Религиозная реформа Эхнатона

В XV в. до н.э. Аменхотеп IV заменил политеизм и культ Ра почитанием единого божества солнечного диска — Атона. Новой столицей Египта становится вновь отстроенный город Ахетатон (горизонт Атона), свое имя Аменхотеп меняет на Эхнатон (угодный Атону). Целью реформы Эхнатона было ослабление влияния жрецов и усиление светской власти — власти фараона. По сути, эта религиозная реформа была первой попыткой установления монотеистических представлений.

Эхнатон отдаляет от себя жрецов и приближает художников и поэтов. Теперь древние каноны становятся необязательными, а в рельефах и росписях гробниц и дворцов изображаются пиры, праздники, арфистки и танцовщицы, приемы послов, лирические сцены, одевания и косметические процедуры знатных дам. Изменяется сам метод изображения: появляются непривычные позы и ракурсы — в фас, в три четверти, даже со спины, фигуры заслоняют одна другую, рисунок становится прихотливым. В литературу проникают мотивы гедонизма, но вместе с тем и скепсиса, усталости, как в миниатюре «Разговор разочарованного со своей душой», которая включает такие строки: «Смерть стоит сегодня предо мною, словно запах лотоса».

Письменность и литература Древнего Египта

Египтяне выработали иероглифическую письменность, которая былабуквенно-слоговой и насчитывала около 700 иероглифов. Она была расшифрована в 1822 г. французским ученым Франсуа Шампольоном, который предположил, что картуши — овальные рамки, в которые заключались иероглифы, должны отражать наиболее важную информацию о фараоне — прежде всего его имя. Сопоставив сведения о найденных надписях, Шампольон прочитал имена Клеопатры и Птолемея, эти иероглифы и стали ключом к древним письменам фараонов. Благодаря письменности была создана богатая литература: сказки, поучения,мифы, поэтические произведения. Именно из Египта в литературу других стран Переднего Востока и античной Греции пришли многие сюжеты, использованные впоследствии в баснях Эзопа, в любовной поэзии, в текстах Библии. К примеру, христианские представления о Страшном суде связаны с египетскими воззрениями о загробном суде Осириса, описанном в Книге мертвых. Также и чение о Логосе имеет генетическую связь с египетской культурой, а некоторые места из египетских «Поучений» встречаются в «Притчах Соломоновых». Прообразы некоторых христианских святых также пришли из Египта: изображаемый с собачьей головой египетский бог Анубис встречается в русских иконах в образе святого Христофора Псеглавца, образ архангела Михаила многие ученые связывают с богом Тотом. Таким образом, древнеегипетская культура, несмотря на свое своеобразие, стала не только уникальным образцом культуры Востока, но и заложила основы для развития многих народов Европы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: