Федеральное агентство по образованию
Московская Государственная Академия
Тонкой Химической Технологии
имени М.В. Ломоносова
(МИТХТ)
Кафедра философии
Курс лекций по философии
(краткое изложение)
Часть III
Просвещения
Москва – 2009
© МИТХТ
УДК
1 (075.8)
ББК 87.3 я 73
Рецензент: проф. А.А. Деревянченко
Курс философии (краткое изложение). Часть третья. Философия Нового времени и Просвещения. / Под редакцией проф. д.филос.н. Ивановой А.А. – Учебное пособие. – М: ИПЦ МИТХТ, 2009.
Составители:
проф., д.филос.н. Иванова А.А. (С.6-7,16-24,52-53, 68-74)
проф., д.филос.н. Ледников Е.Е. (С.8-11,74-77)
доц., к.филос.н. Вольнякова О.А. (С.38-44,56-60,66-67)
доц., к.филос.н. Логина Н.В. (С.24-29)
доц., к.филос.н. Солодухин Д.В. (С.44-47)
доц., к.филос.н. Арапова Э.А. (С.47-52)
преп., к.филос.н. Арапов О.Г. (С.29-38)
преп., к.филос.н. Криволапова Ю.К. (С.12-16,64-66)
преп. Зубец Г.П. (С.53-55,60-64)
Текст учебного пособия составлен преподавателями кафедры философии МИТХТ им. М.В. Ломоносова. Тексту учебного пособия соответствуют разделы Хрестоматии по философии.
Утверждено Библиотечно-издательской комиссией МИТХТ
им. М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия
© МИТХТ им. М.В. Ломоносова
ОГЛАВЛЕНИЕ
ФРЭНСИС БЭКОН (1561 – 1626) 8
Критика научного и философского наследия Античности, Средневековья и Возрождения. 8
Индуктивный метод. 9
Учение об идолах. 9
О роли опыта в познании. 10
О роли науки в жизни общества. 11
ТОМАС ГОББС (1588-1679) 12
Сущность и назначение философии. 12
Учение о познании. 12
Гражданская философия. 13
РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650) 16
Назначение философии. 17
Проблема метода. 17
Картина мира. 21
Учение о человеке и обществе. 21
БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632–1677) 24
Монизм Спинозы. 25
Теория познания Спинозы.. 26
Этика Спинозы. 27
Спиноза о религии. 28
Спиноза о государстве. 28
ДЖОН ЛОКК (1632 – 1704) 29
Философия познания. 30
Этическая философия.. 37
ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646 – 1716) 38
Понятие субстанции как единицы силы. 39
«Монадология» – учение о монадах. 40
Система предустановленной гармонии. 41
Мировоззренческий характер «Теодицеи». 42
ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685-1753) 44
Цели и задачи философа. 44
Учение о познании. 44
Критерии истины.. 46
ДАВИД ЮМ (1711-1776) 47
Предмет и смысл философии. 47
О познании. 48
Проблема причинности. 49
Социальные взгляды Юма. 50
Специфика эмпиризма Юма. 51
ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII В. 52
ВОЛЬТЕР (1695 – 1778) 53
Социально-политические взгляды.. 53
Критика религии и церкви. 54
Деизм. 54
Социальная природа человека и мораль. 55
ДЕНИ ДИДРО (1713 – 1784) 56
Создание «Энциклопедии». 56
Мир есть материя в движении. 57
Единство чувств и разума в процессе познания. 58
Атеизм и нравственность.. 59
ЖАН ЖАК РУССО (1812 – 1878) 60
Влияние наук и искусств на нравственность. 60
Гипотеза о происхождении неравенства. 62
Теория общественного договора. 63
О воспитании и морали. 63
МОНТЕСКЬЕ (1689–1775) 64
ЖЮЛЬЕН ЛАМЕТРИ (1709 – 1751) 66
КЛОД-АДРИАН ГЕЛЬВЕЦИЙ (1715-1771) 68
Природа, движение, сознание, познание в истолковании Гельвеция. 68
Учение о человеке и обществе. 69
ПОЛЬ-АНРИ ГОЛЬБАХ (1723-1789) 74
Учение о материи и движении. 75
Человек как творение природы.. 75
Сенсуализм. Критика теории врожденных идей. 75
Критика религии. 77
Социально-политические взгляды.. 77