В) Возьмём в качестве улитки человека

Если перед человеком крутить круг с секторами разного цвета, то в отличие от улитки, он будет воспринимать смену цветов как вращение. Однако если внимательно присмотреться к собственной жизни и жизни окружающих нас людей, то легко увидеть, что они постоянно сталкиваются с одними и теми же проблемами, бегают по кругу. Большинство из них выполняют механистичную работу, становясь некими винтиками механизмов, как называл Гурджиев. Движение по кругу иллюзорных проблем всё больше превращает человека в бестолковый механизм. Как правило, такое вращательное движение и воспринимается им как жизнь. Чем больше в человеке от механизма и меньше истинно живого – тем он ближе к смерти.

Попытка приподняться над собой и забыть о себе «ради други своя» даёт ту точку возвышения, когда окружающий мир расширяется. И вместе с этим расширяется понимание этого мира, увеличивается правильность (по-научному – адекватность) мировосприятия, обостряется главный дистантный рецептор - совесть. Отрешившись от сиюминутных суетных бед человечества, можно понять направление эволюции жизни, можно ясно видеть будущее, можно видеть иллюзорность всех этих бед.

Если внимательно присмотреться, то у многих постоянно возникают одни и те же проблемы. У одного - проблемы с начальством, другой опаздывает, перед третьим захлопываются двери. Если с вами происходит нечто похожее, то это звонок о том, что вас уже захватил какой-то вращательный механизм. Значит необходимо «остановить мир» и понять, принять и отстраниться от суеты. Если вас несёт - попробуйте остановить мир и увидеть, какой вращательный механизм вас захватил.

Но, чтобы осуществить это, размышляйте над тем, что совершается исходя из собственной совести. Не ищите виновных, а понимайте свои ошибки, и старайтесь не повторять их в дальнейшем и освободиться от действия механизма, который затягивает вас в свои жернова. Не обращаясь к собственной совести, вы никогда не научитесь работать со своей судьбой и творить её. Как говорится, «каждый кузнец своего счастья, но не каждый кузнец – мастер». Если вы хотите быть мастером, творцом своей судьбы, тем, кто прокладывает свой путь – то знайте, что только совесть сможет высветить ВАШ ПУТЬ. В противном случае вы будете тонуть в круговороте чужих иллюзий, необходимых вам для подпитки вашего собственного виртуального мира.

Конечно, все мы щепки, которые несёт река жизни. Та щепка, которая имеет волю, чтобы создать у себя какой-либо движитель может свободно перемещаться по поверхности воды уже не только по течению реки. Но движения такой щепки беспорядочны и бессмысленны. Наличие воли это движитель. Но без карты и компаса, без ориентира во внешнем мире, без «привязки» собственного бытия к этому внешнему миру невозможно движение этой щепки к намеченному ориентиру. Именно совесть и «привязывает» наше бытие к этому внешнему миру, даёт возможность ориентирования по нему. В качестве компаса выступают генетически заложенные способности, обуславливающие тягу человека к тому или иному роду деятельности.

Если мы возьмём в качестве улитки человека, то придём к следующим выводам. Мы можем представить себе волевую улитку, упрямо ползущую к намеченной цели. Но представить себе улитку, постоянно сверяющую свои действия с голосом совести… Действительно смешно. Коренным отличием человека от животных на двух ногах и является голос совести, постоянно подвигающий человека к трудным решениям, осуществляя которые он и растёт над собой и становится всё более эволюционно совершенным существом. Преодолевая трудности на пути к собственной совести, раз за разом человек совершенствует свои возможности. Это путь человека, а не улитки.

Г) А можно ли проверить теорию практикой? … Попробуй.

Кризис человеческого общества является отражением кризиса наук о человеке. Основной критерий правильности в современной науке перенят от технических наук: теория проверяется практикой. Но и в естественных науках ни один практический результат не соответствует полностью ни одной теории, для них более правильно высказывание «теория осредняется практикой».

Возьмём простой пример. Из законов физики известно, что ускорение свободного падения равно 9,81… м/сек. кв. Таким образом, если сбрасывать какой-либо предмет с заданной высоты, то можно вычислить время падения этого предмета. Если высота значительная и время падения составит более минуты то, сколько не повторяй опыт, время будет, хоть незначительно, но отличаться. Да, в среднем, где-то так, но никогда точно. А если точно, то наверняка где-то ошибка. Конечно, можно учесть сопротивление воздуха, учесть изменение гравитационного поля в системе тел Солнце-Земля-Луна, вспышки на Солнце и, как следствие усиление потока «солнечного ветра». Но практический результат не совпадёт с теорией. И это в технических науках, науках «объективной реальности». А что же в отношении гуманитариев с их «субъективными реальностями»?

Для гуманитариев подобный критерий вообще не может быть применим, потому что гуманитарные науки строятся на мнениях авторитетов и их способностях к интерпретации фактов. Факты, которые не могут быть связно интерпретированы, попросту исключаются из рассмотрения любой теорией. Чего стоит только пресловутый фрейдизм! Вначале выискивается группа людей с различными отклонениями в психике. Затем для данной группы выискивается нечто общее, что лежит в основе этих отклонений. И, наконец, эта общая причина объявляется присущей всем без исключения (наверное, чтобы было не обидно). Можно, конечно допустить, что в основе психических заболеваний, наблюдаемых Фрейдом и его первыми последователями, лежит склонность к сексуальным отклонениям. Но то, что эта склонность присуща всем, без исключения, и то, что именно сексуальные извращения определяют поведение всего человечества – это, извините, лишь бред старого любителя кокаина.

Представляется более правильным введение в науку, прежде всего гуманитарную, критерия истинности, известного ещё в древней Элладе: наиболее верна та теория, которая объясняет большее количество явлений и фактов.

Только в этом случае мы будем иметь возможность наблюдать места расположения центров вращения. Только в этом случае мы сможем отличить вращение от движения. И, следовательно, движение механическое от движения живого. Бег по одному уровню от многоуровневой эволюции. В этом случае мы сможем отличить необходимое от того, что зависит лишь от нашей воли. Лишь в этом случае для изменения движения локомотива вместо того, чтобы бодаться с паровозом мы будем иметь возможность переключения стрелок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: