Влияние межличностных отношений в семье на воспитание детей в семье

Семейные предпосылки развития неврозов у детей.

Влияние структуры семьи на воспитание детей.

Влияние межличностных отношений на воспитание детей в семье

Когда я стану взрослой,

то сделаю своих детей счастливыми.

Макаренко Катя,

ученица 9 класса

Мы становимся родителями в момент рождения первенца и постигаем основы воспитания ребенка с его взрослением, часто совершаем ошибки из-за незнания особенностей психологического развития данного возраста. Некоторые родители строят процесс воспитания по образу и подобию своих родителей; другие пытаются найти свой способ, знакомясь с опытом известных семей, например Никитиных; некоторые отдают процесс воспитания ребенка в руки дедушек и бабушек либо перепоручают это дело государственным учреждениям.

В педагогической психологии в отличие от педаго­гики к средствам воспитания можно отнести семью, коллектив, общение и межличностные отношения, т.е. то, с помощью чего осуществляется воздействие человека на человека. Как всякое средство, оно имеет свою форму и содержание. Такой формой выступает семья и коллектив, а содержательной стороной этой формы является общение и те межличностные отно­шения, которые складываются между родителями и ребенком, коллективом и личностью.

Семья - особого рода коллектив, выступающий в воспитании как форма и средство долговременно­го психологического воздействия на личность ре­бенка. Семья формирует базовые личностные каче­ства: доверие и страх, уверенность и робость, спо­койствие и тревогу, сердечность и теплоту в обще­нии, а может и наоборот воспитывать отчужден­ность и холодность, злость и агрессивность. Все за­висит от социально-психологического типа родите­лей. Если у тревожного типа матерей часто вырас­тают тревожные дети, то у доминирующего типа родителей, подавляющих или восхваляющих своих детей, могут сформироваться комплексы неполно­ценности. Родители, как правило, в 98% случаев воспитывают себе подобных детей. Мать, которая, за все, что у нее не получается, винит себя, а за все, что ей удается, благодарит судьбу и жизненные обстоятельства, с высокой долей вероятности мо­жет рассчитывать на образование такой же психо­логической установки у детей.

В связи с особой воспитательной ролью семьи воз­никает необходимость максимизировать положи­тельные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи в процессе воспитания ребенка. Для этого следует выделить внутрисемейные социально-пси­хологические факторы, определяющие воздействие. Частыми причинами негативного воспитания являются

ü систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений,

ü отсутствие взаимно­го доверия, внимания и заботы, как друг о друге, так и о ребенке, уважения, психологической поддержки и защиты.

Нередко причиной антивоспитательных действий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования, предъяв­ляемые супругами друг к другу. Но самыми, пожа­луй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несов­местимость нравственных позиций супругов, рассог­ласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, о6язанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье. Успешность воспитания детей в семье зависит от устойчивости брачных отно­шений. Поэтому существуют определенные законо­мерности семейной устойчивости в зависимости от типа характера, которым располагают родители. Так, наши исследования показали, что совершенно невозможен брак между супругами доминирующего и тревожнoго типов характеров. Несколько устойчивее брак возможен между супругами конформного типа характера и инфантильного, и устойчивые браки достигаются между сензитивным, интровертивным и гармоничным типами характеров. На некоторые особенности воспитания указывает Р.С.Немов, отмечая, что в психологически разных условиях оказываются и несколько по-разному должны воспитываться дети» родившиеся первыми и следующими в семье. Установлено, например, что со своим первенцем родители обращаются иначе, чем, с детьми, которые рождаются позднее.

Имеются данные, которые показывают, что после рождения первого ребенка может произойти заметное снижение удовлетворенности супружеством, как отцов, так и матерей. Супружеский дискомфорт, в свою очередь, ведет к ухудшению взаимоотношений между родителями и ребенком, к возможному замедлению его когнитивного, личностного и социально-психологического развития. Снижение супружеской удовлетворенности объясняется взаимодействием следующих пяти факторов:

1. Индивидуальных характеристик каждого члена семьи, в частности, представлений каждого из них о самом себе.

2. Отношений между мужем и женой, в особенности тех, которые возникают в системе распределения между ними домашней работы..

3. Взаимоотношений между каждым родителем и ребенком.

4. Связей, существующих между новой семьей и дву­мя исходными: родителями и родственниками мужа и жены.

5. Материальных и профессиональных обстоя­тельств жизни семьи.

Супружеская удовлетворенность или неудовлет­воренность могут быть обусловлены любым из этих факторов в отдельности или любым их сочетанием.

Снижение супружеской удовлетворенности на­чинается с момента беременности жены до дости­жения ребенком 18 месячного возраста. В то же время бездетные пары сохраняют стабильный уро­вень удовлетворенности в течение всего этого пе­риода. Восприятие себя в роли любимой снижается у женщин, например, значительно быстрее, чем у мужчин. Реакция же мужчин на переход в качество родителя наступает гораздо позднее.

Структура семьи. С появлением второго ребенка старший ребенок вы­нужден вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей: степени обычно обращено на младших детей. Самое же главное - старший ребе­нок, постепенно выполняет роли родителей, заме­щая их по силе психологического воздействия.

Братья и сестры по-разному влияют на воспита­ние мальчиков и девочек Мальчики, у которых есть старшие братья, проявляют, больше чисто мужских черт и интересов, чем девочки, имеющие старших сестер, обнаруживают у себя женские ин­тересы и черты. Девочки, у которых есть старшие братья, нередко оказываются более честолюбивыми и агрессивными, чем те, у кого таких братьев нет. Они также обладают многими мужскими чер­тами характера, имеют более развитые интеллекту­альные способности, чем девочки, которых воспи­тывали только старшие сестры.

Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где от­сутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными. Особенно заметно ощущается разница в поведении мальчиков в семьях без отцов в первые годы жизни. Двухлетние дети, живущие в таких семьях, нередко менее самостоятельны, и больше проявляют тревожность и агрессивность

чем дети, у которых были отцы. Поведение девочек, в таких семьях, мало чем отличается от введения девочек, воспитанных в полных семьях. Последствия развода, обычно сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют само­контроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглажива­ются. Такая же закономерность, но с менее выра­женными отрицательными симптомами наблюда­ется в поведении девочек после развода родителей.. Распад семьи отрицательно влияет на отноше­ния между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родите­ли сами испытывают нарушения душевного рав­новесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справиться с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке.

Имеются данные, которые показывают, что после рождения первого ребенка может произойти заметное снижение удовлетворенности супружеством как у мужей, так и матерей. Супружеский дискомфорт, в свою очередь, ведет к ухудшению взаимоотношений между родителями и ребенком, к возможному замедлению его когнитивного, личностного и социально-психологического развития. Снижение супружеской удовлетворенности объясняется присутствием следующих пяти факторов: Индивидуальных характеристик каждого члена семьи, властности, представлений каждого из них о самом себе.

Отношений между мужем и женой, в особенности тех, которые возникают в системе распределении обязанностей.

Семейные предпосылки развития неврозов у детей Патогенетически обоснованное определение невроза принадлежит В.Н. Мясищеву. Еще в 1934 году В.Н. Мясищев отмечал, что невроз представляет болезнь личности, в первую очередь болезнь развития личности. Под болезнью личности он понимал ту категорию нервно-психических расстройств, которая вызывается тем, как личность перерабатывает или переживает свою действительность, свое место и свою судьбу в этой действительности. Он уточнил, что невроз - это психогенное заболевание, в основе которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающие болезненно-тягостные переживания: неудач в жизненной борьбе, неудовлетворения потребностей, не достигнутой цели, невосполнимой потери. Неумение найти рациональный и продуктивный выход из переживаний влечет за собой психическую и физическую дезорганизацию личности.

В последние десять лет врачи активно разрабатываю проблему неврозов у детей и подростков: Захаров А.И.. «Неврозы у детей и подростков: Анализ. этиология и патогенез», 1988; Карвасарский Б.Д.. «Неврозы», 1990; Лебедев С.В., Козловская Г.В. «Совершенствование форм профилактики неврозов у детей // Всесоюзная конференция по организации психиатрической и неврологической помощи детям», 1980.

В настоящее время общепризнанной является точка зрения на неврозы как психогенные заболевания личности В.Д. Карвасарского и А.И. Захарова. Выделяя патогенную роль хронической психотравмирующеи ситуации, отечественные авторы связывают ее в большинстве случаев с наличием конфликтов, неправильным воспитанием в семье и потерей близких (А.И. Захаров, Г.В. Козловская, Л.Ф. Кремневая С.В., Лебедев и др.). Разрабатывая проблему неврозов у детей и подростков, А.И. Захаров выделил следующие факторы: 1) социально-экономические, 2) социально-психологические, 3) социально-культурные.

Теоретическую основу общей нервности у детей и подростков составляют классические взгляды ведущих ученых (А.И. Захаров, Е.В. Каган, Г.В. Козловская, Л.Ф. Кремнева, С.В. Лебедев, Л.В. Соколов и др.). Установленные ими закономерности возникновения и проявления нервности позволяют не только объяснить их причину, но и предупредить нарушение поведения возбудимого круга - повышенная возбудимость, неуправляемость, расторможенность вместе с агрессивностью, конфликтность. Общепризнанными стимулами, оказывающими влияние на возникновение нервности, являются факты, влияющие на мозг, в том числе при беременности, непосредственно при родах и в первые годы жизни.

Разнообразные формы анализа данной проблемы и рассмотрение ее с точки зрения акушерства проводились в 1987-1997 годах на кафедре акушерства и гинекологии Смоленской государственной медицинской академии под руководством А.Н. Иваняна и С.Б. Крюковского. Была разработана «Программа охраны здоровья населения». Было доказано, что остаточная мозговая органическая недостаточность у детей - результат антенатальной патологии.

Антенатальная патология - выраженная патология второй половины беременности, воздействие алкоголя, наркотиков, никотина в течение всей беременности, вирусные инфекции, резус-несовместимость при наличии антител и т.д. В последние годы увеличилось число детей, причина нервности которых - отдаленный результат патологического воздействия, главным образом, недостатком кислорода на мозг при рождении. Это -преждевременные роды, переношенная беременность, внутриутробная гипоксия плода, асфиксия во время рождения, механические повреждения головки плода в родах. В первые два года жизни воспалительные заболевание, такие как сепсис, грипп, эпидемический паратит и т.д. Механические повреждения - ушибы или сотрясения мозга.

Анализируя проблему невротических расстройств у детей, мы приходим к выводу о том, что выявление детей с ослабленной психикой –представляется актуальной задачей возрастной и педагогической психологии. Необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях ребенка, знать, какое из них может свидетельствовать о начале или проявлении нервно-психического расстройства.

Среди психотравм детского возраста основны­ми являются смерть и болезнь близких, испуг, конф­ликты между родителями, их развод или стремление родителей переделать характер ребенка.

К функциональным заболеваниям нервной сис­темы ведут не любые конфликты и неприятности, а лишь те, которые глубоко затрагивают интересы человека, вызывают у него сильное чувство неудов­летворенности, обиды, эмоциональный стресс.

Причину переживаний, нервного срыва не всег­да легко понять, ребенок иногда с трудом ее форму­лирует или даже осознает. Это особенно касается так называемых внутренних фрустрационных конфликтов с самим собой. К примеру, остро пере­живаются противоречивые чувства к одному и то­му же человеку (любовь и ненависть к бросившему семью отцу), несоответствие между желаниями и возможностями, способностями человека (мечтал стать великим актером, но не хватает таланта, спо­собностей; или несостоятельность честолюбивого, но неопытного руководителя, ученого).

Причины неврозов кроются в самых разнообраз­ных психотравмирующих ситуациях, в остром или хроническом эмоциональном стрессе. Неврозы де­лят на три основных вида: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний. Каждый из них возникает у людей с определенным типом высшей нервной деятельности, при конкретных ошибках в их воспитании и типичных неблагоприятных жиз­ненных ситуациях.

Неврастения (в переводе с латинского - "нерв­ная слабость") - самая частая расплата за неумение преодолевать барьеры общения, и она сама создает новые трудности в межличностных отношениях. Больных неврастенией беспокоит раздражитель­ность по самым незначительным поводам. Им труд­но сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сек­суальных ощущений.

Определенные особенности доминирующего социально-психологического типа характера способ­ствуют появлению неврастении: переоценка собственных возможностей, завышенные требова­ния к себе и другим, излишнее честолюбие, стрем­ление к лидерству, чрезмерная чувствительность к критике и служебным неудачам, внутренний фрустрационный конфликт между высокой самооценкой, уровнем притязаний и недостаточным запасом фи­зических, умственных, эмоциональных возможнос­тей для достижения поставленных целей.

Истерия - наблюдается чаще у женщин. Они подчас представляют себя тяжелобольными, несча­стными, "непонятыми натурами" и глубоко вжива­ются в созданный ими образ. Иногда достаточно случайной неприятности, мелкой семейной ссоры, незначительного служебного конфликта, чтобы больной начал горько рыдать, проклинать все и всех, угрожать покончить с собой. Истерическая реакция начинается обычно тогда, когда больному необходимо добиться чего-либо от окружающих или наоборот, избавиться от их якобы несправед­ливых иди попросту нежелательных требований. Эти реакции могут проявляться безудержными слезами, обмороками, жалобами на головокруже­ние и тошноту, рвотой, судорожными сведениями пальцев рук, а в целом, - симптомами почти любой болезни, известной данному человеку, может воз­никнуть мнимый паралич, глухота, исчезнет голос. Но при всем этом истерический приступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возникает по­мимо желания человека и заставляет сильно физи­чески морально страдать его самого. Избалован­ность, капризность, чрезмерно высокое самомне­ние и завышенные притязания, неприятие даже слабой критике в свой адрес - такие особенности характера человека провоцируют развитие истерии. Внутренний фрустрационный конфликт меж­ду завышенной самооценкой, самомнением и низ­кой оценкой данного человека со стороны окружа­ющих обусловливает возникновение истерии. Та­кая симптоматика часто встречается у инфантиль­ного социально-психологического типа.

Невроз навязчивых состояний (психастения) - проявляется в виде стойких тревожных мыслей, страхов, например, "заразиться болезнью", поте­рять близкого человека, покраснеть при беседе, ос­таться одному в помещении и т.п. при этом инди­вид хорошо понимает нелогичность своих опасе­ний, но не может от них избавиться. Чтобы хоть как-то снизить уровень тревожности, добиться об­легчения, он часто прибегает к "защитным ритуа­лам", например, стучит по дереву, по 30-40 раз в день тщательно моет руки и т.п. Тревожно мнитель­ный характер, нерешительность при необходимос­ти сделать выбор даже в мелочах ("купить - не ку­пить", "ждать автобус - или идти пешком") - эти свойства способствуют появлению подобного нев­роза. Внутренние фрустрационные конфликты и противоречия "хочу, но нельзя", "не хочу, но надо" и т.п., обусловливают возникновение психастении, часто встречающейся у тревожного социально - психологического типа личности.

Излишняя обидчивость, вспыльчивость боль­ных неврозом то и дело провоцирует конфликты. Так, страдающие неврозом мать или отец не в силах сдержать раздражения из-за малейшего непослу­шания ребенка, начинают кричать на него, а то и с ожесточением отшлепают, хотя уже через 15-20 ми­нут раскаиваются в этом. А малыш рыдает, считает себя незаслуженно наказанным, постепенно озлоб­ляется или становится "запуганным", плаксивым и в итоге по вине родителей тоже заболевает невро­зом. Таким образом, возникает парадокс: больной неврозом сам постоянно невольно порождает ситу­ации, более сложные, чем те, с которыми сталкивается здоровый человек. В детском возрасте - это за­тяжные конфликты с родителями, одноклассника­ми, учителями, в зрелые годы - с коллегами, начальством, супругом, соседями.

Лекция 21 ПСИХОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ (продолжение)

Тема: КОРРЕКЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВОСПИТАНИЯ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: