Е) Проблема совести в философии

Попытки решения проблемы совести в философии известны с первого века нашей эры. Философы Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий рассматривали совесть как приспособляемость к обстоятельствам, отрешённость от жизни, пассивность перед лицом судьбы. Таким образом, они подчёркивали регуляторный характер совести в отношении к общей активности человека. При этом регуляторные функции совести рассматривались ими как односторонне редуцирующие, снижающие общую активность.

Иммануил Кант считал совесть проявлением доброй воли, рождающей категорический императив, веление долга. Восприняв веление долга, человек регулирует своё поведение соответственно этому велению. Регулирование поведения осуществляется посредством совести. Кантом признаются регулятивные функции совести и, в первую очередь, как побудителя и источника активности.

Гегель считал совесть результатом длительной эволюции человеческого общества и сознания людей. Согласно Гегелю совесть имеет двойственную природу: истинную и мнимую. Мнимая совесть отличается субъективностью, она связана со способностью субъекта устанавливать для себя и внутри себя границы добра и зла. Такая совесть может заблуждаться. В то время как существует объективный критерий добра, с которым сообразуется личная совесть. По-видимому, разделение совести на мнимую и истинную понадобилось Гегелю для объяснения индивидуальных различий людей с развитой и неразвитой совестью, объяснения различных градаций совести. Важна связь совести с сознанием и познанием. Характер этой связи Гегелем не прояснён. Связь совести с объективным критерием добра значимый факт для решения проблемы совести.

Людвиг Фейербах не считал совесть возникшей из самой себя, путём самозарождения. Он считал её эхом болезненного крика человека, ущерблённого мной и обвинительного приговора человека, который, обижая другого, обижает самого себя.

Джон С. Миль считал внутреннюю санкцию главной верховной санкцией. Он считал совесть осознанием личностью своего долга и ответственности перед обществом. Джон С. Миль полагал, что это чувство долга изначально заложено в человеческой природе.

Интуитивисты рассматривают познание как интуитивное, а не как интеллектуальное. Согласно интуитивистам, совесть изначальна и выступает как интуитивная способность нравственного поведения. Совесть не является следствием образования, воспитания или приобретённых привычек. Подлинная совесть заключается в следовании своему собственному личному замыслу.

Существует эволюционно-натуралистическая теория совести, согласно которой совесть выводится из инстинктов, являясь продуктом естественного отбора, выживаемости видов и приспособления к окружающей среде. Эволюционная теория практически не различает инстинкт животного от общественного инстинкта человека. Она акцентируется на биологических предпосылках и делает заключение о наличие некой нравственности у животных.

Философы советского периода Нейфах А.А., Эфроимсон В.П., Астауров Б.Л. предложили биогенетическую теорию этики. Они считали, что альтруистическое начало в человеке, нравственность необходимо рассматривать не только как фактор социальной эволюции, но и как фактор биологической эволюции.

Наконец, философская энциклопедия даёт следующее определение: “Совесть - категория этики, обнимающая проблемы нравственного самоконтроля, личности, способность человека самостоятельно формулировать для себя моральные предписания, требовать от себя их исполнения и оценивать свои действия”.

Таким образом, можно видеть, что подходы к решению проблемы совести отличаются разнообразием и отсутствием системности. Признание совести свойством человеческой психики сочетается с отсутствием исследований взаимосвязи совести с другими психическими свойствами, процессами и явлениями, что и обуславливает отсутствие системности в решении проблемы совести. Общим моментом, при всём разнообразии подходов, является признание за совестью функции регулятора психической активности.

Для понимания феномена совести представляется необходимым исследование источников психической активности человека. С момента рождения у каждого человека начинают проявляться генетически обусловленные задатки. Из задатков, в течение жизни происходит формирование тех или иных способностей. Филогенетически закреплённые способности преобразуются в потребности. Появлению любой потребности в филогенетическом плане предшествует формирование какой-либо системы способностей. Например, потребность в пище является результатом филогенетического закрепления предшествующих ей способностей усвоения и переработки организмом определённых веществ, извлекаемых из окружающего мира. Потребность в общении формируется на основе способностей звуковой артикуляции и способности к согласованию своих действий с действиями других особей. При этом можно наблюдать не только формирование тех или иных потребностей, как филогенетически закреплённых систем способностей, но и взаимодействие, взаимовлияние, взаимную корреляцию способностей и потребностей.

Если считать источником активности человека только потребности, то оказывается очень трудным отделение потребностей от способностей. Представляется теоретически необоснованным игнорирование задатков и способностей в качестве источников активности человека. Человек, занятый творческим трудом, реализующий свои способности, зачастую “забывает” про такие базовые потребности как сон и еда. Способность к чему-либо вынуждает человека к активности. Вначале эта активность проявляется в поисковой активности, которая активирует генетически обусловленные задатки. В результате активации происходит реализация какой-либо способности, как системы активизированных, материализуемых задатков. Выявленная и закреплённая на каком-либо уровне сознания способность обладает свойством побуждения человека к её многократной реализации. Закреплённая в результате многократной реализации способность начинает терять свою побудительную силу. Но, устойчивые системы закреплённых способностей начинают восприниматься как потребность, которая также имеет побудительную силу.

Формирование способностей происходит из задатков, представляющих собой генетические программы энергоразвития. Логично предположить, что в наибольшей степени источником активности будут являться именно задатки человека, затем способности и лишь затем потребности. В то же время, осознание источников активности проще всего начинать именно с потребностей, так как они теснее связаны с сознательной деятельностью, с выбором направления психической активности человека. Они легче осознаются и вербализируются. Способности менее осознаваемы в силу того, что проявляются как некие, закреплённые в процессе развития, навыки или действия, будь то решение сложных математических задач или изготовление вещей.

Если удовлетворение потребностей наиболее тесно связано с задачами выбора и с работой наиболее филогенетически молодых отделов мозга: с работой лобных долей, то способности наиболее тесно связаны с остальными отделами мозга, отвечающими за организацию движений и, прежде всего, обеспечивающих высшие автоматизмы. Осознание задатков, как источников активности, ещё более сложно, так как задатки обуславливаются предрасположенностью нервной системы к выполнению тех или иных действие, структурной организацией нервной системы, обусловленной генетической наследственностью.

О том, что задатки-способности-потребности являются триединым источником активности человека, говорит и их связь с эмоциями. Так, источником положительной эмоции служит как удовлетворение какой-либо потребности, так и реализация какой-либо способности. При этом положительная эмоция от удовлетворения потребности может быть более сильной, но она практически всегда и более кратковременная по сравнению с положительной эмоцией, получаемой в результате реализации способности. Человек, занятый любимым делом способен забыть и про сон и про еду. Сильную положительную эмоцию, оставляющую длительный след в памяти человека, оставляет и процесс реализации заложенных задатков. Человек, у которого “вдруг что-то получилось” всегда испытывает сильную положительную эмоцию.

Отрицательные эмоции могут возникать, как следствие неудовлетворения какой либо потребности, так и как следствие невозможности реализации какой-либо способности. (Следует вспомнить наше раздражение, когда нас “отвлекают от дела”). Труднее осознаваем тот факт, что не реализация заложенных у человека задатков приводит к тому, что нервная система развивается в направлении ином, чем того требуют генетически закреплённые программы энергоразвития, что приводит к перенапряжению её наиболее слабых участков. Это неизбежно должно приводить к сбоям в работе нервной системы и к появлению вследствие этого отрицательных эмоций, возникновению стойкого отрицательного эмоционального подкрепления (чем больше нереализованных задатков, тем сильнее вроде бы беспричинная тоска - основа многих литературных изысков). Для более полного понимания источников активности следует рассмотреть филогенез эмоций.

Итак, следует признать, что источником активности человека является сложная система задатков-способностей-потребностей, имеющая сложные корреляционные взаимосвязи, являющаяся продуктом развёртывания как генетических, так и филогенетических программ. Для реализации этих программ, развития способностей и удовлетворения потребностей человек составляет и реализует определенные схемы действий, включая сложные поведенческие. Закрепление их происходит на сознательном, подсознательном и бессознательном уровнях. На основе этих закреплённых поведенческих схем и особенностей восприятия происходит выбор явлений окружающей жизни в качестве значимых событий. Их ожидание является фактором, предопределяющим жизненный путь человека, его представления о своей судьбе.

Для решения проблемы человеческой совести следует рассмотреть её влияние на задатки, способности и потребности. Совесть является сложным регулятором психической активности, побуждающим человека стремиться к гармонии с окружающим его миром. Совесть побуждает человека к активности, направленной не на то, чтобы получать что-либо из окружающего мира, а к активности, направленной на то чтобы отдавать что-либо в окружающий мир. Она лежит в основе созидательной активности человека, обеспечивает производительную мотивацию, в отличие от потребительной мотивации (определения В.Э. Мильмана). Это фактор, обеспечивающий энергоотдачу в процессе энергоинформационного обмена системы «человек - окружающий мир». Отметим, что в процессе филогенеза, с развитием психики, стремление к избеганию катастроф заменяется стремлением к гармонии с окружающим миром. Стремление к гармонии обеспечивает организму более высокую степень адаптации в непрерывно меняющихся внешних условиях, так как в этом случае легче отслеживаются тенденции изменения условий окружающего мира, происходит более полное его отражение.

Организм, стремящийся избегать катастроф, то есть необратимых изменений в энергоинформационном обмене системы организм-среда в подавляющем большинстве случаев имеет много большие шансы на выживание, чем не стремящийся к этому. Таким образом, происходит филогенетическое закрепление стремления к гармонии организма с внешней средой. В процессе филогенеза такое закрепление происходит на всё более высоких уровнях, вплоть до уровня психики. С эволюцией живого мира и развитием психики, увеличением мощи воздействия на окружающий мир всё большее значение приобретает некий внутренний регулятор активности, главное предназначение которого – помогать человеку и человечеству избегать катастроф, развивать гармонию с окружающим миром. Таким регулятором является совесть человека.

При этом, с эволюцией психики, меняется представление человека о катастрофе. Для человека с менее развитой психикой понятие катастрофы более плотно связано с физическим, материальным планом. Это утрата имущества, части своего тела или здоровья. Для более развитой психики катастрофа ассоциируется с внутренним, духовным планом, с утратой жизненных ценностей.

Стремление к гармонии лежит в основе чувства справедливости. Чувство справедливости можно считать чувством гармонии применительно к общественным отношениям. На основе этого чувства формируются нравственные нормы. Вербализация нравственных норм и их согласование приводит к созданию норм морали. Мораль служит той основой, на которой формируются те или иные законы общества, в том числе и юридические.

При попытке обнаружить некую систему, обеспечивающую стремление организма к гармонии на микробиологическом, генетическом уровне можно видеть, что такой системой является иммунная система человека. Иммунная система стремится к поддержанию динамического равновесия при взаимодействии человека с внешним миром на микробиологическом уровне. Её функция эволюционирует от уничтожения болезнетворных микробов и вирусов до контроля над их размножением и мутациями. Сильный иммунитет обеспечивает более высокую активность его владельцу и развитие его задатков в способности.

Естественно предположить наличие значительных корреляционных связей между внутренней и внешней гармонией человека, так и внутренняя и внешняя активность обеспечиваются одной нервной системой. Человек, живущий в согласии со своей совестью, представляет собой более устойчивое единое целое в плане психики, чем человек, терзаемый угрызениями совести. Он всегда более активен, всегда более уверен в своих силах.

Человек, находящийся на довольно низком уровне развития психики, также может не испытывать угрызений совести, в силу её неразвитости. Но, в силу неразвитости психики, его действия всегда более грубы, его самооценка - завышена, его оценка окружающего мира менее адекватна. В результате, человек, переоценивающий свои силы, во всё большей степени начинает подвергаться истощению жизненных сил и катастрофа в его жизни с каждым разом становится всё более вероятной. Если же он сумеет развить свою психику, то в этом случае к нему приходят угрызения совести за то, что он делал. Таким образом, можно говорить о наличии корреляционных взаимосвязей между совестью и активностью человека на уровне бессознательных процессов. Создавая определённый эмоциональный настрой в окружающем пространстве, человек подвергается усиленному воздействию со стороны этого фона, но уже на подсознательном и бессознательном уровнях.

Если обратиться к филогенезу способностей, то, с развитием психики, мы видим процесс превращения способностей потреблять в способности что-либо производить для окружающего мира, и как кульминацию развития способностей, – способность самопожертвования, свойственную не только человеческой психике, но и высокоорганизованным животным. Способности человека, во всё большей мере становятся социально-обусловленными, они во всё большей степени превращаются в сложные навыки, требующие специального и длительного обучения. Они во всё большей степени основываются на необходимости психического настроя на активность в социально-приёмлемом направлении, настроя на взаимодействие с другими людьми, настроя на гармонию с окружающими.

Чем выше стремление к гармонии – тем больше шансов для развития самых сложных способностей у конкретного человека. Отметим, что в основе многих способностей лежит именно чувство гармонии, способность ощущать гармонию окружающего мира. Очевидно поэтому великие советские педагоги сочетали нравственное воспитание с развитием способностей. Общее развитие способностей во всё большей мере обуславливается развитием способностей сочувствовать, сопереживать, лежащих в основе способности правильной оценки окружающих, окружающего мира и адекватной самооценки.

Таким образом, психологический настрой на социальное взаимодействие, на гармонию с миром будет обуславливать более интенсивное развитие способностей человека. Психологический настрой на противостояние миру неизбежно порождает затруднения в обучении и развитии способностей. Очевидно, что общая и социальная активность человека, направленного на социальное взаимодействие, значительно выше, также выше и эффективность его поведения.

Следует учитывать, что социальная желательность обществом человека, живущего по совести неизмеримо выше, чем человека бесчестного, так как его активность имеет созидательный характер. Психологический настрой на противостояние обществу всегда вызывает реакцию психологического отчуждения. Человек, живущий по совести всегда имеет в себе силу противостоять любому давлению, это сила, основанная на знании своей правоты, уверенности в себе, в следовании своему внутреннему критерию истинности. Человек, с развитой психикой, но не следующий голосу своей совести, всегда испытывает склонность к конформизму в ущерб внутреннему критерию истинности и, в конце концов, теряет его окончательно, становясь социально пассивным.

Человек с неразвитой совестью испытывает склонность к противостоянию обществу. В его восприятии внешний мир враждебен. Но, отторгая мир, он сам становится отверженным, а как писал Чаадаев, страх быть отверженным для человека всегда страшнее страха смерти. Его может мучить жажда активности, однако его возможности проявления такой активности минимальны в силу неразвитости его способностей. Таким образом, активность человека в развитии его способностей обусловлена его стремлением или не стремлением к развитию своей нравственности, его совестью. Можно видеть, что существуют определённые корреляционные взаимосвязи между совестью человека и его активностью на уровне подсознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: