Правительство Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Исторический факультет
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
И.о. декана факультета Проректор по
учебно-методической работе
А.Х. Даудов Н.В. Каледин
_________________ _____________________
(дата, подпись, ФИО) (дата, подпись, ФИО)
Учебный план
Среднесрочной дополнительной образовательной программы
«Отечественная история:
повышение квалификации преподавателей высших учебных заведений»
Разработчики:
Колесников Анатолий Яковлевич, доцент, к.и.н.
Ходяков Михаил Викторович, профессор, д.и.н.
Рецензент:
Филюшкин Александр Ильич, доцент, д.и.н.
Санкт-Петербург
Учебный план
среднесрочной дополнительной образовательной программы
«Отечественная история: повышение квалификации преподавателей высших учебных заведений»
Реализуется а) В рамках программ дополнительного профессионального образования «Повышение квалификации по основным образовательным программам ВУЗа (509 позиция раздела «Основные и дополнительные образовательные программы приложения 1.1., лицензия СПбГУ от 26.01.2012 № 2446) и в рамках основной образовательной программы по базовой специальности — 030400 «История».
б) шифр направления программы повышения квалификации № 77 — «Программы дополнительного образования для специалистов по актуальным вопросам в области гуманитарного образования».
Цель: повышение уровня компетенций научно-педагогических работников высших учебных заведений, научно-исследовательских учреждений, государственных и негосударственных учреждений. Ознакомление слушателей с новейшими научными концепциями исторической науки и методами исторических исследований. Изучение слушателями актуальных проблем исторической науки, современных принципов преподавания истории в высшей школе, форм и способов использования новейших технических и компьютерных средств обучения. Усовершенствование и закрепление на практике знаний и умений в преподавательской деятельности. Возможность работать в библиотеках и архивохранилищах Санкт-Петербурга.
Категория слушателей: лица с высшим образованием
Продолжительность обучения: 500 академических часов из них 248 аудиторных часов (4 месяца)
Форма обучения: с отрывом от работы.
Режим занятий: 4 дня в неделю по 4 аудиторных часов
Документ об образовании: свидетельство государственного образца
Ведомственная принадлежность программы: по прямым договорам с физическими и юридическими лицами.
План учебного процесса (тематический план)
Наименование тем занятий | Трудоемкость в часах | ||||||
Всего часов | Аудиторных часов | Самостоятельная работа, час. | |||||
Всего | Лекции, час | Практические занятия, час. | |||||
Новые направления в исторической науке | |||||||
Основные направления развития современной теории и методологии истории | |||||||
Народ и власть в истории России | |||||||
Банки и базы данных в историческом исследовании | |||||||
Современные методы источниковедения | |||||||
Русская историография | |||||||
Современные принципы преподавания истории в высшей школе | |||||||
Новейшие концепции истории культуры | |||||||
Российское государство, общество и человек в XX – XXI века | |||||||
Балтийский мир и Россия | |||||||
Музеи и памятники Петербурга | |||||||
Дисциплина по выбору: | |||||||
Межэтнические конфликты на Балканах | |||||||
Современная социально-политическая система и экономика стран СНГ и ближнего зарубежья | |||||||
Дисциплина по выбору: | |||||||
История военного искусства | |||||||
Пространство и время в археологии и истории | |||||||
Дисциплина по выбору: | |||||||
Межэтнические конфликты на Балканах | |||||||
История Северо-Запада и Севера России | |||||||
Дисциплина по выбору: | |||||||
Современные проблемы этнологии | |||||||
Политика России на постсоветском пространстве | |||||||
Дисциплина по выбору: | |||||||
Происхождение человека | |||||||
Кочевые империи Евразии | |||||||
Дисциплина по выбору: | |||||||
История Санкт-Петербурга | |||||||
Мировые религии в странах Европы и Америки | |||||||
Итоговая аттестация (ВКР) | |||||||
Итого | |||||||
Учебно-методическое обеспечение среднесрочной программы:
мультимедийный проектор для проведения практических занятий и лекций, аудитории, оборудованные аудиовизуальной техникой новейшего поколения.
Список рекомендованной литературы прилагается.
Текущий контроль: контроль посещаемости и присутствия на занятиях.
Промежуточный контроль: промежуточные письменные зачетные работы по комплексам тем.
Итоговый контроль: выпускная квалификационная работа.
Дополнительная служебная информация:
Руководитель программы:
Даудов Абдулла Хамидович, д.и.н., профессор, заведующий кафедры истории народов стран СНГ тел.: 323-64-59
Куратор:
Семенов Владислав Валерьевич, специалист по учебно-методической работе в службе обеспечения дополнительных и краткосрочных образовательных программ Учебного отдела по направлениям история, психология и философия.
тел.: 323-49-45, e-mail: pk-history@yandex.ru
Информация о ППС, участвующем в реализации программы: Даудов Абдулла Хамидович, д.и.н., профессор; Колесников Анатолий Яковлевич, к.и.н., доцент, Ходяков Михаил Викторович, д.и.н., профессор; Ростовцев Евгений Анатольевич, к.и.н., доцент; Кащенко Сергей Григорьевич, д.и.н., профессор; Филюшкин Александр Ильич, д.и.н., профессор.
Разработчики программы к.и.н. Колесников А.Я. _____________________________________ (дата, ФИО, подпись) д.и.н. Ходяков М.В. _____________________________________ (дата, ФИО, подпись) | СОГЛАСОВАНО Управление образовательных программ _____________________Григорьев И.М. |
Рекомендуемая литература:
1. Албанский фактор в развитии кризиса территории бывшей Югославии. Документы, в 3 томах. Т. 3. (200-2005). СПб., 2003.
2. Балтия в контексте Северного пространства. От Средневековья до 40-х годов XX века. М., 2009.
3. Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М., 1972.
4. Вовина В.Г. Школы изучения русских летописей в XIX-XX вв. СПб., 2012.
5. Возгрин В.Е. Россия и европейские страны в годы Северной войны. Л., 1986.
6. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М., 2003.
7. Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М., 1995.
8. Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М., 1991.
9. Гуськова Е.Ю. История югославского кризиса (1990-2000). М., 2001.
10. Дворниченко А.Ю. Российская история с древнейших времен до падения самодержавияМ.: Издательство «Весь Мир», 2010
11. Долуханов П.М. История Балтики. М., 1969.
12. Зутис Я.Я. Остзейский вопрос в XVIII веке. Рига, 1946.
13. Источниковедение истории СССР/ Под ред. И.Д. Ковальченко. М., 1973.
14. Источниковедение новейшей истории России. Теория, методология, практика. М., 2004.
15. Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: учебное пособие/ И.Н. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М., 2004.
16. Казаков Р.Б. Медушевская О.М. Методология и теория истории: Учебно-методический модуль. М., 2002.
17. Кен О., Рупасов А., Самуэльсон Л. Швеция в политике Москвы. 1930—1950-е годы. М., 2005.
18. Кобзарева Е.И. Дипломатическая борьба России за выход к Балтийскому морю в 1655-1661 гг. М., 1998.
19. Копосов Н.Е. Как думают историки. СПб., 2002.
20. Кузнецов Д.В. Югославский кризис: взгляд сквозь призму общественного мнения. М., 2009
21. Методика преподавания истории в средней школе. М., 1986.
22. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII-начало XX в.): Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб.: Дм. Буланин, 1999. Т. 1, 2. 2-е исправл. изд. СПб.: Дм. Буланин, 2000. Т. 1, 2. 3-е исправл. изд. СПб.: Дм. Буланин, 2003. Т. 1, 2.
23. Наумова Г.Р., Шикло А.Е. Историография истории России. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
24. Некрасов Г.А. Тысяча лет русско-шведско-финских культурных связей IX-XVIII вв. М., 1993.
25. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе. Калининград, 2000.
26. Про [Прост] Антуан Двенадцать уроков истории. М.,2000.
27. Рубинштейн Н.Л. Русская историография/ Н. Л. Рубинштейн; [вступ. ст., указ. М. В. Мандрик]. - [2-е изд.]. - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008.
28. Румянцева М.Ф. Теория истории: учебное пособие. М., 2002.
29. Савельева И.М., Полетаев А.В. Теория исторического знания. СПб., 2008
30. Савельева И.М., Полетаев А.В.: Знание о прошлом: теория и история: в 2-х тт. СПб.,2003-2006.
31. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2002.
32. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе. М., 2007.
33. Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М.,2000.
34. Форстен Г.В. Борьба из-за господства в Балтийском море в XV и XVI столетиях. СПб., 1884.
35. Шапиро А. Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 г. Учебное пособие. 2-изд. М.: Изд. «Культура», 1993.