| Цель опыта | Содержание опыта |
| 1. Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений | Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой). Посадить семена — сухие и проращенные. Проращивать луковицы в сухой банке и банке с водой |
| 2. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений | Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету |
| 3. Подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости удобрений для роста растений | Взять два одинаковых растения, одно из них подкармливать |
| 4. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений | Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно — в теплое место, другое — в холодное |
| 5. Подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения | Наблюдать за ростом мать-и-мачехи на разных полянках |
| 6. Доказать разную потребность растений во влаге | Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку |
| 7. Выяснить влияние прополки, прореживания на рост и развитие растений | На части грядки не пропалывать и не прореживать растения |
Опыты с животными. Выявление действия органов чувств животных
| Цель опыта | Содержание опыта |
| 1. Определить, хорошее ли обоняние у кошки | Разложить перед кошкой пакетики с рыбой, печеньем, конфетами |
| 2. Выяснить, хорошо ли слышит кошка | Предложить детям шепотом позвать кошку, поскрести ногтем по поверхности стола |
| 3. Выяснить, какой корм любит животное | Разложить перед животным различные виды корма |
Вопросы и задания. 1. Что такое опыт? Каково значение опытов для развития детей? 2. Какие требования предъявляются к организации опыта? 3. Расскажите о содержании опытов с предметами неживой и живой природы. 4. Как можно фиксировать результаты опыта? 5. Проведите любой опыт и зафиксируйте его результаты в дневнике наблюдений или на модели.