
| Релятивизм | Абсолютизм | |
| Периоды: | (в %) | (в %) |
| 400— 500 | ||
| 500— 600 | ||
| 600- - 700 | ||
| 700— 800 | ||
| 800— 900 | ||
| 900—1000 | ||
| 1000—1100 | ||
| 1100-1200 | ||
| 1200—1300 | ||
| 1300—1400 | 20.8 | 79.2 |
| 1400—1500 | 23.1 | 76.9 |
| 1500-1600 | 40.4 | 59.6 |
| 1600-1700 | 38.0 | 62.0 |
| 1700—1800 | 36.8 | 63.2 |
| 1800—1900 | 37.9 | 62.1 |
| 1900—1920 | 48.6 | 51.4 |
Таблица показывает, как релятивизм высших ценностей от этического summum bonum1* до истины и красоты, отсутствующих в средневековый период, возродился в XIV веке и по мере возрастания, с незначительными отклонениями в последующие века, достигает своего максимума в нынешнем столетии. Эти цифры свидетельствуют о прогрессирующей релятивизации всех ценностей, как помянутых нами в предыдущем повествовании, так и о которых еще будет идти речь, релятивизации, которая стремится лишить ценности самой сути, чтобы они не могли далее быть ни нормами, ни ценностями. Однако факт количественного преобладания абсолютизма (51.4%) над релятивизмом (48.6%) не должен вводить нас в заблуждение. Малая порция виски или несколько капель яда способны отравить или интоксицировать воду. Следует помнить об этом и применительно к обсуждаемым вопросам. Суть дела, видимо, в относительном увеличении или уменьшении каждого изучаемого направления. Скачок релятивизма, скажем, от 40% до 48% достаточен, чтобы ослабить, раздробить, разрушить этические или любые иные ценности. Что же касается всех этих ценностей, то мы живем в век их чрезвычайной релятивизации и разрушения. Они, в свою очередь, являются показателем умственной и моральной анархии, ибо ценность, которая больше не универсальна, становится псевдоценностью, игрушкой фантазий и желаний2.






