Особенности искусства второй половины XIX в

Многообразие тенденций общественной мысли XIX в. нашло отражение в искусстве, где, с одной стороны, обострилась критика социальной действительности, а с другой — идеализировалось историческое прошлое России и усилилась тяга к национальномув искусстве. Основной темой искусства этого периода стала тема народа — страдающего, униженного, но могучего и талантливого.

Обозначенные принципы с наибольшей полнотой воплотились в живописи, преимущественно жанровой, вскрывающей не пороки личности, но пороки общества. Данную направленность искусства определяли художники, объединившиеся в Товарищество передвижных выставок под руководством И.Н. Крамского («Мина Моисеев», «Русалки», «Христос в пустыне»), который вышел из Академии художеств. Большую поддержку передвижникам оказали критик В.В. Стасов и меценат П.М. Третьяков. Тончайшая психологическая достоверность, умение вскрыть и пороки личности и пороки общества, безупречность композиции, рисунка и живописи отмечает полотна И.Е. Репина и особенно широко известное полотно «Бурлаки на Волге», В.И. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком», «Иван Грозный и сын его Иван»), В.М. Васнецова («Три богатыря», «Витязь на распутье»), по-разному освещающих страницы русской истории.

Их взгляды разделяли К.А. Савицкий («На войну»), В.Е. Маковский («Ночлежный дом», «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге»), И.М. Прянишников («Крестный ход»), Г.Г. Мясоедов («Страдная пора»), Ф.С. Журавлев («Перед венцом»). О демократизации жанра свидетельствует новая эстетика пейзажа передвижников, позволяющая обращаться к неброскому русскому ландшафту и вносить в реалистическое изображение эмоциональную окраску (лирические пейзажи И.И. Левитана («Озеро», «Золотая осень») и героические — И.И. Шишкина («Корабельная роща», «Дубы»)). Библейская тематика нашла отражение в работах И.Н. Крамского и Н.Н. Ге («Тайная вечеря», «Петр I допрашивает царевича Алексеея в Петергофе»).

Близким деятельности передвижников было творчество композиторов Могучей кучки: М.П. Мусоргского (оперы «Борис Годунов», «Хованщина» и др.), который, так же как и В.Г. Перов, показывал могучую силу народа, задавленную царизмом, А.П. Бородина (опера «Князь Игорь» и «Богатырская симфония»), Н. А. Римского-Корсакова (оперы «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста»), М.А. Балакирева, Ц.А. Кюи, музыкального критика В.В. Стасова, П.И. Чайковского (оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»), поднявших целые пласты народной истории и истории государства и по-новому представивших народ в его поисках всечеловеческого спасения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: