979; The Nature of a Parliament in Early Stuart England // Before the English Civil War //Ed/ by H. Tomlinson. L., 1983. P.123 – 150; Why did Charles I fight the Civil War / /History Today. 1984. Vol. 34. June. P.31-34.

[122] Journal of Modern History, 1977. Vol. 49. N.4; Ibid. 1978. Vol. 50. N.1; Faction and Parliaments: Essays on Early Stuart History / Ed. By K. Sharpe. Oxford, 1978; Past and Present, 1981. N.92; Ibid. 1982. N.98; Parliamentary History, 1987. Vol.6. N.2.

[123] Tomlinson H. The Causes of War: A Historiographical Survey // Before… P.24.

[124] Christianson P. Politics and Parliaments in England, 1604 – 1629 // D’Histoir. 1981. Vol.15, N.4. P.110 – 111; Rabb T.K. Revisionism revised: Two Perspectives on Early Stuart Parliamentary History: The Role of the Commons // Past and Present. 1981. N 92. P.55 – 78; Hirst D. Revisionism revised: Two Perspectives on Early Stuart Parliamentary History: The Place of Principal // Ibid. P.79 – 99.

[125] Hirst D. Op. cit. P. 80

[126] Образ, с соответствующей ссылкой, позаимствован у Дж. Элтона. См.: A High Road to the Civil War // Essays in Honour of Garrett Mattingly / Ed. By Ch. H. Carter. L., 1966.

[127] Russell C. Parliamentary History in Perspective… P.1 – 2.

[128] Ibid. P. 3

[129] Russell C. Parliaments… P.23; The Nature of a Parliament… P.125 - 126

[130] Вывод недавно нашедший подтверждение у чикагского историка М. Кишлански, см.: Kishlansky M.A. Parliamentary Selection: Social and Political Choice in Early Modern England. Cambridge, 1986. P. 3 – 101.

[131] Russell C. Parliaments… P.5 – 26, 32 – 34, 70 – 84.

[132] Ibid. P.6 -8.

[133] Russell C. Parliamentary history in perspective… P.6 – 11.

[134] Ibid. P. 11, 14, 16.

[135] Elton G. Tudor Politics: the points of contact. I. Parliament // Transactions of the Royal Historical Society / 5th series. Vol. 24. P.183 – 200; Idem. Parliament in the sixteenth century: Functions and Fortunes // Elton G. Studies in Tudor and Stuart Politics and Government. Cambridge, 1983. Vol. III. P.156 – 182.

[136] Russell C. The Nature of a Parliament… P. 131 – 133; Idem. Parliaments... P. 21, 419.

[137] Idem. Parliamentary history in perspective… P. 6.

[138] Idem. Parliaments… 424 – 430.

[139] Ibid. P. 422.

[140] Russell C. The causes of the English Civil War: the Ford lectures delivered in the University of Oxford, 1987-1988. Oxford, 1990; The fall of the British monarchies, 1637-1642. Oxford, 1991.

[141] Russell C. Academic Freedom. L., 1993; An Intelligent Person's Guide to Liberalism. L., 1999.

Владимир Николаевич Ерохин, кандидат исторических наук, доцент кафедры Всеобщей истории Нижневартовского государственного педагогического института. Специалист по английской историографии, истории Англии XVII в., автор монографии и статей по этой проблематике. E-mail: volodja@intramail.ru

1 Страны мира. Факты и цифры. С.-Пб., 2001. С. 35.

2 Bossy J. The English Catholic Community, 1570 – 1850. L., 1975. P. 7.

3 http://www.catholic-history.org.uk/crs/index.htm

4 Foley H. (Ed.) Records of the English Province of the Society of Jesus. Vol. 1 – 8. L., 1877 – 1883.

5 Law T. G. (Ed.) The Archpriest Controversy. V. 1 – 2. Camden Society. S.l., 1896; 1898.

6 Bossy J. Op. cit. P. 1.

7 Pollen J. H. The English Catholics in the Reign of the Queen Elizabeth. L., 1920.

8 Meyer A. O. England and the Catholic Church under Queen Elizabeth / Trans. by J. K. McKee. L., 1915.

9 Magee B. The English Recusants. L., 1938.

10 Bossy J. Op. cit. P. 2.

11 Aveling J. C. H. Post - Reformation Catholicism in East Yorkshire. East Yorkshire Local History Society S.L., 1960; Idem. The Catholic Recusants of the West Riding of Yorkshire, 1558 – 1790. Leeds Philosophical and Literary Society S.L.,1963; Idem. Northern Catholics: The Catholic Recusants of the North Riding of Yorkshire, 1558 – 1790. L., 1966; Idem. The Handle and the Axe. The Catholic Recusants in England from Reformation to Emancipation. L., 1976.

13 Ibid. P. 5.

14 Haigh Ch. The Fall of a Church or the Rise of a Sect? Post Reformation Catholicism in England // Historical Journal. 1978. Vol. 21. № 1; idem. The Continuity of Catholicism in the English Reformation // Past and Present. 1981. № 93.

15 Dures A. English Catholicism, 1558 – 1642. Burnt Mill, Harlow, Essex, 1983. P. 18.

16 Bossy J. Op. cit. P. 16, 32.

17 Defoe Daniel. A Tour through England and Wales S.L.,1724 Цит. по: Bossy J. Op. cit. P. 79.

17 Ibid.

18 Bossy J. Op. cit. P. 79.

19 Dickens A. G. The English Reformation. L., 1964. P. 212 – 213.

20 Bossy J. Op. cit. P. 86.

21Hill Ch. Society and Puritanism in Pre – Revolutionary England. L., 1966. P. 147.

22 Bossy J. Op. cit. P. 88 – 89.

23 Ibid. P. 90 – 91.

24 Особенно в этом отношении существенна работа К. Хилла: Hill Ch. The Puritans and the Dark Corners of the Land // Transactions of the Royal Historical Society. 5 Series. S.L.,1963. T. XII. P. 77 – 102

25 Haigh Ch. Reformation and Resistance in Tudor Lancashire. Cambridge: UP, 1975. P. 225.

26 Bossy J. Op. cit. P. 92.

27 Thirsk J. (Ed.) The Agrarian History of England and Wales. IV. Cambridge,1967. P.80-89.

28 Bossy J. op. cit. P. 95 – 96.

29 Напр.: Pugh F. Monmouth Recusants in the Reigns of Elizabeth and James I // South Wales and Monmouthshire Record Society Publications. 1957. № 4. P. 59 – 110; Lindley K. J. The Lay Catholics of England in the Reign of Charles I // Journal of Ecclesiastical History. 1971. Vol. XXII. P. 217.

30 McGrath P. Papists and Puritans under Elizabeth I. L., 1967. P. 114.

31 Bossy J. Op. cit. P. 100.

32 Rowlands M. Catholics in Staffordshire from the Revolution to the Relief Acts, 1689 – 1791: M. A. Thesis. Birmingham,1965.

33 Paul J. E. Hampshire Recusants in the Time of Queen Elizabeth // Proceedings of the Hampshire Field Club. S.L.,1959. Vol.XXI. P. 61 – 81; Williams J. A. Catholic Recusancy in Wiltshire, 1660 – 1791. S.L.,1968.

34 Bossy J. Op. cit. P. 103.

35 Jordan W. K. Philantropy in England. L., 1959; idem. The Charities of London. L., 1960; idem. The Charities of Rural England. L., 1961; idem. The Social Institutions of Lancashire. S.L., 1962.

36 Bossy J. Op. cit. P. 106 – 107.

37 Meyer A. O. Op. cit. P. 63.

38 Bossy J. Op. cit. P. 190.

39 Lindley K. J. The Part Played by Catholics in the English Civil War: Ph. D. Thesis. Manchester,1968.

40 Magee B. Op. cit. P. 111, 116.

41 McGrath P. Op. cit. P. 399.

42 Bossy J. Op. cit. P. 192.

Анатолий Викторович Ремнев, член Академии Гуманитарных наук, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории Омского государственного университета. Специалист по истории Российской империи, истории государственного управления Сибири. Автор монографии «Самодержавие и Сибирь». E-mail: remnev@omsu.omskreg.ru

Статья написана при поддержке АНО ИНО Центр в рамках программы «Межрегиональные исследования в общественных науках» совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, Институтом перспективных исследований им. Кеннана (США) при участии Корпорации Карнеги в Нью-Йорке (США), Фондом Джона Д. и Кэтрин Мак-Артуров *США). Точка зрения, отраженная в данном документе, может не совпадать с точкой зрения вышеперечисленных благотворительных организаций. Грант КТК 346/1-3-03 «Российский имперский ориентализм второй половины XIX – начала XX в».

1 Фудель И. К. Леонтьев и Вл. Соловьев в их взаимных отношениях // К.Н. Леонтьев: pro et contra. М., 1995. Кн. 1. С. 403. Об «империализме» В.С. Соловьева см. также: Межуев Б. Вл. С. Соловьев и петербургское общество 1890-х годов. К предыстории "имперского либерализма" // Электронный сайт библиотеки «Русский Архипелаг».

2 См.: Пивоваров Ю.С. Русская история как «Русская идея»: историко-философские предпосылки (часть I) // Россия и современный мир. 2003. № 2 (39). С. 11.

3 Каппелер А. Две традиции в отношениях России к мусульманским народам Российской империи // Отечественная история. 2003. № 2.

4 Ремнев А.В. Россия движется на восток. «Знание-власть» и возможности ориенталистского дискурса в имперской истории России (в печати).

5 Россия: государственные приоритеты и национальные интересы. М., 2000. С. 131.

6 Схиммелпеннинк ван дер Ойе Д. Идеологии империи в России имперского периода // Ab Imperio. 2001. № 1-2. C. 214. Подробнее о четырех модификациях российского видения Дальнего Востока, олицетворенных именами Э.Э. Ухтомского, Н.М. Пржевальского, С.Ю. Витте, А.Н. Куропаткина, см.: Schimmelpenninck van der Oye D. Toward the Rising Sun: Russian Ideologies of Empire and the Path to War with Japan. DeKalb, 2001.

7 Максимов А.Я. Наши задачи на крайнем востоке // Русский вестник. 1888. № 1. С. 118.

8 Le Donne J. The Russian empire and the world. 1700-1917. The geopolitics of expansion and containment. Oxford; N. Y.: Oxford UP, 1997. P. 185.

9 Погодин М.П. Историко-политические и записки в продолжение Крымской войны, 1853-1856 гг. М., 1874. С. 242-243. См. также: Рязановский Н.В. Азия глазами русских // В раздумьях о России (XIX век). М., 1996. С. 400-401.

10 См. мою книгу: Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX – начала XX веков. Омск, 2004.

11 Цымбурский В. Дваждырожденная «Евразия» и геостратегические циклы России // Вестник Евразии. 2003. № 4 (23). С. 16-19.

12 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М., 1991. С. 62.

13 Bassin M. Inventing Siberia: Visions of the Russian East in the Early Nineteenth Century // The American Historical Review. 1991. V. 96. № 3; Овсянников В.И. Азия и общественно-политическая мысль России // Восток. 1992. № 4.; Рязановский Н.В. Азия глазами русских // В раздумьях о России (XIX век). М., 1996; Лукин А.В. Образ Китая в России (до 1917 года) // Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 5.

14 Межуев Б.В. Моделирование понятия "национальный интерес". На примере дальневосточной политики России конца XIX - начала XX в. // Полис. 1999. № 1. С. 36.

15 Филиппова Т.А. В царстве «белого царя». Методы стабилизации поздней империи // Новый мир истории России. Форум японских и российских исследователей. М., 2001. С. 180-181.

16 Самодержавие и реформы. От самодержавной к советской России. СПб., 1996. С. 380, 408.

17 Рибер А. Устойчивые факторы российской внешней политики: попытка интерпретации // Американская русистика: Вехи историографии последних лет. Советский период. Самара, 2001. С. 95-100; См. также: Ремнев А.В. У истоков российской имперской геополитики: азиатские «пограничные пространства» в исследованиях М.И. Венюкова // Исторические записки. М, 2001. Т. 4 (122). С. 344-369.

18 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. Л., 1984. Т. 27. С. 36-38, 73, 78-79.

19 Федоров Н.Ф. Соч. М, 1982. С. 110, 286, 335, 378. См. также: Сетницкий Н.А. Русские мыслители о Китае (В.С. Соловьев и Н.Ф. Федоров). Харбин, 1926. С. 5-6.

20 Мигулин П.П. Война и наши финансы // Русь. 1904. 7 (20) авг.

21 Об отношениях европейцев к Китаю. Речь, произнесенная на акте Санкт-Петербургского университета 8 февраля 1887 г. профессором А.М. Позднеевым // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. СПб., 1887. Вып. 27. С. 263.

22 Васильев В.П. Открытие Китая. СПб., 1900. С. 1, 19, 21.

23 [Васильев В.П.] Современное положение Азии. – Китайский прогресс. Речь, приготовленная заслуженным профессором Васильевым для прочтения на акте 8 февраля 1883 г. в Санкт-Петербургском университете. СПб., 1883. С 2, 23.

24 Георгиевский С.М. Важность изучения Китая. СПб., 1890. С. 263, 270.

25 Россия, Монголия и Китай (статья Э. Реклю из «Contemporary Review») // Санкт-Петербургские ведомости. 1896. 6 февр.

26 Там же. 1896. 8 февр.

27 Ухтомский Э.Э. К событиям в Китае (Об отношениях Запада и России к Востоку). СПб., 1900.

28 Сыромятников С.Н. Россия и Япония // Новое время. 1903. 28 сент. (11 окт.).

29 Самойлов Н.А. Китай в геополитических построениях российских авторов XIX – начала XX вв. // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Благовещенск, 2001. Вып. 2. С. 456.

30 Кутузов П. Желательные основы русско-китайского соглашения. Возражения на мысли князя С.Н. Трубецкого о разделе Китайской империи. СПб., 1900. С. 61.

31 Амфитеатров А.В., Дорошевич В.М. Китайский вопрос. М., 1901. С. 23.

32 Бадмаев. П.А. За кулисами царизма. Минск; М., 2001. С. 79.

[143] Доклад министра финансов Витте Александру III относительно записки Бадмаева // Там же. С. 93-96.

[144] Записка о Маньчжурии Генерального штаба полковника Барабаша (По данным, добытым при поездке в Гирин в 1882 г.) // Сборник географических, топографических и статистических материалов по Азии. СПб., 1883. Вып. I. С. 103-104, 105-106.

[145] «О возможной войне с Китаем» полковника Генерального штаба Н.М. Пржевальского (Урга, 22 окт. 1880 г.) // Там же. С. 304.

[146] Пржевальский Н.М. От Кяхты на истоки Желтой реки. СПб., 1888. С. 275, 509; он же. Разбор пограничных районов Притянь-Шанского, Ургинского и Амурского (Санкт-Петербург, 6 апр. 1881 г.) // Там же. СПб., 1883. Вып. I. С. 315. См. также: Схиммелпеннинк ван дер Ойе Д. Свет с Востока // Родина. 1995. № 11; он же. Повторить подвиги Кортеса? Российское «восточничество» на рубеже XIX – XX вв. // Рубежи. 1998. № 2; он же. Несостоявшийся Кортес. Имперские амбиции Николая Пржевальского // Родина. 2002. № 6. Н.М. Пржевальского привлекали для обучения наследника великого князя Николая Александровича, будущего императора Николая II. Цесаревич с восхищением читал письма Пржевальского о его путешествиях по Азии. – Схиммелпеннинк ван дер Ойе Д. Идеологии империи в России имперского периода //Ab Imperio. 2001. № 1-2. C. 217. Военный министр А.Ф. Редигер вспоминал о господствовавшей на рубеже XIX-ХХ вв. точке зрения Пржевальского, «что с одним батальоном можно пройти через весь Китай». – Редигер А.Ф. История моей жизни. Воспоминания военного министра. Т. 1. М., 1999. С. 316.

[147] Мартенс Ф.Ф. Россия и Китай. Историко-политическое исследование. СПб., 1881. С. 31.

[148] Записка Ф.Ф. Мартенса «Европа и Китай» // Красный архив 1927. Т. 1 (20). С. 177.

[149] Маккиндер Х. Дж. Географическая ось истории // Политические исследования. 1995. № 4. С. 163.

[150] Тихонравов Ю.В. Геополитика. М., 1998. С. 97-105, 112-128.

[151] Примечательно, что именно А.И. Воейкову было поручено Александром III подготовить научную программу 10-месячного путешествия наследника российского престола Николая Александровича на Восток. – Максименко В.И. Россия и Азия, или анти-Бжезинский (очерк геополитики 2000 года) // Восток. 2000. № 1. С. 57.

[152] Ольденбург С.С. Царствование императора Николая II. СПб., 1991. С. 109, 110.

[153] Романов Н.С. Летопись города Иркутска за 1881-1901 гг. Иркутск, 1993. С. 337.

[154] Вильгельм II называл Николая II «великим императором Востока», «знатоком Востока».

[155] Имеются сведения, что Вильгельм II заказал эту картину придворному живописцу Герману Кнакфусу. В Третьем рейхе картина в виде почтовой открытки использовалась нацистской пропагандой.

[156] Переписка Вильгельма II с Николаем II. М.; Пг., 1923. С. 22.

[157] Бюлов Б. Воспоминания. М.; Л., 1935. С. 58.

[158] Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю. М., 1989. Т. 1. С. 214. «Эта система союзов носит в себе семя неизбежных столкновений». Записка русского дипломата на высочайшее имя за два года до первой мировой войны // Источник. 1997. № 6. С. 42, 45.

[159] Вильгельм II – Николаю II (10 июля 1895 г.) // Переписка Вильгельма II с Николаем II. М.; Пг., 1923. С. 9. Еще в 1882 г. журнал «Русская мысль» (№ 1) с иронией писал, что немцы сочинили для нас новейшую историко-политическую теорию, что наша миссия состоит в перенесении европейской цивилизации в среду азиатских народов.

[160] Цит. по: Сергеев Е.Ю. «Иная земля, иное небо…». Запад и военная элита России (1900-1914 гг.). М., 2001. С. 174.

[161] Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М., 1989. С. 397.

[162] Делюсин Л.П. Что для русских Китай? // Россия и современный мир. 1998. Вып. 24 (21).

[163] Куломзин А.Н. Пережитое // Российский государственный исторический архив. Ф. 1642. Оп. 1 Д. 202. Л. 95.

[164] [Мещерский В.П.] Дневники // Гражданин. 1903. 22, 26 июня.

[165] Вестник Европы. 1900. № 4. С. 833.

[166] Межуев Б. Моделирование понятия «национальный интерес». На примере дальневосточной политики России конца XIX – начала XX в. // Электронный сайт библиотеки «Русский Архипелаг».

[167] Вестник Европы», 1894, №9. С. 395-398.

[168] Впервые опубликована в «Литературном приложении» к «Ниве» (1895. № 7).

[169] Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Собр. соч.: В 2-х т. М., 1988. Т. 1. С. 476, 477, 478.

[170] Соловьев В.С. Мир Востока и Запада // Собр. соч.: В 2-х т. М., 1989. Т. 2. С. 604-605.

[171] См.: Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. М., 1994. С. 184.

[172] Ухтомский Э.Э. Перед грозным будущим. К русско-японскому столкновению. СПб., 1904. С.6.

[173] Ухтомский Э.Э. Путешествие государя императора Николая II на Восток (в 1890-1891 гг.). СПб.; Лейпциг, 1897. Ч. 5 (Наша Азия). С. LVIII, 65, 75-76.

[174] Вестник Европы. 1900. № 4. С. 354-355.

[175] Богданович Е.В. Россия на Дальнем Востоке. СПб., 1901. Схожие мысли содержались и в других сочинениях. См. например: Новиков Я. Борьба Европы с Китаем (Будущность белой расы). СПб., 1901.

[176] Соловьев В.С. По поводу последних событий. Письмо в редакцию (1 июля 1900) // Вестник Европы. 1900. № 5. С. 303-304.

[177] Там же. С. 306.

[178] Трубецкой С.Н. Смерть В.С. Соловьева // Вестник Европы. 1900..№ 5. С. 414.

[179] Вестник Европы. 1900. № 5. С. 421.

[180] Бюлов Б. Воспоминания. М.; Л., 1935. С. 164-165, 266-267.

[181] [Вильгельм II] Проповедь германского императора на борте яхты “Гогенцоллерн”. Вильна, 1900. С. 3.

[182] Подробнее см.: Жукова Л.В. Идеологическое обоснование русско-японской войны в России: Автореф. дисс. … к. и. н. М., 1996.

[183] «Санкт-Петербургские ведомости». 1904. 27 янв.

[184] Мигулин П.П. Война и наши финансы // Русь. 1904. 24 июля (6 авг.).

[185] В.Г. [Гольцев В.А.] Иностранное обозрение // Русская мысль. 1904. № 10. С. 268.

[186] Санкт-Петербургские ведомости. 1904. 13 янв.

[187] Там же. 1904. 26 янв.

[188] Жданов Л.Г. Движение России на Дальний Восток (К берегам Великого Океана). СПб., 1904. С. 58, 77, 80.

[189] McReynolds L. The new under Russia’s old Regime. The development of mass-circulation Press. Princeton, N.Y., 1991. P. 193-197.

[190] Сикорский И.А. Характеристика черной, желтой и белой рас, в связи с вопросом русско-японской войны. Киев, 1904. С. 12.

[191] Куропаткин А.Н. Итоги войны. Отчет генерал-адъютанта Куропаткина. Т. 4. Варшава, 1906. С. 41.

[192] Дневник Алексея Сергеевича Суворина. London; М., 1999. С. 394.

[193] Куропаткин А.Н. Задачи русской армии. СПб., 1910. Т. 3. С. 255.

[194] Вильгельм II – Николаю II (3 янв. 1904 г.) // Переписка Вильгельма II с Николаем II. М.; Пг., 1923. С. 52.

[195] Конец желтой опасности. СПб., [1904]. С. 2.

[196] Конец желтой опасности. СПб., [1904]. С. 2.

[197] Вестник Европы. 1900. Т. V. С. 354-355.

[198] Тихомиров Л.А. Христианские задачи России и Дальний Восток // Тихомиров Л.А. Апология веры и монархии. М., 1999. С. 427, 443. В конце жизни, уже после Октябрьской революции, как и В.С. Соловьев, он будет пророчествовать о конце света и наступлении царства Антихриста. – Подробнее см.: Ремнев А.В. Крестный путь Льва Тихомирова // Исторический вестник. 1997. Специальный выпуск. Омск, 1997. С. 113-133.

[199] Введенский А.И. Дальневосточная война с философской точки зрения, в связи с вопросом о войне вообще. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1905. С. 42.

[200] Вот чего ждали мы, дети степей!

Вот она сродная, сердцу стихия!

Чудо свершилось: на грани своей

Стала Россия.

Брат Океан! ты как мы! Дай обнять

Братскую грудь среди вражеских станов.

Кто, дерзновенный, захочет разъять

Двух великанов?

(27 января 1904 г.)

[201] Брюсов В. Метерлинк-утешитель (О «желтой опасности») // Брюсов В. Мировое состязание. М., 2003. 89-90.

[202] Лукин А.В. Образ Китая в России (до 1917 года) // Проблемы Дальнего Востока. 1998. № 5. С. 139.

[203] Мережковский Д.С. Восток или Запад? // Мережковский Д.С. Вечные спутники. М., 1996. С. 655.

[204] Подробнее об эволюции идеи «желтой опасности» в России см.: Дятлов В.И. Современные торговые меньшинства: фактор стабильности или конфликта? М., 2000 (Глава 2 «Китайская диаспора и дискуссии о «желтой опасности» в дореволюционной России»), а также мою статью: Геополитические и национальные компоненты российской имперской политики // Проблемы развития российской государственности. М.; Омск, 2003. С. 401-437.

[205] Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001. С. 107

[206] Бродский А. Восточный синдром. Философия войны В.С. Соловьева и столкновение цивилизаций // Звезда. 2003. № 12.

[207] Куропаткин А.Н. Русско-китайский вопрос. СПб., 1913. С. 217-218.

[208] Снесарев А.Е. Грядущая дальневосточная политика // Афганские уроки. Выводы для будущего в свете идейного наследия А.Е. Снесарева. М., 2003. С. 95.

[209] Там же. С. 96.

[210] См.: Wells David The Russo-Japanese War in Russian Literature // The Russo-Japanese War in Cultural Perspective, 1904-05. / Ed. by D.Wells and S. Wilson. L.: Macmillan press LTD; N. Y.: St. Martin’s press, 1999. P. 108-133.

Александр Геннадиевич Нестеров, доктор исторических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений Уральского государственного университета им. А.М. Горького


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: