Основное для Фрейда не сознание, а бессознательное. Личность человека как бы трехслойна. «Оно» — комплекс инстинктивных желаний, рвущихся наружу. «Эго», то есть «я», — сознание, удерживающее эти инстинкты в разумных, человеческих границах. И «супер-Эго», сверх-я — то, что сознательно усваивается человеком от других людей, — требования общества, социальные нормы и т. д.
В жизни человека действует «принцип реальности», говорит Фрейд. Нельзя жить по законам «Оно»: тогда мы потеряем человеческий облик. Но, с другой стороны, немыслимо всегда соблюдать требования «Супер-Эго» — мы же люди, а не автоматы!
Однако «Супер-Эго» давит на нас: «Делай, как надо!» Мы не можем на практике не нарушать его требований — но испытываем при этом тревожность (фрустрацию), чувство вины. Включаются механизмы защиты, самооправдания, компенсации. Например, мы забываем то, что подсознательно хотим забыть.
«Эго» вынуждено действовать на два фронта: сдерживать рвущееся вперед «Оно» и в то же время примирять максимализм «Супер-Эго» с «естественным» стремлением сохранить индивидуальность. Но «Супер-Эго» не сдержишь — вот и приходится искать обходные пути, увертки. Какая уж тут гармония! «Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду…»
Вам, конечно, уже ясно, в чем важнейший просчет теории личности Фрейда. Социальная природа психики в целом начисто отрицается. «Оно», то есть желания, переживания — все, что лежит за пределами разума, — объявляется агрессивно внесоциальным и в то же время глубоко биологическим. А социальные компоненты сознания («Эго»), хотя они как будто и органичны, становятся у Фрейда источником постоянной внутренней дисгармонии личности. Социальное и биологическое вечно-де воюют в человеке.
Советские психологи, анализировавшие взгляды Фрейда, не раз отмечали: эта картина реалистична, но она типична для человека с патологическими отклонениями в структуре личности, для невротика. Фрейд был врачом, психиатром, имел дело с нервнобольными, и медицинская специальность сослужила плохую службу Фрейду-теоретику. Впрочем, и у нервнобольных «Оно» никак не сводимо к одним только биологическим потребностям, врожденным инстинктам.
Но эта картина реалистична и еще в одном отношении. Социальность социальности рознь. И если «Супер-Эго» отражает систему требований буржуазного общества, социальные нормы, диктуемые правящим классом.
«Эго», а проще — личность — может их не принимать, отталкивать, хотя и вынуждено к ним приспосабливаться. Но такая неустроенность личности не имеет ничего общего с универсальными общечеловеческими законами психики: она исторически и социально обусловлена, она — отражение в психике человека неустроенности самого общества, противоречий между господствующей идеологией и классовым сознанием. Вот этого-то не смог увидеть Фрейд.
И тем не менее он сделал большое дело для современной психологии тем, что привлек ее внимание к «слою», лежащему между сознанием и автоматическими, полностью бессознательными процессами, и тем помог перекинуть мостик между «душой» и механизмами поведения, деятельности. Фрейд, можно сказать, подкопался под пограничный столб между сознанием и несознанием.
Леонтьев А. А. Мир человека и мир языка. — М., 1984. — С. 118–119.